Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

Принят Государственной Думой 18 декабря 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (проект № 581681–7), принятый Государственной Думой 18 декабря 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на обеспечение перехода субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
В этих целях вносятся следующие изменения в статью 291 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ):
1. Федеральным законом предлагается предоставить городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь право до 1 января 2022 года не применять положения Закона № 89-ФЗ о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор).
В этом случае этапы и сроки перехода городов федерального значения на новую систему обращения с ТКО устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
2. В случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделяется правом на срок, не превышающий одного года, заключить соглашение без проведения конкурсного отбора с региональным оператором, зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации или на территории соседнего субъекта Российской Федерации.
При отказе указанных региональных операторов от заключения соглашения соглашение может быть заключено с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо с государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
В случае, если указанный порядок не может быть реализован, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, вправе до 1 января 2020 года применить порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, установленный Федеральным законом для субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
3. До 1 января 2023 года объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие соответствующей документации, могут быть использованы для размещения ТКО. Такие объекты при наличии заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о возможности использования их для размещения ТКО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее — Перечень) и могут эксплуатироваться без выдачи лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I — IV классов опасности. Данные о месте нахождения объектов размещения ТКО вносятся в территориальную схему обращения с отходами субъекта Российской Федерации. Порядок ведения Перечня и порядок подготовки заключения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами «г» (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), «е» (установление основ федеральной политики в области экономического и экологического развития Российской Федерации), «о» (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами «д» (охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) и «к» (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».