Принят Государственной Думой 30 мая 2019 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный
закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» (проект № 176187–7), принятый Государственной Думой 30 мая
2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на предупреждение
и пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, при обращении с отходами производства и потребления.
Федеральный закон дополняет Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) новыми статьями
8.51, 8.411, которые направлены, соответственно, на установление
административной ответственности:
за нарушение порядка представления отчетности
о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или
деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской
Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки
товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств,
реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год;
за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате
производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают
самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Несоблюдение требований, предусмотренных
статьями 8.51и 8.411 Кодекса, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до семи тысяч
рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей. При
этом для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, и юридических лиц вводится административный штраф, кратный
сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего
уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают
самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Осуществляется дифференциация составов
административных правонарушений при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой и иными опасными
веществами. В этих целях Федеральный закон вводит новую редакцию статьи 8.2 и дополняет Кодекс новыми статьями 6.35, 8.21, 8.22, 8.23, которые устанавливают
административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических
требований при обращении с отходами производства и потребления, а также за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды:
при обращении с отходами производства и потребления;
при обращении с веществами, разрушающими
озоновый слой;
при производстве, обращении или
обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе
радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
при обращении с отходами животноводства.
Новой редакцией статьи 8.2 «Несоблюдение
требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами
производства и потребления» Кодекса выделяются, в том числе, следующие составы
административных правонарушений:
несоблюдение требований при сборе,
накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании, при
размещении отходов производства и потребления;
неисполнение обязанности по разработке
проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный
орган;
превышение утвержденных лимитов на размещение
отходов производства и потребления;
неисполнение обязанностей по отнесению
отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу
опасности или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности;
неисполнение обязанностей по проведению
мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов
размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду и иное.
Несоблюдение требований, предусмотренных
новой редакцией статьи 8.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа
на граждан — от одной тысячи до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до ста сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до девятисот тысяч рублей. При этом для лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц
предусматривается санкция в виде административного приостановления деятельности
на срок до девяноста суток.
Федеральным законом статья 8.7 «Невыполнение
обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению
земель и охране почв» Кодекса дополняется новыми частями 3 и 4,
устанавливающими административную ответственность:
за неисполнение обязанности по проведению
контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению
(рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации
объекта размещения отходов производства и потребления;
применение твердых коммунальных отходов для
рекультивации земель и карьеров.
Признается утратившей силу часть 4 статьи
8.25 Кодекса, устанавливающей административную ответственность за использование
лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора
купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным
участком.
Рассмотрение дел об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2, 8.21, 8.22, 8.23, 8.51, 8.411
Кодекса отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный
экологический надзор.
Рассмотрение дел об административных
правонарушениях, связанных с несоблюдением санитарно-эпидемиологических
требований при обращении с отходами производства и потребления, и предусмотренных статьей 6.35 Кодекса отнесено к компетенции органов,
осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Дела об административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 6.35, частями 1 – 6 статьи 8.2, статьями 8.21, 8.22,
8.23, частью 4 статьи 8.7 Кодекса могут рассматриваться судьями в случаях, если
орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном
правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Федеральный закон регулирует отношения,
которые согласно пункту «к» (административное, административно-процессуальное
законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции
Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному
рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы,
предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету
Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях».