Новости Комитета

Сенаторы приняли Постановление палаты о противодействии незаконной вырубке леса

Председатель СФ предложила создать совместную с Государственной Думой рабочую группу по изменению законодательства, внесению поправок в Лесной кодекс, чтобы прекратить незаконные рубки леса.


В ходе 450-го заседания Совет Федерации рассмотрел вопрос «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке».

Смотрите также

Председатель СФ Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
заверила, что парламентарии будут каждые полгода возвращаться к теме «черных лесорубов». Она предложила направить разработанное верхней палатой Постановление о противодействии незаконному обороту древесины заместителю Председателя Правительства РФ Алексею Гордееву и выразила надежду, что в течение месяца предлагаемые сенаторами меры будут рассмотрены.

Глава СФ также предложила создать совместную с Государственной Думой рабочую группу по изменению законодательства, внесению поправок в Лесной кодекс с тем, чтобы прекратить незаконные рубки леса.

В ходе обсуждения вопроса выступили заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, Лебедев
Владимир Альбертович
представитель от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области
Лебедев Владимир Альбертович
заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов и представитель Генеральной прокуратуры РФ Евгений Надыршин.

По итогам обсуждения сенаторы приняли за основу проект Постановления палаты. Документ представил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Майоров
Алексей Петрович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия
Майоров Алексей Петрович

В Постановлении СФ отмечается, что национальное лесное законодательство Российской Федерации основывается на принципах устойчивого управления лесами, сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения. Повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России относятся к приоритетам государственной политики.

По мнению авторов документа, в настоящее время в мире нарастает активность в сфере противодействия незаконным рубкам лесных насаждений и незаконному обороту древесины, что привело к существенному обострению конкуренции на внешних рынках сбыта лесобумажной продукции.

Сенаторы указывают на то, что результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти меры, состояние законности в сфере заготовки и реализации древесины остается неудовлетворительным.

В ходе рассмотрения проблем незаконного лесопользования в рамках Всероссийского лесного форума, «круглых столов», а также региональных совещаний (Чита, Хабаровск, Барнаул) Комитетом СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отмечалось, что наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений – 7,5 млн куб. метров, отпуске древесины, необходимой для удовлетворения собственных нужд граждан, – 5–6 млн куб.метров. Объемы незаконных рубок лесных насаждений, осуществляемых с целью получения незаконного дохода, не превышают 4–5 млн куб.метров. Таким образом, общий объем незаконного лесопользования в Российской Федерации оценивается в 16–18 млн куб.метров или 8–10 процентов от законного лесопользования.

В Постановлении подчеркивается, что изучение причин и условий незаконного лесопользования и противоправного характера поведения лиц, производящих незаконные рубки лесных насаждений, позволило выявить ряд факторов, связанных с низким уровнем жизни сельского населения на депрессивных в экономическом развитии территориях. Обеспечение доступа граждан, проживающих в сельской местности, к лесным ресурсам, создание дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве должны стать приоритетными направлениями государственной политики, направленной на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений.

Согласно документу, отдельные положения лесного законодательства позволяют осуществлять заготовку древесины с превышением установленных объемов, а также величины прироста эксплуатируемых лесных насаждений.

Сенаторы констатируют, что объем незаконного лесопользования превышает средние показатели по стране в тех субъектах Российской Федерации, где ослаблен государственный контроль за сохранностью лесов. В настоящее время численность сотрудников лесной охраны в два раза ниже нормативного уровня, установленного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и в пять раз ниже уровня, установленного до проведения реформ лесного хозяйства в 2004–2008 годах.

В целях обеспечения контроля за происхождением и оборотом древесины в 2014 году была создана единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). С ее помощью удалось произвести комплексный учет древесины, поставляемой лесопользователями на сырьевые рынки. Декларирование продаж круглого леса открыло широкие возможности в сфере контроля за соблюдением налогового законодательства, что позволило вывести тысячи организаций и предпринимателей, занимающихся лесопереработкой, из теневого сектора экономики.

В документе отмечается, что эксплуатация ЛесЕГАИС выявила ряд существенных недоработок. В настоящее время отсутствуют возможности взаимодействия информационных систем Федеральной таможенной службы и ЛесЕГАИС с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также механизмы отслеживания объемов древесины на момент заготовки и объемов древесины, указанных во внешнеторговом контракте. В ЛесЕГАИС отсутствуют сведения о транспортировке древесины, что приводит к невозможности контроля объемов лесоматериалов от лесосеки до места потребления.