Принят Государственной Думой 18 июля 2019 года
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего
социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (проект № 609801–7), принятый
Государственной Думой 18 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает
следующее.
Федеральный
закон подготовлен в целях совершенствования порядка и условий ведения
предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего
социально-экономического развития (далее — ТОР) и предусматривает включение в границы ТОР частей поверхностных водных объектов.
В связи с этим изменения вносятся в Федеральные законы от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ), от 13 июля 2015 г.
№ 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон № 218-ФЗ).
Федеральным
законом статья 3 Федерального закона № 473-ФЗ дополнена нормой, устанавливающей
необходимость согласования уполномоченным федеральным органом при внесении в Правительство Российской Федерации предложения о создании или об изменении
границ ТОР, в границы которой предполагается включить акваторию водного
объекта, в том числе с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Данная
мера позволит усилить государственный контроль в области охраны водных
объектов, обеспечить сохранение водных биоресурсов и среды их обитания при
принятии решения о включении акватории водного объекта в границы ТОР.
При
этом право пользования частями поверхностных водных объектов резидентами ТОР
будет приобретаться по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3
Водного кодекса Российской Федерации.
Кроме
того, Федеральный закон № 473-ФЗ дополнен статьей 22.1 закрепляющей, что
полномочия органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в отношении
частей поверхностных водных объектов, включенных в состав ТОР, определяются в соответствии с водным законодательством.
В целях применения режима ТОР только в отношении предприятий, осуществляющих
реальное производство для повышения конкурентоспособности выпускаемой ими
продукции, Федеральным законом установлен запрет на предоставление
преференциального режима ТОР организациям, осуществляющим добычу нефти,
природного газа и (или) газового конденсата, заготовку древесины и их
реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность,
организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными
пенсионными фондами.
В соответствии с вносимыми изменениями статья 32 Федерального закона № 218-ФЗ
дополнена новой частью 15.2, устанавливающей, что высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
создается ТОР, в срок не более чем шесть месяцев со дня заключения соглашения о создании ТОР или принятия решения об изменении ее границ направляет в орган
регистрации прав документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Вносимые
изменения позволят резидентам ТОР осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов (рекреационная деятельность, строительство
гидротехнических сооружений и т. д.) в особом правовом режиме, создающем
благоприятные условия для привлечения инвестиций, устанавливающим
дополнительные налоговые льготы и преференции, что позволит улучшить
инфраструктуру территории, будет содействовать ускорению
социально-экономического развития и созданию комфортных условий для
жизнедеятельности населения при сохранении водных биоресурсов и среды их
обитания.
Как
следует из материалов к Федеральному закону, его принятие не потребует
дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Согласно
методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Отмечая,
что предлагаемые Федеральным законом изменения позволят резидентам ТОР более
эффективно осуществлять деятельность, связанную с использованием водных
объектов, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития
в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».