«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему: «Меры государственной поддержки отечественной рыбоперерабатывающей отрасли в условиях санкционного давления»

Рекомендации

«круглого стола» на тему: «Меры государственной поддержки отечественной рыбоперерабатывающей отрасли в условиях санкционного давления»

 

 

Проведя с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов, касающихся, мер государственной поддержки отечественной рыбоперерабатывающей отрасли в условиях санкционного давления участники «круглого стола» отмечают следующее.

По информации Минсельхоза России итогам сбора информации, от субъектов Российской Федерации: 62 региона (77% ответивших, 70% общего количества субъектов) сообщили об отсутствии каких‑либо мер поддержки отечественной рыбоперерабатывающей отрасли, в 19 субъектах (23% ответивших, 21% общего количества) присутствуют региональные меры поддержки, в том числе государственные программы регионального уровня, в рамках которых реализуются мероприятия по государственной поддержке и стимулированию развития рыбоперерабатывающих мощностей, преимущественно для предприятий, осуществляющих рыболовство, в том числе с применением инвестиционных квот.
При этом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусмотрены, в том числе:

субсидии на возмещение затрат, понесенных на строительство или модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры;

субсидии на уплату процентов по кредитам или лизинговым платежам, используемых для приобретения рыбоперерабатывающего оборудования;

субсидии на реализацию инвестиционных проектов (береговые перерабатывающие комплексы, рыбопромысловые суда);

сниженные налоговые ставки и другие тарифные льготы для организаций, основными видами деятельности которых является добыча (вылов) рыбы и (или) переработка.

За счет действующих мер поддержки увеличился объем производства рыбной продукции глубокой степени переработки. По информации Росрыболовства, в структуре производства рыбной продукции объемы производства рыбного филе до 240 тыс. тонн в 2023 году. По сравнению с 2017 годом объем произведенного рыбного мороженого филе увеличился на 59%, рыбного фарша – в 3,4 (+240%) раза, рыбной муки – в 1,7 (+74%) раз. Общий объем производства продукции глубокой степени переработки (в том числе: филе, фарш, печень и молоки, приготовленная и консервированная рыба, рыбная мука) в 2023 году составил порядка 1,31 млн тонн, увеличившись на 29% по сравнению с 2017 годом и на 12% — по сравнению с 2020 годом.

В 2024 году также наблюдается рост производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, за 11 месяцев 2024 года филе рыбного мороженого произведено порядка 215 тыс. тонн, рыбного фарша и мяса рыбы мороженых – 96 тыс. тонн и рыбной муки – 179 тыс. тонн, что больше аналогичного периода 2023 года на 5%, 13% и 10% соответственно.

Однако, имеющиеся в последние годы положительные тенденции в полной мере не обеспечивают уровень производства в отношении востребованного гражданами Российской Федерации ассортимента рыбной продукции, необходимого для обеспечения роста его потребления населением.

С учетом этого Президент Российской Федерации В.В. Путин по итогам совещания 16 августа 2023 года, дал поручение о разработке и утверждении плана мероприятий по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции до 2030 года, а также обеспечении его реализации (Пр-2005, п.1, д), абзац-1). 31 июля 2024 года заместитель председателя правительства Д.Н. Патрушев утвердил план мероприятий (»дорожную карту») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года (№ ДП-П11-24584).

Благодаря работе Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию производство и переработка рыбной продукции является отдельным важным разделом «дорожной карты» и является серьезной основой для реализации целого ряда мероприятий из других ее разделов, например, развития розничной и оптовой торговли.

В тоже время российские рыбоперерабатывающие предприятия работают в сложных условиях. Следует отметить прекращение поставок оборудования – и судового, и рыбоперерабатывающего, рост затрат, связанный с изменением географии экспортных поставок, закрытие европейских и американских рынков. В этой связи только на Камчатке с февраля 2022 года, более половины средних и крупных предприятий (43 из 73), занимающихся добычей и переработкой рыбы начали работать с отрицательной рентабельностью. В этой связи необходима выработка мер государственной поддержки с тем чтобы выполнить мероприятия плана.

С учетом состоявшегося обсуждения вопросов, касающихся мер государственной поддержки отечественной рыбоперерабатывающей отрасли в условиях санкционного давления участники совещания рекомендуют следующее.

1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, совместно с Федеральным агентством по рыболовству, рассмотреть возможность направления в Евразийскую экономическую комиссию предложений о предоставлении таможенных преференций в виде установления нулевых таможенных пошлин по отдельным видам моллюсков, предназначенных для использования в производстве пищевой продукции, а именно в отношении мяса криля бланшировано-мороженного, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 1605 53 900 000 1 и мидий, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 1605 53 900 0, для российских рыбоперерабатывающих предприятий и импортеров, аналогично предоставленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 25.12.2023 года № 160 для предприятий Республики Беларусь.

2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службой рассмотреть возможность:

в целях снятия излишних административных барьеров отмены требований по предоставлению двух видов сертификатов страны происхождения товара для товаров, которые ввозятся на территорию Евразийского экономического союза из дружественных стран, с которыми Евразийский экономический союз и его государства-члены заключили соглашения о свободной торговле, определив в качестве единственного сертификата страны происхождения товара «преференциальный сертификат» по форме EAV;

в целях получения дополнительных доходов федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин и НДС и стимулирования переработки водорослей на территории Российской Федерации, введения в ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 отдельных кодов для водорослей типа Porphyra (красные водоросли), ввозимых на территорию Евразийского союза в виде сырья и готовой продукции.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству по рыболовству продолжить работу по подготовке дополнительных предложений:

 по расширению программы субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции, включая увеличение финансирования данной меры государственной поддержки и расширение перечня субсидируемой рыбной продукции за счет сельди, трески, дальневосточных камбал и рыбного фарша;

по сбору информации для подготовки предложений и финансовых обоснований целесообразности субсидирования отдельных направлений рыбопереработки и по вводу в эксплуатацию современных рыбоперерабатывающих мощностей;

по мерам государственной поддержки системообразующих организаций агропромышленного комплекса, осуществляющих виды деятельности «Рыболовство и рыбоводство», «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков», с предоставлением им льготных кредитов на пополнение оборотных средств, а также по механизму привлечения финансирования через публичное размещение акций и облигаций.

4. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с ФГУП «Атомфлот», органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации дополнительно проработать возможность введения регулярного расписания движения лихтеровоза «Севморпуть» по Северному морскому пути.

5. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству, органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации:

обратить внимание на рост на Дальнем, Востоке числа не рентабельных предприятий, занимающихся добычей и переработкой водных биологических ресурсов и обеспечить разработку предложений, направленных на стабилизацию ситуации на указанных предприятиях;

проработать предложения по законодательному увеличению сроков действия отдельных мер, действующих на территории «Свободный порт Владивосток (СВП)» в части увеличения установленных этапов льготных режимов по налогам на прибыль и имущество с 5 до 10 лет, по социальным страховым взносам с 10 до 20 лет.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с ООО «Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ)» и Федеральным агентством по рыболовству завершить в возможно короткие сроки выведение из‑под маркировки «Честный знак» ястычной икры.

7. Органам исполнительным власти субъектов Российской Федерации, рассмотреть возможность:

 регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, наименования места происхождения товара, географического указания в отношении отечественной рыбной продукции, изготавливаемой в этих регионах и являющихся уникальными;

обеспечения потребителей качественной рыбной продукцией в рамках внедрения и развития программы социальных сертификатов.