Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принят Государственной Думой 9 апреля 2019 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 507370–7), принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, и предусматривает усиление административной ответственности для должностных и юридических лиц, не соблюдающих водоохранный режим на водосборах водных объектов.
Вносимые изменения также направлены на усиление ответственности для должностных и юридических лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.
Федеральный закон предусматривает значительное увеличение сумм административных штрафов для должностных и юридических лиц:
- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение;
- за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; 
— за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;- за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений;
- за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Федеральный закон не предусматривает увеличение административных штрафов для граждан за нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования.
Для реализации вышеуказанных целей абзац второй части 1, абзац второй части 3, абзац второй части 4, абзац второй части 5 статьи 8.13, а также абзац второй части 2 статьи 8.14 и абзац второй статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены в новой редакции.
Федеральный закон подготовлен в связи со значительным количеством выявленных нарушений санитарного и природоохранного законодательства, приводящих к поступлению в поверхностные водные объекты загрязняющих веществ, включая весьма опасные для окружающей среды. При этом основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории Российской Федерации являются хозяйствующие субъекты.
Как следует из материалов к Федеральному закону, его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность борьбы с нарушениями правил охраны водных объектов и правил водопользования, а также предупредить административные правонарушения, что будет способствовать сохранению флоры и фауны водных объектов, улучшению качества питьевой воды, а также препятствовать возникновению и распространению вспышек заболеваний с водным фактором их передачи.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».