Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 18 июля 2019 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 609801–7), принятый Государственной Думой 18 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон подготовлен в целях совершенствования порядка и условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР) и предусматривает включение в границы ТОР частей поверхностных водных объектов.
В связи с этим изменения вносятся в Федеральные законы от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ), от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон № 218-ФЗ).
Федеральным законом статья 3 Федерального закона № 473-ФЗ дополнена нормой, устанавливающей необходимость согласования уполномоченным федеральным органом при внесении в Правительство Российской Федерации предложения о создании или об изменении границ ТОР, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, в том числе с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Данная мера позволит усилить государственный контроль в области охраны водных объектов, обеспечить сохранение водных биоресурсов и среды их обитания при принятии решения о включении акватории водного объекта в границы ТОР.
При этом право пользования частями поверхностных водных объектов резидентами ТОР будет приобретаться по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон № 473-ФЗ дополнен статьей 22.1 закрепляющей, что полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в отношении частей поверхностных водных объектов, включенных в состав ТОР, определяются в соответствии с водным законодательством.
В целях применения режима ТОР только в отношении предприятий, осуществляющих реальное производство для повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, Федеральным законом установлен запрет на предоставление преференциального режима ТОР организациям, осуществляющим добычу нефти, природного газа и (или) газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными пенсионными фондами.
В соответствии с вносимыми изменениями статья 32 Федерального закона № 218-ФЗ дополнена новой частью 15.2, устанавливающей, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается ТОР, в срок не более чем шесть месяцев со дня заключения соглашения о создании ТОР или принятия решения об изменении ее границ направляет в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Вносимые изменения позволят резидентам ТОР осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов (рекреационная деятельность, строительство гидротехнических сооружений и т. д.) в особом правовом режиме, создающем благоприятные условия для привлечения инвестиций, устанавливающим дополнительные налоговые льготы и преференции, что позволит улучшить инфраструктуру территории, будет содействовать ускорению социально-экономического развития и созданию комфортных условий для жизнедеятельности населения при сохранении водных биоресурсов и среды их обитания.
Как следует из материалов к Федеральному закону, его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Отмечая, что предлагаемые Федеральным законом изменения позволят резидентам ТОР более эффективно осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».