Принят Государственной Думой 17 июля 2019 года
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рассмотрел Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию
выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»
(проект № 717365–7), принятый Государственной Думой 17 июля 2019 года (далее –
Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный
закон направлен на формирование правовой базы для обеспечения проведения
эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением
радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов
загрязнения атмосферного воздуха (далее – сводные расчеты, эксперимент), а также на регулирование правоотношений, связанных с проведением сводных расчетов
на территориях населенных пунктов, на которых расположены объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным законом эксперимент проводится с 1 января 2020 года
по 31 декабря 2024 года на территории городских поселений Братск, Красноярск,
Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск,
Челябинск, Череповец и Чита.
Для
каждой территории эксперимента Правительством Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
утверждается комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха и вредного воздействия на человека
факторов среды обитания создается федеральная государственная информационная
система мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента.
На каждой территории эксперимента проводятся сводные расчеты, на основе которых
выполняются расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых
определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ.
Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального
государственного экологического надзора организовывает проведение сводных
расчетов; утверждает перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для которых устанавливаются квоты выбросов (далее —
квотируемые объекты); определяет для квотируемых объектов допустимые вклады в концентрацию загрязняющего вещества в атмосферном воздухе; устанавливает
ограничения на выбросы — квоты выбросов.
В перечень квотируемых объектов включаются влияющие на превышение гигиенических
нормативов качества атмосферного воздуха объекты, оказывающие негативное
воздействие на окружающую среду, и объекты коммунальной, транспортной,
социальной инфраструктур.
Федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе сводных расчетов осуществляет расчет и оценку риска для здоровья
человека, определяет перечень приоритетных загрязняющих веществ и участвует в формировании перечня квотируемых объектов.
В течение трех месяцев с момента получения уведомления об установленных квотах
выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
деятельность на квотируемых объектах, разрабатывают план мероприятий по достижению квот выбросов. При этом для объектов I категории квоты выбросов
включаются в комплексное экологическое разрешение или разрешение на выброс
загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для объектов II категории
утвержденные квоты выбросов включаются в комплексное экологическое разрешение
или разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а при
отсутствии таких разрешений — в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Предусматривается
создание межведомственного совета по проведению эксперимента, который
осуществляет анализ и оценку результатов эксперимента. Отчет о результатах
проведения эксперимента с предложениями о совершенствовании законодательства
Российской Федерации должен быть направлен федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды в Правительство Российской Федерации не позднее 1 сентября года, следующего после
года окончания эксперимента.
Результаты
проведения сводных расчетов предлагается использовать при разработке
генеральных планов поселений и городских округов для определения мест
размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и имеющих источники выбросов. В этих целях статья 25 Градостроительного кодекса
Российской Федерации дополняется положением, определяющим учет сводных расчетов
при разработке генеральных планов поселений и городских округов. В данном
случае проекты генеральных планов будут подлежать согласованию в части
возможного негативного воздействия на атмосферный воздух планируемых для
размещения объектов.
Федеральным
законом вносятся изменения в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ), направленные
на регулирование проведения сводных расчетов. В этих целях закрепляется право
субъекта Российской Федерации организовать проведение сводных расчетов на своей
территории, а также вводится новая статья 221. «Проведение сводных расчетов
загрязнения атмосферного воздуха». Устанавливаются особенности организации и проведения внеплановых выездных проверок осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов
загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условиях.
Вносятся
изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), направленные на уточнение
порядка отнесения мероприятий по снижению негативного воздействия к расходам,
затраты на реализацию которых могут быть учтены при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Терминология Федерального закона № 96-ФЗ в части использования понятия «загрязняющее вещество» приводится в соответствие с терминологией Федерального закона № 7-ФЗ.
Федеральный
закон является основой для реализации федерального проекта «Чистый воздух»,
входящего в состав Национального проекта «Экология», и будет способствовать
снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Федеральный
закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами
«е» (установление основ федеральной политики в области экологического развития
Российской Федерации) и «ж» (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции
Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
установленным пунктами «д» (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) и «к» (административное
законодательство, законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи
72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный
закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой
федерального законодательства.
Согласно
методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением положений, для
которых установлен иной срок вступления в силу.
Федеральный
закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку
затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской
Федерации.
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует
Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения
атмосферного воздуха».