Принят Государственной Думой 9 апреля 2019 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел в части
вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 507370–7),
принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон),
и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан в целях
совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части
ужесточения ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов
или другие вредные явления, и предусматривает усиление административной
ответственности для должностных и юридических лиц, не соблюдающих водоохранный
режим на водосборах водных объектов.
Вносимые изменения также направлены на усиление ответственности для должностных и юридических лиц за невыполнение или
несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их
водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для
пользования.
Федеральный закон предусматривает
значительное увеличение сумм административных штрафов для должностных и юридических лиц:
- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных
объектов или другие вредные явления, а также за нарушение требований к охране
водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или)
истощение;
- за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных
объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного
порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов;
— за загрязнение ледников, снежников или
ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих
природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам,
местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления
и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;- за нарушение правил водопользования при
добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при
возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении
рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других
продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при
строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений;
- за нарушение правил эксплуатации
водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Федеральный закон не предусматривает
увеличение административных штрафов для граждан за нарушение правил охраны
водных объектов и правил водопользования.
Для реализации вышеуказанных целей абзац
второй части 1, абзац второй части 3, абзац второй части 4, абзац второй части
5 статьи 8.13, а также абзац второй части 2 статьи 8.14 и абзац второй статьи
8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены
в новой редакции.
Федеральный закон подготовлен в связи со значительным количеством выявленных нарушений санитарного и природоохранного
законодательства, приводящих к поступлению в поверхностные водные объекты
загрязняющих веществ, включая весьма опасные для окружающей среды. При этом
основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории Российской
Федерации являются хозяйствующие субъекты.
Как следует из материалов к Федеральному
закону, его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции
Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона
соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Реализация указанных изменений позволит
повысить эффективность борьбы с нарушениями правил охраны водных объектов и правил водопользования, а также предупредить административные правонарушения,
что будет способствовать сохранению флоры и фауны водных объектов, улучшению
качества питьевой воды, а также препятствовать возникновению и распространению
вспышек заболеваний с водным фактором их передачи.
С учетом изложенного, Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях».