Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

 Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (проект № 187920–7), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан в целях обеспечения упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов и предлагает внесение изменений в Земельный, Лесной, Жилищный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации недвижимости», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Федеральный закон устанавливает полноценный механизм, обеспечивающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком). Такой сервитут устанавливается на основании административного решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Федеральный закон предлагает новую редакцию статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, а также дополняет данный нормативный правовой акт новой главой V7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях».
В главе V7 Земельного кодекса Российской Федерации определены цели установления публичного сервитута; органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута; условия установления публичного сервитута; требования к ходатайству об установлении публичного сервитута; порядок принятия решения об установлении публичного сервитута; основания для отказа в установлении публичного сервитута; срок публичного сервитута; плата за публичный сервитут; требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута; последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом и права и обязанности обладателя публичного сервитута.
Для обеспечения реализации предлагаемых Федеральным законом норм вносятся корреспондирующие изменения в иные федеральные законы.
Отдельно следует отметить, что предлагаемый Федеральным законом механизм содержит гарантии для граждан, которым предоставлены или принадлежат земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В целом публичный сервитут не может быть установлен в отношении таких земельных участков, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства.
Также Федеральным законом закреплено положение о том, что установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
Установление публичного сервитута обеспечивает возможность прохождения линейных сооружений по множеству земельных участков с различным режимом использования без дополнительных согласований при соблюдении баланса частных и публичных интересов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».