«Круглые столы»

«Развитие российского рыболовного промысла в открытых и удаленных районах Мирового океана: проблемы и перспективы»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и организаций, обсуждение проблем и перспектив развития российского рыболовного промысла в открытых и удаленных районах Мирового океана, участники «круглого стола» отмечают следующее.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) общий объем мирового производства рыбной продукции в последние годы достиг 160 млн. тонн. Объемы морского рыболовства в мире стабилизировались на уровне 90–95 млн. тонн.
В 1960-х – 1990-х годах СССР вел активную политику по исследованию и освоению водных биоресурсов Мирового океана. После установления в середине 1970-х годов 200-мильных исключительных экономических зон СССР заключил двусторонние соглашения по рыболовству с большинством прибрежных стран Африки, Северной и Южной Америки, исключительные экономические зоны которых охватывают биопродуктивные районы Мирового океана. В результате на протяжении 20 лет СССР занимал 1–2 место в мировом рыболовстве с ежегодным выловом 10–11 млн. тонн. После распада СССР российский вылов за пределами национальной экономической зоны сократился с 4,5–5 млн. тонн до 0,8 млн. тонн, а доля вылова России в общемировом вылове снизилась с 16% (1976 год) до 3–4%. При этом наша страна переместилась с 1–2 места в мировом рыболовстве на 6-е.
Сокращение российского вылова в международных водах произошло вследствие прекращения экспедиционного промысла по причинам прекращения государственного дотирования промысла в удаленных районах Мирового океана, сокращения финансирования научных исследований, морального и физического старения крупнотоннажного и приспособленного для дальнего промысла рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего флота и научно-исследовательских судов.
Кроме внутренних причин, сдерживающих развитие отечественного промысла в отдаленных районах Мирового океана, отрицательное влияние оказали и внешние причины: обострение мировой конкуренции за доступ к водным биоресурсам при общем росте спроса на них, совершенствование и повышение эффективности зарубежного рыбодобывающего флота и технических средств промысла, ужесточение правил его регулирования на наднациональном уровне.
Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. Расширение океанического промысла кроме выгод геополитического характера позволит восстановить России утерянный статус ведущей рыболовной державы.
Международная деятельность России в области рыбного хозяйства осуществляется в рамках 24 многосторонних и 62 двусторонних соглашений. Обеспечение интересов отечественного рыболовства осуществляется в рамках следующих основных региональных договоренностей: Конвенция о международном Совете по исследованию моря (ИКЕС); Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК); Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО); Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО); Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов (ИККАТ); Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря; Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана (НПАФК); Конвенция об организации по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС); Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря; Конвенция о сохранении водных биологических ресурсов и управлении ими в открытом море южной части Тихого океана (Конвенция ЮТО); Конвенция о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана (Конвенция СТО); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
В настоящее время большая часть сырьевой базы российского рыболовства, осваиваемой за пределами национальной исключительной экономической зоны, находится в Атлантическом океане. В северной части Атлантического океана основной промысел сосредоточен в экономических зонах Норвегии, Фарерских островов, Гренландии, конвенционных районах НЕАФК и НАФО и в морском районе Шпицбергена. Основные промысловые объекты: треска, путассу, пикша, мойва, палтус, окуни, скумбрия.
В центральной части Атлантического океана для российского промысла доступны запасы ставриды, скумбрии, сардины и сардинеллы исключительных экономических зон стран Западной Африки: прежде всего, Марокко и Мавритании. При достижении определенных договоренностей имеются перспективы промысла в 200-мильных зонах Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, стран Гвинейского залива, Анголы и Намибии.
Суммарный объем ресурсной базы российского промысла в Атлантическом океане составляет 1,3–1,4 млн. тонн (освоение составляет 50–60%).
Значительная величина ресурсной базы за пределами российской экономической зоны находится в Тихом океане. В северной части Тихого океана основными объектами российского промысла могут быть сайра и морской лещ. В южной части Тихого океана возможен вылов ставриды и гигантского кальмара. Общая величина сырьевой базы российского рыбохозяйственного комплекса в Тихом океане составляет 200–250 тыс. тонн (осваивается не более, чем 10%).
Потенциально важным районом для российского промысла является Южный океан, где в настоящее время основным объектом российского промысла является клыкач. Россия могла бы вылавливать до 1,5–2 тыс. тонн этой ценной рыбы.
Наиболее перспективным, для отечественного рыболовства в Южном океане является антарктический криль, общий допустимый улов которого по данным АНТКОМ, составляет свыше 8 млн. тонн.
Российская Федерация имеет наилучшие из всех стран позиции и перспективы промысла этого самого крупного ресурса Мирового океана. Общий вылов СССР антарктического криля за период его активного промысла с 1973 по 1992 годы составил 4,3 млн. тонн. Максимальный годовой вылов судами СССР превышал 490 тыс. тонн, что составляло более 80% общемирового вылова. Сегодня, из‑за прекращения его промысла в начале 90-х годов, историческая доля Российской Федерации в общемировом вылове антарктического криля значительно снижена.
Развитие промысла криля длительное время сдерживалось его низкой эффективностью, обусловленной значительным удалением промысловых районов, специфическими свойствами криля как сырца, но главное — отсутствием до последнего времени технологий и оборудования, которые позволили бы обеспечивать рентабельность его добычи и переработки. Исследования, выполненные в последние годы за рубежом, дали возможность разработать как новые технологии добычи криля, что позволило достичь годового вылова 100 тыс. тонн на судно, так и способы получения ряда продуктов из криля с существенной добавочной стоимостью. Эти технологии реализованы на практике Норвегией и Китаем, которые вкладывают существенные средства в развитие этого промысла, включая строительство индустриальных парков антарктического криля и современных судов для его промысла.
Также достаточно перспективным промысловым объектом в открытых и удаленных районах Мирового океана является тунец.
Ежегодно мировая добыча тунца находится на отметке около 4,5 млн. тонн, из которых порядка 2,5 млн. тонн приходится на районы Тихого океана (более 50%), около 700 тысяч тонн — на Атлантический океан и более 1 млн. тонн — на Индийский океан.
К настоящему времени все районы добычи тунца регулируются соответствующими международными конвенциями. Российская Федерация является участником только Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ), но не ведет в районах действия этой комиссии промысловой деятельности, в первую очередь по причине отсутствия тунцеловного флота.
Помимо этого, в Мировом океане существуют запасы водных биоресурсов, которые в настоящее время практически не используются промыслом. К таким биоресурсам, в частности, относятся миктофиды и мезопелагические рыбы, которые в перспективе могут быть важным источником экологически чистого животного белка. Их вылов в Мировом океане может составлять 10–30 млн. тонн в год. Однако до настоящего времени экономически эффективной технологии их переработки не создано.
Необходимо отметить, что в последнее время усложняются условия российского доступа к водным биоресурсам Мирового океана.
В ряде организаций, например в АНТКОМ наблюдается явно выраженный дискриминационный подход к России при распределении возможностей участия в промысле, не смотря на то, что СССР был одним из основателей этой Конвенции. В регионах, где в настоящее время нет международных организаций по рыболовству, США призывают закрыть возможности промысла, например в анклаве Северного Ледовитого океана.
В Северной Атлантике, особенно в морском районе архипелага Шпицберген, являющегося зоной традиционных интересов России, непросто складываются взаимоотношения с Норвегией, которая ввела здесь так называемую 200-милную рыбоохранную зону. Нуждаются в урегулировании и взаимоотношения с США в Беринговом море.
Кроме того, ряд стран начали активное освоение водных биоресурсов в отдаленных районах Мирового океана, решая стратегическую задачу по их закреплению за собой на длительную историческую перспективу.
Следует отметить, что ресурсы Мирового океана осваиваются этими странами с использованием новых технологий и решений, воплощенных в новом поколении рыболовных судов, которые позволяют высокоэффективно вести промысел в открытом океане в автономном режиме.
Все это может привести к ограничению доступа России к биоресурсам Мирового океана, сокращению российских национальных квот и как следствие нанести ущерб экономическим и геополитическим интересам Российской Федерации.
Одной из основных долгосрочных задач в области морского рыбного хозяйства, определенных Морской доктриной Российской Федерации, является сохранение и увеличение объемов вылова водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и открытом море с использованием современного добывающего и перерабатывающего рыбопромыслового флота, обеспечивающего комплексную переработку сырья на месте лова.
Для обеспечения эффективного государственного управления в области рыболовства за пределами национальной экономической зоны совершенствуется законодательное регулирование в сфере международной деятельности с целью развития российского рыболовного промысла в открытом море, включая удаленные районы Мирового океана.
За минувшие 3 года Советом Федерации, Государственной Думой, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству проделана большая работа по разработке и внесению необходимых изменений в законодательство.
Так, были приняты Федеральный закон от 2.04.2014 № 45-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана», Федеральный закон от 31.12.2014 № 504-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 02.05.2015 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море», Федеральный закон от 29.06.2015 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части установления требований по сохранению анадромных видов рыб на путях нерестовых миграций), Федеральный закон 23.11.2015 № 311-ФЗ «О ратификации Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря».
Особо необходимо отметить Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Этим законом вводится норма, предусматривающая освоение предоставленных ресурсов только на собственных или на «лизинговых» судах, что объективно способствует усилению заинтересованности хозяйствующих субъектов в строительстве новых судов.
Рыбопромысловый флот является основой материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса. Он составляет более 70% основных производственных фондов отрасли, обеспечивает более 90% общего вылова. На судах производится более 92% общего объема мороженой продукции, более 96% рыбной муки и около 15% консервной продукции.
По состоянию на 2014 год в отрасли насчитывается 2196 судов с мощностью главного двигателя свыше 55 кВт., средний возраст которых, по данным ОАО «Гипрорыбфлот», составляет 27 лет.
Для организации масштабного промысла вдали от российской экономической зоны решающее значение имеют модернизация действующего и строительство нового высокотехнологичного и высокоэффективного рыбопромыслового флота, а также создание адекватных механизмов и инструментов его финансирования и кредитования.
В последние десятилетия сложилась негативная практика приобретения подержанных судов иностранной постройки (88%), прежде всего по договорам бербоут-чартера. Доля новых судов составила 12%, из них российской постройки — только 10 %. Из 52 судов, построенных в России за последнее время, 50 судов – малотоннажные и только 2 судна – среднетоннажные. Крупнотоннажные рыболовные суда в России вообще не производились.
В соответствие со «Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» примерная потребность России в промысловых судах на ближайшие годы оценивается в количестве 60 крупных и средних промысловых судов различного назначения и более чем 280 малых промысловых судов.
В настоящее время целый ряд судостроительных предприятий выражает заинтересованность в строительстве рыбопромысловых судов. Среди них ПАО «Выборгский судостроительный завод», ПАО «ПСЗ «Янтарь», ОАО «Пелла», ПАО «Находкинский судоремонтный завод», АО «ЦС «Звездочка» Филиал «Севастопольский морской завод».
В частности, ПАО «Выборгский судостроительный завод» уже заключил контракт на строительство «под ключ» 4 крупнотоннажных траулеров для работы на Северном бассейне.
В этой связи крайне важно создать условия экономической заинтересованности использования вновь построенных, современных российских судов в открытых районах Мирового океана.
В последние годы наблюдается постепенная активизация российского рыбного промысла за пределами зоны национальной юрисдикции. Российские уловы возросли на 20–26%, достигнув порядка 1 млн. тонн. При этом сырьевая база российского рыболовства за пределами национальной исключительной экономической зоны, по данным российской рыбохозяйственной науки, позволяет вылавливать в среднесрочной перспективе до 1,7–1,9 млн. тонн.
На фоне обострения конкуренции за ресурсы большое значение приобретает проведение научных исследований. 
Расширение изучения ресурсной базы Мирового океана и повышение объективности научного отраслевого прогнозирования будет способствовать привлечению российских пользователей к освоению перспективных видов водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства. Кроме того, это приведет к усилению позиций России в международных рыболовных организациях, увеличению российского рыболовного присутствия в Мировом океане.
Вместе с тем, бюджетное финансирование рыбохозяйственной науки выделяется в недостаточных объемах. На финансирование подпрограммы № 3 «Наука и инновации» государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2015 году предусматривалось 4 263,79 млн. рублей, в 2016 год — 3 779,96 млн. рублей и в 2017 г. – 3 606,8 млн. рублей. Однако в последующем оно было снижено на 446 935,6 тыс. рублей; на 423 686,4 тыс. рублей; на 441 352,8 тыс. рублей соответственно.
Уменьшение финансирования рыбохозяйственной науки в 2016 году привело к сокращению количества экспедиционных исследований на 29% по сравнению с 2015 годом.
Кроме того, в целях определения биоресурсного потенциала Мирового океана необходимо проведение длительных судовых научно-исследовательских экспедиций. Для этого необходимо обеспечить своевременное пополнение российского научного флота современными специализированными судами, в том числе для работы в Мировом океане.
Установленные в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» положения о невозможности производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований, объективно осложняют проведение научно-исследовательских работ в исключительных экономических зонах иностранных государств и районах действия международных договоров в области рыболовства.
Российские научные суда, осуществляющие ресурсные исследования в районах юрисдикции иностранных государств, обязаны соблюдать правила рыболовства, в том числе переработки, хранения, маркировки и транспортировки водных биоресурсов, выловленных при проведении таких исследований. 
Такие требования приводят к снижению объемов собираемой промыслово-биологической информации.
Сокращение или отсутствие российских исследований в морских районах за пределами юрисдикции России неизбежно приведет к навязыванию иностранными государствами своего видения состояния запасов водных биоресурсов и мер регулирования их добычи, а в конечном итоге — к ограничению права доступа России к морским биоресурсам.
Необходимо принять меры по предотвращению и минимизации рисков ухудшения международных правовых условий российского доступа к водным биологическим ресурсам Мирового океана.
Практика работы российских рыбохозяйственных организаций по освоению ресурсов открытого моря свидетельствует о наличии ряда неурегулированных, проблемных вопросов и административных барьеров, снижающих эффективность рыболовства и приводящих к удорожанию производимой продукции, а также не освоению перспективных объектов промысла открытого моря.
В частности, затрудняет оперативную работу рыбопромыслового флота при переходе из исключительной экономической зоны Российской Федерации в Мировой океан обязанность судовладельца, при вхождении в зону действия Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана иметь на борту научного наблюдателя. Сдерживается возможность поставки на внутренний рынок страны рыбопродукции, произведенной на российском судне в открытой части Мирового океана из уловов, добытых иностранным судном. Необходимо продолжать совершенствовать процедуры таможенного, пограничного и ветеринарного контроля.
С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» считают необходимым и дальше способствовать развитию российского рыболовного промысла в открытых и удаленных районах Мирового океана и рекомендуют следующее.

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть вопросы:
о возможности распространения действия механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство рыбопромысловых судов, предназначенных для осуществления промысла водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана;

о необходимости разработки комплекса мер государственной поддержки российского рыбного промысла за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, в том числе путем субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым для организации промысла водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и исключительных зонах иностранных государств, а также путем предоставления налоговых и таможенных льгот рыбопромысловым организациям, ведущим такой промысел и поставляющим продукцию на территорию Российской Федерации;

о целесообразности дополнения государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» дополнительной подпрограммой «Развитие рыболовства в открытой части Мирового океана».

1.2. Поручить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения:

по финансированию рыбохозяйственных ресурсных исследований в Мировом океане, в том числе научно-исследовательских и поисковых экспедиций по оценке состояния сырьевой базы продуктивных районов Мирового океана, в которых возможно ведение рентабельного рыбного промысла;

по финансированию разработки новых высокоэффективных технологий добычи и переработки водных биоресурсов Мирового океана, которые в настоящее время не используются промыслом.

1.3. Поручить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения:

по созданию специализированных центров рыболовного судостроения для Дальневосточного и Северного бассейнов с максимальной локализацией производства и использованием современных производственных технологических линий;

по строительству научно-исследовательских судов с использованием новых технических и технологических достижений, в том числе двух крупнотоннажных судов для работы в Арктике и Антарктике, а также по модернизации в соответствии с современными требованиями действующих научно-исследовательских судов.

1.4. Поручить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров» в части признания товаром, полностью произведенным в данной стране, продукцию, произведенной на борту перерабатывающего судна данной страны из уловов водных биоресурсов, добытых судами другой страны.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

2.1. Ускорить проведение согласования и внесения в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов:

 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части осуществления промышленного рыболовства в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2.2. Проработать предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части:

предоставления рыбохозяйственным организациям права производства продукции из водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и открытых районах Мирового океана.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службой проработать вопрос по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие процедуру оформления ветеринарных сопроводительных документов, в части оптимизации оформления ветеринарных сопроводительных документов на уловы водных биоресурсов, добытых в открытых районах Мирового океана и произведенную из них на судах продукцию, доставляемых на территорию Российской Федерации.

4. Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, касающихся возможности государственной регистрации в Российском международном реестре судов судов рыбопромыслового флота, специализирующихся на приемке и обработке уловов водных биоресурсов, а также производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана.

5. Пограничной службе ФСБ России совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию системы контрольных пунктов (точек) и порядка их прохождения судами рыбопромыслового флота, с учетом особенности организации и осуществления промысла в Мировом океане.

6. Федеральному агентству по рыболовству провести консультации со странами – участниками Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана о возможности корректировки требований положения Конвенции, обязывающего судовладельца при вхождении в зону ее действия иметь на борту судна, осуществляющего донный промысел, научного наблюдателя.

7. Ассоциациям и предприятиям рыбохозяйственного комплекса принять меры по привлечению инвестиций в развитие российского рыбохозяйственного комплекса, в том числе в строительство судов на российских верфях.