Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением
сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» (проект № 140177–7), принятый Государственной Думой 19 декабря 2018 года (далее —
Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный
закон разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации.
Федеральный
закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений,
связанных с обеспечением сохранения лесов, в том числе защитных лесов и особо
защитных участках лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных
категорий.
Федеральный
закон закрепляет принцип использования
лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Федеральным
законом сохраняется запрет изменения целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
Федеральный
закон запрещает использование химических препаратов, обладающих токсичным,
канцерогенным или мутагенным воздействием, в лесах, расположенных на особо
охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.
Перечень
особо защитных участков лесов дополнен объектами природного наследия.
Федеральный
закон устанавливает специальный режим охраны городских лесов, в границах
которых запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального
строительства, за исключением гидротехнических сооружений, а также изменение
границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести
к уменьшению их площади, не допускается.
Федеральным
законом определяются правила установления и изменения границ земель, на которых расположены леса,
предусматривающие определение их границ в системе координат, установленной для
ведения Единого государственного реестра недвижимости, при принятии решений об отнесении лесов к той или иной категории, изменении их границ.
Усовершенствован
порядок управления защитными лесами.
За федеральными органами исполнительной власти закреплены полномочия принимать
решения об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных
участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых
располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, устанавливать
особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов,
расположенных на всех категориях земель. Кроме того, законодательство об охране
окружающей среды дополнено правовым регулированием вопроса изменения площади
лесопарковых зеленых поясов.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием принимать
решения об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам,
расположенным в зеленых зонах. Предусматривается также, что решение об изменении площади лесопаркового зеленого пояса принимаются в том же порядке,
что и решение его о создании.
Федеральный
закон вводит новую главу, 18, в которой содержатся нормы, определяющие правовой
режим лесов, расположенных на землях
обороны и безопасности, на землях
населенных пунктов землях сельскохозяйственного назначения. Устанавливается общее положение,
согласно которому использование, охрана, защита, воспроизводство лесов,
расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются
в соответствии с целевым назначением таких земель. Защитные леса, расположенные
на землях, не являющихся землями лесного фонда, признаются объектами охраны
окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если
иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Федеральный
закон упраздняет лесопарки, которые преобразовываются в лесничества в срок до 1 июля 2020 года.
Корреспондирующие
изменения вносятся в ряд федеральных законов.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 июля 2019 и потребует принятия нормативных правовых
актов, необходимых для его реализации.
Коррупциогенные
факторы не выявлены.
Федеральный
закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений,
связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных
категорий».