Принят Государственной Думой 11 декабря 2018 года
Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной
поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (проект № 456500–7),
принятый Государственной Думой 11 декабря 2018 года (далее – Федеральный
закон), и отмечает следующее.
С принятием
Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке
в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный
закон «О развитии сельского хозяйства» в России начал развиваться рынок
сельскохозяйственного страхования. Данная услуга была вполне востребована
сельскохозяйственными товаропроизводителями. Однако в настоящее время в силу
различных причин в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой
наблюдается отрицательная динамика. Положения рассматриваемого Федерального
закона направлены на оптимизацию норм законодательства о сельскохозяйственном
страховании в современных условиях.
Федеральным законом
предлагается исключение критериев утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной
культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений; установление
безусловной франшизы, минимальный размер которой не может быть менее десяти
процентов и увеличение максимального размера франшизы с тридцати до пятидесяти
процентов по договорам страхования риска утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры, риска утраты (гибели) посадок многолетних
насаждений.
Увеличение
максимального размера безусловной франшизы с тридцати до пятидесяти процентов,
установленное Федеральным законом, должно повысить интерес страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию в зонах рискового земледелия и привести к появлению более дешевого страхового продукта, что позволит большинству
сельскохозяйственных товаропроизводителей с наименьшими финансовыми затратами
заключить договоры страхования риска утраты (гибели) урожая
сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений.
В части страхования
риска утраты (гибели) сельскохозяйственных животных и объектов товарной аквакультуры
(товарного рыбоводства) Федеральным законом установлен размер безусловной
франшизы, не превышающий тридцати процентов.
В настоящее время в законодательстве не содержится оснований для получения страховых возмещений в случае убоя (уничтожения) сельскохозяйственных животных в связи с наличием
очагов заразных болезней животных, ликвидация которых осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством. Федеральный закон содержит
соответствующие нормы.
Федеральный закон также
уточняет перечень событий, опасных для производства сельскохозяйственной
продукции природных явлений и стихийных бедствий (сельскохозяйственных рисков,
при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки), что
позволит расширить страховое покрытие и не приведет к увеличению предельных
размеров ставок для расчета размера субсидий.
Отдельно следует
отметить, что Федеральным законом предусмотрена возможность страхования рисков
утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (многолетних насаждений) и рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате влияния всех,
нескольких или одного из страховых событий. Реализация данного законодательного
положения позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховые
программы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства в конкретной
местности.
Важнейшими
составляющими сельскохозяйственного страхования являются объективное
установление факта наступления страхового события и точное определение размера
страховой выплаты. Необходима оптимизация в части использования данных
авиационного и космического мониторинга. Федеральный закон направлен на решение
данного вопроса.
Федеральный закон
уточняет требования к нормативным правовым актам высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми устанавливается
порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного
страхования, механизм начисления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату
страховых премий по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования, а также требования к договору сельскохозяйственного страхования для оказания
государственной поддержки.
Рассматриваемый
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2019 года.
Согласно методике
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон
подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит
вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере
сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».