Сенаторы и эксперты обсудили итоги реализации и исполнения Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В Совете
Федерации состоялось совещание «Об итогах реализации в 2018 году
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы и прогнозах ее исполнения в 2019 году».
Провел
заседание первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
Лисовский
Сергей Федоровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области
Сенатор подчеркнул, что от темы, которая обсуждается сегодня, напрямую зависит развитие аграрного производства. «В настоящее время агропродовольственный комплекс России, как и вся экономика страны, работает в сложных социально-экономических условиях. Несмотря на это, в последние годы благодаря поддержке государства, сельское хозяйство показывает стабильный рост производства», — сказал он.
Развитие аграрного производства продолжает сталкиваться с проблемами
По словам законодателя, в связи со сложной экономической ситуацией, развитие аграрного производства продолжает сталкиваться с проблемами, снижающими устойчивость его дальнейшего роста и решения проблем импортозамещения. В 2018 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. было выделено 254,14 млрд рублей на поддержку сельского хозяйства. Фактически мероприятия Госпрограммы профинансированы в объеме 249,5 млрд рублей, или 98,2 проц. к бюджетной росписи. На 2019 г. запланировано выделение средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы в размере 303,6 млрд руб.
Сергей Лисовский отметил, что на практике при применении мер государственной поддержки возникает немало вопросов — эффективность «единой субсидии», доступность для сельскохозяйственных товаропроизводителей и малых форм хозяйствования льготных кредитов, и другие. Так, по мнению экспертов, в России к льготному кредитованию имеет доступ ограниченный круг высокорентабельных организаций, большая доля крестьянских фермерских хозяйств не имеют доступа к кредитованию.
«Нехватка мелиорированных земель, эрозия, уплотнение и потеря плодородия почв являются одним из факторов, определяющих урожайность сельскохозяйственных культур, и, как следствие, доходность сельхозтоваропроизводителей», — подчеркнул Сергей Лисовский.
Сенатор считает, что требуют решения вопросы мониторинга и регулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции. АПК сегодня испытывает проблемы в обеспечении техническими средствами, минеральными и органическими удобрениями. Серьезной проблемой остается неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Вызывают озабоченность низкий уровень доходности и высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ежегодно уменьшается количество сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Особое внимание Сергей Лисовский обратил на острую нехватку квалифицированных кадров в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе. «Решение всех этих проблем напрямую зависит от объема и эффективности государственной поддержки. Безусловно, при реализации конкретных управленческих решений необходимо учитывать особенности каждого конкретного субъекта Российской Федерации», — подчеркнул парламентарий.
В рамках подготовки мероприятия Комитет проанализировал все предложения, полученные от регионов, в которых было названо немало направлений, требующих привлечения дополнительных средств. Было отмечено, что необходимо активизировать работу по своевременному доведению средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей из бюджетов как федерального, так и регионального уровней. Для закрепления положительной динамики роста производства сельскохозяйственной продукции необходимо в 2019–2025 гг. обеспечить приоритетное финансирование АПК и эффективное освоение выделяемых средств.
Также Сергей Лисовский отметил, что от своевременной и качественной подготовки нормативных правовых актов зависит эффективность реализации принятых законодательных решений. За период, прошедший с прошлого рассмотрения Комитетом СФ этого вопроса Министерством проделана определенная работа, приняты 14 подзаконных актов. Всего в настоящее время эта работа ведется по 49 подзаконным актам по 18 федеральным законам. «Мы продолжим мониторинг ситуации с разработкой нормативных правовых актов Минсельхозом России и дополнительно рассмотрим этот вопрос на заседании Комитета до конца осенней сессии 2019 года», — пообещал законодатель.
Статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Иван Лебедев проинформировал о ходе подготовки Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм федеральных законов, принятых в 2014 – 2019 гг.
По итогам обсуждения участники совещания рекомендовали Государственной Думе ускорить принятие проектов федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий», «О внесении изменений в статьи 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административного наказания в виде предупреждения за самовольное занятие земельного участка, за использование земельных участков не по целевому назначению, а также за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению) и другие.
В мероприятии приняли участие члены Комитета СФ по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию Геннадий
Орденов,
Орденов
Геннадий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области
Виктор Новожилов,
Новожилов
Виктор Феодосьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Архангельской области
заместитель
Министра промышленности и торговли РФ Александр
Морозов,
Морозов
Игорь Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Рязанской области
представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического
развития РФ, профессионального сообщества, эксперты.