Принят Государственной Думой 17 июля 2019 года
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» (проект № 716663–7), принятый
Государственной Думой 17 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает
следующее.
Федеральный
закон направлен на совершенствование регулирования отношений, возникающих в области обращения с отходами производства и потребления.
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации
по атомной энергии «Росатом» (далее – Федеральный закон № 317-ФЗ).
В части совершенствования регулирования обращения с чрезвычайно опасными (I класс
опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами Федеральным законом
вносятся следующие изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ.
Предусматривается
создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности,
утверждаемой Правительством Российской Федерации, соблюдение которой является
обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II
классов опасности для всех участников обращения с такими отходами.
Правительством
Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной
энергии «Росатом» определяется федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, который осуществляет деятельность по обращению с такими
отходами самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I
и II классов опасности на основании соответствующих договоров. Операторами по обращению с отходами I и II классов опасности являются индивидуальные
предприниматели, юридические лица, обладающие правом осуществлять обращение с такими отходами, и имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов
опасности.
Федеральным
законом вводятся особенности обращения с отходами I и II классов опасности.
Устанавливается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности,
осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно или передают их
федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II
классов опасности. Плату за услуги в области обращения с отходами I и II
классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного
регулирования.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II
классов опасности создается государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утверждаемая
Правительством Российской Федерации. Оператором указанной системы является
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности.
Федеральным
законом также вносятся изменения в Федеральный закон № 317-ФЗ, направленные на дополнение перечня полномочий и функций Государственной корпорации по атомной
энергии «Росатом» полномочиями в области обращения с отходами I и II классов
опасности.
В части совершенствования регулирования обращения с твердыми коммунальными
отходами Федеральным законом устанавливается следующее.
В Федеральный закон № 89-ФЗ вводятся нормы, направленные на обеспечение
деятельности российского экологического оператора — публично-правовой компании,
созданной в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми
коммунальными отходами и управления ею, предотвращения вредного воздействия таких
отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот.
Предусматривается
создание федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, которая
разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается
Правительством Российской Федерации. Федеральная схема обращения с твердыми
коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами, разрабатываемых в субъектах
Российской Федерации.
Уточняются
требования к территориальным схемам обращения с отходами. Устанавливается, что
проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение
в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому
оператору, которые рассматривают ее, в том числе на предмет экономической
обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также рассматривают схему
потоков отходов на предмет достоверности информации. Российский экологический
оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II
классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по его
корректировке.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с твердыми
коммунальными отходами создается государственная информационная система учета
твердых коммунальных отходов, оператором которой является федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны
окружающей среды. Государственная информационная система учета твердых
коммунальных отходов включает в себя, в том числе электронную модель
федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, сведения об источниках образования и местах накопления твердых коммунальных отходов, об объектах обращения с такими отходами, сведения о схеме потоков твердых
коммунальных отходов, о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными
отходами.
Вводится
норма, позволяющая производителям товаров и импортерам товаров на основании договора
поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому
экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров,
импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Федеральный
закон является основой для реализации федеральных проектов «Инфраструктура для
обращения с отходами I — II классов опасности» и «Комплексная система обращения
с твердыми коммунальными отходами», входящих в состав Национального проекта
«Экология».
Федеральный
закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным «г»
(установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти),
«е» (установление основ федеральной политики в области экологического развития
Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование), «о» (гражданское
законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, установленными пунктами «д» (охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности) и «к» (административное законодательство) части 1
статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный
закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой
федерального законодательства.
Согласно
методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный
закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку
затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской
Федерации.
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон
«О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».