Принят Государственной Думой 9 апреля 2019 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет)
рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (проект № 499593–7),
принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный
закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон
направлен на совершенствование администрирования доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации от штрафов, неустоек, пеней, а также платежей,
поступающих в целях возмещения вреда окружающей среде.
Федеральный закон устанавливает единый
принцип зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами,
согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы
Российской Федерации, из которого осуществляется финансовое обеспечение
деятельности органа, налагающего данный штраф.
Федеральный закон предусматривает перераспределение
в пользу федерального бюджета доходов от штрафов, налагаемых на особо
охраняемых природных территориях федерального значения, и средств,
уплачиваемых в целях возмещения вреда окружающей среде,
причиненного на таких территориях.
Согласно положениям Федерального закона, снижение
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, возникающее
от перераспределения в федеральный бюджет вышеуказанных поступлений,
будет компенсировано
зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты,
поступающих в настоящее время
в федеральный бюджет, административных штрафов,
установленных Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях, постановления о наложении которых вынесены мировыми судьями,
комиссиями по делам несовершеннолетних, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный,
либо федеральный государственный надзор, а также штрафов,
выявленных должностными лицами органов муниципального
контроля.
Кроме
того, в бюджеты субъектов Российской Федерации будут поступать в полном объеме
штрафы по договорам, заключенным органами государственной власти субъектов
Российской Федерации при реализации ими отдельных переданных полномочий
Российской Федерации, (штрафы по договорам аренды лесных участков и договорам
купли-продажи лесных насаждений, а также по договорам водопользования), которые
в настоящее время поступают в доход федерального бюджета.
Предусмотрено также увеличение на 5 процентов нормативов,
установленных для зачисления в доходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя платы
за негативное воздействие на окружающую среду и 100 процентов — нормативов,
установленных для зачисления в доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого
сырья и акцизов на спиртосодержащую
продукцию. При
этом предусматривается, что доходы от акцизов
на спирт этиловый из пищевого и непищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию в размере 50 процентов объема указанных доходов
будут распределяться территориальными органами Федерального казначейства между
бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами,
установленными федеральным законом о федеральном бюджете.
Следует отметить,
что положения Федерального закона предусматривают поступление административных
штрафов,
выявленных органами муниципального контроля, в бюджеты
муниципальных образований, за счет средств которых осуществляется финансовое
обеспечение деятельности данных органов.
В Федеральном законе
также урегулировано зачисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
платежей, уплачиваемых в целях добровольного возмещения ущерба, причиненного
государственному или муниципальному имуществу, вреда окружающей среде (в местные бюджеты).
Таким образом, в соответствии с нормами
Федерального закона, выпадающие доходы
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будут компенсированы
перераспределением стабильных источников доходов — платы за негативное
воздействие на окружающую среду, акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого
сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию, а также зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всех штрафов,
налагаемых мировыми судьями, штрафов, выявленных должностными лицами органов
муниципального контроля, что не приведет к уменьшению
доходов региональных и местных
бюджетов.
Учитывая,
что предлагаемые Федеральным законом изменения позволят однозначно определить
бюджет, в который должны поступать штрафы; осуществить рост заработной платы
государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; повысить
заинтересованность муниципальных органов в выявлении административных
правонарушений, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике
и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации».
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел в части вопросов
своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях» (проект № 507370–7), принятый
Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан в целях
совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части
ужесточения ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов
или другие вредные явления, и предусматривает усиление административной
ответственности для должностных и юридических лиц, не соблюдающих водоохранный
режим на водосборах водных объектов.
Вносимые изменения также направлены на усиление ответственности для должностных и юридических лиц за невыполнение или
несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их
водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для
пользования.
Федеральный закон предусматривает значительное
увеличение сумм административных штрафов для должностных и юридических лиц:
- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных
объектов или другие вредные явления, а также за нарушение требований к охране
водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или)
истощение;
- за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных
объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного
порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов;
— за загрязнение ледников, снежников или
ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих
природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам,
местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления
и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;
- за нарушение правил водопользования при
добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при
возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении
рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других
продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при
строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений;
- за нарушение правил эксплуатации
водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Федеральный закон не предусматривает
увеличение административных штрафов для граждан за нарушение правил охраны
водных объектов и правил водопользования.
Для реализации вышеуказанных целей абзац
второй части 1, абзац второй части 3, абзац второй части 4, абзац второй части
5 статьи 8.13, а также абзац второй части 2 статьи 8.14 и абзац второй статьи
8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены
в новой редакции.
Федеральный закон подготовлен в связи со значительным количеством выявленных нарушений санитарного и природоохранного
законодательства, приводящих к поступлению в поверхностные водные объекты
загрязняющих веществ, включая весьма опасные для окружающей среды. При этом
основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории Российской Федерации
являются хозяйствующие субъекты.
Как следует из материалов к Федеральному
закону, его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции
Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона
соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Реализация указанных изменений позволит
повысить эффективность борьбы с нарушениями правил охраны водных объектов и правил водопользования, а также предупредить административные правонарушения,
что будет способствовать сохранению флоры и фауны водных объектов, улучшению
качества питьевой воды, а также препятствовать возникновению и распространению
вспышек заболеваний с водным фактором их передачи.
С учетом изложенного, Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».