Новости Комитета

М. Щетинин: Задача аграрной науки — обеспечить качество и конкурентоспособность отечественной продовольственной продукции

В Совете Федерации обсудили вопросы интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов.


В Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов».

Вел мероприятие председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной и природопользованию Михаил Щетинин Щетинин
Михаил Павлович
представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края
Щетинин Михаил Павлович
.

Смотрите также

«Перед аграрной наукой стоит задача не только снять технологическую зависимость и зависимость в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельхозпродукции, но и обеспечить наличие на российском рынке высококачественной и конкурентоспособной продовольственной продукции отечественного производства, а также сделать систему аграрного образования драйвером развития агропромышленного комплекса», — подчеркнул парламентарий.

Сенатор напомнил, что Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. отметил, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни.

Также Указом Президента РФ в 2016 г. утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Документ определяет приоритеты научно-технологического развития страны на ближайшие 10–15 лет. Эти направления позволят получить научные результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего продовольственного рынка и устойчивого положения России на внешнем рынке.

Михаил Щетинин отметил, что особая роль отводится аграрной науке. Важно отметить, что формы интеграции научной и образовательной деятельности закреплены статьей 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями могут создаваться лаборатории, осуществляющие научную деятельность. Целесообразно активизировать этот процесс в аграрных ВУЗах и отраслевых НИИ в рамках реализации научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием сельского хозяйства, сказал парламентарий.

М. Щетинин
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
И. Лебедев и И. Гехт
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
В. Гусев
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
И. Лебедев и И. Гехт
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»
М. Щетинин
«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

М. Щетинин

1 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

2 из 22

И. Лебедев и И. Гехт

3 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

4 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

5 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

6 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

7 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

8 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

9 из 22

В. Гусев

10 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

11 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

12 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

13 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

14 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

15 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

16 из 22

И. Лебедев и И. Гехт

17 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

18 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

19 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

20 из 22

М. Щетинин

21 из 22

«Круглый стол» на тему «Об интеграции усилий научных и образовательных учреждений АПК в целях активизации научных исследований и подготовки специалистов»

22 из 22

Сенатор подчеркнул, что необходимо сосредоточить внимание на разработке и внедрении в производство наиболее востребованных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки. В частности, речь идет, в первую очередь, о производстве семян высших репродукций сельскохозяйственных растений, племенной продукции по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства, производстве высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, обеспечении контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг. Ресурсный потенциал российской научно-технической сферы для целей указанной Программы представлен 208 научно-исследовательскими институтами и 21 междисциплинарным крупным исследовательским центром ФАНО России, 29 организациями в системе Минсельхоза России, 54 отраслевыми вузами, 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, проинформировал Михаил Щетинин.

Глава Комитета СФ сообщил, что численность научно-педагогических работников в подведомственных Минсельхозу России вузах составляет 14040 чел., из которых 7173 чел. имеют возраст до 39 лет. Кроме того, для успешной реализации Программы призваны созданные на базе 40 подведомственных Минсельхозу России вузов 167 малых инновационных предприятий (далее – МИП). Среди общего количества МИПов, созданных на базе подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений, 40 предприятий за 2017 г. достигли объемов дохода более 1 млн. руб.

Сенатор обратил внимание, что научные исследования по созданию новых сортов и линий трансгенных культур, оценке их биологической и хозяйственной ценности, а также возможных рисков их внедрения интенсивно ведутся в трех десятках ведущих стран мира, среди которых лидирующие положения занимают США, Китай, Австралия, Япония, Великобритания, Голландия, Франция, Канада и др.

«Для предотвращения отставания России в данной сфере требуется кардинальное усиление финансирования исследований в области сельскохозяйственной биотехнологии, в том числе, ДНК-технологий, позволяющих маркировать гены, контролирующие хозяйственно-ценные признаки растений, животных и переносить их в новые генотипы с помощью методов генетической инженерии или традиционной селекции», — считает Михаил Щетинин.

Сенатор подчеркнул, что, несмотря на очевидные успехи в развитии агропромышленного производства и самообеспечения продовольствием, Россия сохраняет зависимость от импортного посадочного и генетического материала. Так, по данным Минсельхоза России, в общем объеме высеянных семян доля импорта составляет: картофеля – 95 проц., сахарной свеклы – 90 проц., подсолнечника – 62 проц., кукурузы – 43 проц., овощных культур (морковь, свекла, лук, горох) – 80 проц… При этом из‑за рубежа поставляются семена гибридов F1, не подлежащие воспроизводству. Производство пищевого яйца, по аналогии с мясными курами, также базируется на кроссах зарубежной селекции.

Михаил Щетинин считает, что успешному решению поставленных задач будет способствовать интеграция усилий научных и образовательных учреждений АПК.

В обсуждении повестки дня приняли участие статс-секретарь — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Иван Лебедев, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Владимир Тимонин, вице-президент Российской академии наук, Отделение сельскохозяйственных наук РАН, академик РАН Ирина Донник, представители Минсельхоза России, Минобразования России, Российской академии наук, ФАНО России, ректоры ВУЗов и руководители НИИ, эксперты.