«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «О ходе реализации государственной аграрной политики в части поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, повышения доступности рынков сбыта фермерской продукции»

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

«Круглый стол»

на тему «О ходе реализации государственной аграрной политики в части поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, повышения доступности рынков сбыта фермерской продукции»

 

г. Москва, Совет Федерации

24 июня 2024 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Заслушав информацию по вопросу «О ходе реализации государственной аграрной политики в части поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, повышения доступности рынков сбыта фермерской продукции» участники «круглого стола» отмечают следующее.

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года перед агропромышленным комплексом страны поставлена задача к 2030 году нарастить объем производства не менее чем на 25% по сравнению с 2021 годом, добиться увеличения объема экспорта в 1,5 раза.

Малые и средние предприятия могут быть весьма эффективными и конкурентоспособными в ряде подотраслей сельскохозяйственного производства, особенно требующих большого количества ручного труда (овощеводство, садоводство, овце- и козоводство, кролиководство и др.). Также они экономически эффективны на территориях с небольшими площадями сельскохозяйственных угодий.

Основу малого агробизнеса составляют фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели (162,3 тыс. ед.), малые и микро- предприятия АПК (31,1 тыс. ед.), что составляет более 95% всех зарегистрированных сельскохозяйственных товаропроизводителей страны (95,4%).

Малые формы хозяйствования (далее – МФХ) играют заметную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. В малых и средних агропредприятиях и в личных подсобных хозяйствах населения производится около половины всей сельскохозяйственной продукции.

В среднем за последние 5 лет фермерами обеспечивается индекс производства сельскохозяйственной продукции выше, чем в сельскохозяйственных организациях, что свидетельствует об эффективности деятельности данной формы агропроизводителей.

Кроме того, малый агробизнес имеет исключительно важное социальное значение, так как обеспечивает занятость и доходы миллионам селян, то есть во много раз больше, чем крупные предприятия. Кроме того, десятки и сотни тысяч средних и малых предприятий очень важны для развития конкурентного рынка, и от их «самочувствия» во многом зависят не только его перспективы и ценовая конъюнктура, но и качество продовольственного обеспечения россиян.

Ведь при равном доступе к средствам поддержки и при наличии адекватной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей этим предприятиям свободный доступ на рынки ресурсов и сбыта, они формируют здоровую конкурентную среду и существенно увеличивают объемы предложения на рынке. Поскольку прирост спроса на продукцию малых предприятий и увеличение их товарности ведут к росту доходов селян.

Одновременно с этим МФХ традиционно являются основными производителями некоторых видов продукции, а также продукции с улучшенными качественными характеристиками и органической продукции.

Значимость МФХ в производстве сельскохозяйственной продукции обусловила необходимость поддержки их кооперации.

Благодаря комплексу мер, принимаемых Минсельхозом России, институтами развития, региональными органами власти по развитию сельскохозяйственной кооперации, удалось стабилизировать количественный состав сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) и выйти на уровень 1 января 2015 года (6 429 СПоК).

Тем самым, малые формы хозяйствования берут на себя кроме производственных задач еще и значительную социальную нагрузку, становясь партнерами государства в развитии сельских территорий.

Необходимо отметить, что все МФХ совокупно обеспечивают 40% всего объема производства сельскохозяйственной продукции, являясь гарантом достижения продовольственной безопасности страны.

Минсельхозом России в целях обеспечения эффективности малого агробизнеса реализуется комплекс мер государственной поддержки фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее – Госпрограмма АПК).

При этом ряд мер государственной поддержки имеет адресный характер и предоставляется только данной категории товаропроизводителей.

Адресные меры господдержки малых форм хозяйствования оказываются на принципах поступательного развития начиная от поддержки граждан, ведущих ЛПХ, заканчивая грантовой поддержкой, направленной не только на непосредственное производство сельскохозяйственной продукции, но и развитие сельского туризма.

Объединение хозяйств в СПоК стимулируется за счет предоставления грантов на развитие материально-технической базы кооперативов и субсидий, направляемых на возмещение части затрат кооперативов, связанных как с необходимостью оснащения хозяйств – членов кооператива, так и реализации произведенной ими продукции. Указанная поддержка оказывается в рамках мероприятий Госпрограммы АПК.

Меры поддержки малых форм сельского предпринимательства призваны повысить их внутриотраслевой конкурентный потенциал и оказать положительное влияние на их развитие. Однако необходимо приложить еще усилия для решения иных проблем малого сельского предпринимательства, прежде всего проблемы сбыта продукции.

В целом у малых форм хозяйствования есть несколько механизмов сбыта продукции, среди них собственная торговая сеть и прямая продажа населению, а также розничные рынки и ярмарки; важными каналами сбыта также являются организации потребительской кооперации Центросоюза и договоры с перерабатывающими предприятиями, сельскохозяйственные перерабатывающие и сбытовые кооперативы. В последнее годы получили развитие поставки в крупные торговые сети и цифровая торговля.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия пищевой промышленности, в отсутствие иных путей сбыта произведенной продукции, вынуждены принимать зачастую невыгодные для себя условия.

В связи с этим все более актуальной становится задача расширения представителям МФХ возможности реализовывать свою продукцию.

Решению проблемы со сбытом способствуют – так называемые «агроагрегаторы» продукции, которые берут на себя функции по ее закупке, сортировке, подработке, хранению, упаковке, формированию и реализации товарных партий, соответствующих требованиям торговли. Кроме того, целесообразным было бы создание специализированных торговых сетей или франшизы для кооперативных и фермерских магазинов и организаций общественного питания.

Агроагрегатор оптимизирует затраты фермеров, создает бесперебойно работающий канал предпродажной обработки фермерского товара, организацию прямых поставок продукта к потребителю по более низким цена. Для того чтобы сохранить принцип конкуренции и не допустить необоснованное повышение агроагрегатором фермерской продукции цен на поставляемую в торговую сеть продукцию необходимо создавать условия для наличия в регионе не менее двух агроагрегаторов фермерской продукции,
и различных форм в соответствии с региональными особенностями субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в половине субъектов Российской Федерации агроагрегаторы отсутствуют.

Это связано в том числе с низкой заинтересованностью хозяйствующих субъектов в становлении агроагрегаторов фермерской продукции, поскольку на данный момент отсутствует возможность оказания необходимой поддержки таким агроагрегаторам со стороны субъектов Российской Федерации.

Для решения данной проблемы разработан и внесен проект федерального закона № 492926–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части развития инфраструктуры реализации фермерской продукции.

В настоящее время развитие малых форм хозяйствования на селе и реализация их огромного производственного, экономического и социального потенциала сдерживаются рядом факторов, на которые следует обратить особое внимание. Это, в том числе:

недостаточное развитие конкурентной и соответствующей особенностям и потребностям малых сельскохозяйственных предприятий сбытовой и агросервисной инфраструктуры;

низкий конкурентный потенциал малых и средних предприятий на рынке финансов и кредита и, соответственно, затрудненный доступ к кредитным и финансовым ресурсам;

недостаточная дифференциация механизмов и инструментов государственной поддержки для различных типов и размеров предприятий, что затрудняет для малых сельскохозяйственных предприятий доступ к этой поддержке;

избыточная зарегулированность сфер производства и торговли продуктами питания, с которой малые формы и их объединения просто не справляются;

недостаток у фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и небольших коллективных предприятий актуальной информации (в том числе рыночной и производственно-технологической), знаний о своих правах и обязанностях, а также отсутствие у них практического опыта защиты от более сильных в экономическом плане поставщиков и конкурирующих с ними более крупных игроков;

Учитывая изложенное участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:

 

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

обеспечить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов в приоритетном порядке:

№ 492926–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части развития инфраструктуры реализации фермерской продукции);

№ 541764–8 «О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения правового регулирования сельского туризма).

2. Правительству Российской Федерации:

проработать механизмы снижения цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы, пестициды и агрохимикаты, тарифов на электроэнергию и поставку воды в оросительные системы, в том числе посредством их субсидирования;

рассмотреть вопрос о возможности подготовки проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на давальческом сырье, в части установления ставки налога на добавленную стоимость на такую продукцию в размере 10 процентов;

рассмотреть вопрос об оказании государственной поддержки на строительство овощехранилищ, в целях увеличения объемов закупаемой продукции у субъектов малого предпринимательства.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность

упрощения условий получения субсидий из федерального бюджета для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к малым формам хозяйствования;

инициирования проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, с включением в нее расширенного блока вопросов, связанных с комплексным развитием сельских территорий и малых форм хозяйствования;

организовать работу по взаимодействию с личными подсобными хозяйствами по вовлечению их в институт самозанятости в целях обеспечения прослеживаемости продукции;

продолжить реализацию мер по комплексной поддержке и развитию малых форм хозяйствования, в том числе сельскохозяйственных кооперативов;

совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, АНО «Российская система качества» продолжить работу по разработке эффективного механизма подтверждения качества продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами в рамках международных договоров;

совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

актуализировать информацию о существующих мерах государственной поддержки для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов и принять меры по информированию сельхозтоваропроизводителей с использованием центром компетенций;

организовать тиражирование лучших практик по созданию кооперативов второго уровня малых форм хозяйствования через Центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермерства.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

продолжить работу, направленную на повышение доступности рынков сбыта фермерской продукции, в том числе продолжить координировать создание агрегаторов фермерской продукции в субъектах Российской Федерации;

рассмотреть возможность организации автоматизированных стационарных точек продаж с упакованной фермерской продукцией во входных зонах магазинов торговых сетей посредством проведения тематического совещания с участием руководства отраслевых объединений;

совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о развитии автоматизированной торговли на территории Российской Федерации, как современного канала сбыта фермерской продукции, и выработке государственных мер по его стимулированию;

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации при участии подведомственных отраслевых научных учреждений подготовить предложения по повышению эффективности мер поддержи малых форм хозяйствования в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатической и территориальной особенности регионов.

6. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность внедрения технологий автоматизированной продажи упакованной фермерской продукции в образовательных учебных заведениях, в целях включения ее в рацион питания учащихся, в том числе по средством внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

7. Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства продолжить проведение на постоянной основе обучение операторов «Фермерских островков» актуальным вопросам в сфере торговли.

8. Рекомендовать Х5 Group совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства продолжить работу по дальнейшему масштабированию в субъектах Российской Федерации проекта «Фермерский островок», предоставляющего сельхозпроизводителям возможность размещать свою продукцию в «Фермерских островках», организованных в торговых сетях.

9. Акционерному обществу «Россельхозбанк»:

в целях обеспечения доступа для малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам рассмотреть возможность упрощения процедуры рассмотрения документов при получении ими кредитов по льготной ставке: для клиентов, имеющих положительную кредитную историю и получателей грантовой поддержки предусмотреть упрощенный порядок предоставления заемных средств;

продолжить работу по расширению использования формата торговли фермерской продукции («вкусной пятницы») на крупных предприятиях.

10. Акционерному обществу «Российский экспортный центр»:

провести анализ представления мер поддержки, оказываемых Российским экспортным центром, сельхозтоваропроизводителям с дифференциацией по формам хозяйствования (крупные, средние, малые) и представить в Комитет Совет Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию информацию об их соотношении.

провести работу по информированию субъектов малого предпринимательства о существующих мерах государственной поддержки экспорта российской продукции.

11. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

продолжить работу по распространению опыта реализации пилотных проектов, предусматривающих создание дополнительного канала реализации сельскохозяйственной фермерской продукции через торговые сети при помощи специального агроагрегатора фермерской продукции;

на базе созданных Центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации поддержки фермеров проводить мероприятия по освещению вопросов создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

совместно с органами местного самоуправления продолжить работу по приоритетному развитию сельскохозяйственной кооперации, используя преимущества объединения малых форм хозяйствования с целью эффективной реализации сбыта фермерской продукции;

принять меры по созданию кооперативов 2-го уровня с целью обеспечения комфортной конкурентной среды на рынке для малых товаропроизводителей.

12. Направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, АО «Россельхозбанк», АО «Российский экспортный центр», АНО «Российская система качества», высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.