«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Развитие отечественного животноводства и ветеринарии: проблемы и перспективы»

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

«Круглый стол»

на тему

«Развитие отечественного животноводства и ветеринарии:

проблемы и перспективы»

 

г. Москва, Совет Федерации

28 мая 2024 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Заслушав информацию по вопросу «Развитие отечественного животноводства и ветеринарии: проблемы и перспективы» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Роль животноводства и ветеринарии в решении задачи увеличения объема производства российского АПК не менее чем на четверть, а экспорта — в полтора раза к 2030 году, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года, чрезвычайно важна.

Животноводство как системообразующая отрасль агропромышленного комплекса обеспечивает более 40 процентов продукции сельского хозяйства, оказывает существенное влияние на формирование внутреннего агропродовольственного рынка и развитие других сфер народного хозяйства, включая пищевую и легкую промышленность.

Сельскохозяйственные организации, включая, как крупные агропромышленные формирования, так и малые формы хозяйствования, специализирующиеся на молочном и мясном скотоводстве, во многом определяют уровень жизни сельского населения, обеспечивают круглогодичную занятость, несут большую социальную нагрузку, решают многие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, дорожной и транспортной инфраструктуры сельских территорий.

На территории России представлены все подотрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство, овцеводство и др.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации определены, в частности показатели самообеспеченности по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам. В 2023 году уровень самообеспеченности по мясу и мясопродуктам составил 100,5%, что на 15,5 п. п. выше показателя, предусмотренного Доктриной. При этом по молоку и молокопродуктам – 85,3%, что на 4,7 п. п. ниже показателя, предусмотренного Доктриной.

Обеспечение устойчивого развития животноводства является ключевой задачей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Государственная программа).

В 2024 году федеральным бюджетом на реализацию федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса», в рамках которого, в том числе осуществляется поддержка и развитие отрасли животноводства предусмотрено 81,8 млрд рублей, в 2025 году – 80,9 млрд рублей, в 2026 году 84,9 млрд рублей.

Принимаемые меры государственной поддержки за 20 лет довести объемы производства молока до уровня 33,8 млн тонн при росте продуктивных показателей животных и сокращении их численности.

Птицеводство и свиноводство являются наиболее динамично развивающимися отраслями животноводства.

Благодаря государственной поддержке на протяжении ряда лет, в стране создана собственная базы племенных ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных, репродукция которой используется в товарном секторе для производства продукции животноводства.

В то же время в птицеводстве еще сохраняется зависимость от поставок генетического материала из‑за рубежа (98%). По иным подотраслям животноводства осуществляется импорт племенной продукции в незначительных объемах по решению инвесторов при наличии альтернативных предложений на территории нашей страны.

В настоящее время реализуется комплекс мероприятий, нацеленных на формирование конкурентоспособной базы племенных ресурсов, которая будет удовлетворять потребности отечественных сельхозтоваропроизводителей в высокопродуктивном молодняке и усилит независимость страны от иностранной продукции. Кроме того, приоритетной целью является техническое перевооружение отрасли и замещение импортного оборудования и запасных частей.

Минсельхозом России проводится большая работа по локализации производственных мощностей для воспроизводства племенных ресурсов на территории нашей страны, в том числе, с целью развития племенной базы генетического материала в бройлерном птицеводстве завершается реализация проекта по строительству современного единственного в стране селекционного центра, с помощью которого, используя в разведении отечественный кросс Смена 9, к 2030 году доля его рынка составит на уровне не менее 25%, а в случае прекращения импортных поставок генетики российским птицефабрикам, создаваемое селекционное стадо позволит в кратчайшие сроки нарастить численность поголовья птицы исходных линий до потребностей отрасли в полном объеме.

Принят Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 454-ФЗ, предусматривающий создание федеральной информационно-аналитической системы племенных ресурсов.

Создание и эксплуатация информационной системы позволит обеспечить регистрацию, учет и идентификацию племенных животных, племенных хозяйств, вести анализ, обработку представленной в нее информации, осуществлять контроль за достоверностью такой информации, разрабатывать селекционные программы и мероприятия, способствующие развитию отечественного племенного животноводства и снижению зависимости от поставок генетического материала из‑за рубежа.

Развитие внутреннего рынка животноводческой продукции, как и реализация экспортного потенциала животноводства, напрямую зависят от обеспечения необходимого уровня ветеринарной безопасности.

На федеральном и региональном уровнях ведётся масштабная работа по обеспечению эпизоотического благополучия России, прежде всего животноводческого сектора. Основными сдерживающими факторами развития отечественного животноводства являются риски возникновения неблагополучной обстановки по заразным, в том числе особо опасным, болезням животных на территории Российской Федерации.

В последние годы в данной сфере произошли важные изменения, ориентированные на её совершенствование и повышение эффективности, и этот процесс продолжается. Так, в ветеринарной отрасли активно совершенствуется нормативно-правовая база, внедряются современные подходы в её научном обеспечении, модернизируются и автоматизируются системы учёта и контроля, создаются новые лекарственные и профилактические средства.

Благодаря принятым Россельхознадзором мерам Всемирная организация здравоохранения животных признала Россию благополучной по чуме мелких жвачных животных, а также благополучие по ящуру четырех зон в России, в которые вошла большая часть России.

С целью обеспечения эпизоотического благополучия, развития экспорта снижения нагрузки на сельхозтоваропроизводителей с законодательной точки зрения проведена большая работа по принятию федеральных законов, направленных на обеспечение ветеринарной безопасности, фитосанитарного благополучия, это позволило повысить эффективность ветеринарного контроля, улучшить регулирование вопросов, связанных с кормами, оборотом ветеринарных лекарственных препаратов и антибиотиков, и многое другое.

При этом следует отметить, что ежегодно нарастающая неблагополучная обстановка по глобальному распространению заразных, в том числе особо опасных болезней животных, требует постоянного совершенствования государственной политики в сфере ветеринарии.

В условиях усиления санкционного давления в фокусе внимания остается развитие отрасли производства ветеринарных препаратов, использующихся для лечения и профилактики, диагностики заболеваний животных.

Следует отметить, что находясь на стыке медицины, сельского хозяйства и промышленного производства отрасль, в основном регулируемая 61-ФЗ «О лекарственных средствах», что и лекарственные средства для медицинского применения, до настоящего времени регулируется и поддерживается по остаточному принципу.

Минсельхозом России разработан проект подпрограммы «Развитие технологий производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы. В настоящее время документ находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Определённые проектом подпрограммы параметры поддержки ориентированы на срок до 2030 года и предполагают начало научно-исследовательских работ в 2025 году.

Развитие животноводства и ветеринарии станет серьезным стимулом для роста нашего АПК, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и увеличит экспортный потенциал.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— поддержки проекта федерального закона № 630680–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливающего возможность предоставления мер государственной поддержки производителям лекарственных средств ветеринарного применения;

— поддержки проекта федерального закона № 325647–8 «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях», призванного урегулировать отношения в области создания, формирования, сохранения, развития, изучения и использования биологических (биоресурсных) коллекций, находящихся в собственности Российской Федерации (включая коллекции генетических ресурсов сельскохозяйственных животных), в том числе, в целях обеспечения устойчивого развития Российской Федерации;

— об установлении пониженной ставки 10% налога на добавленную стоимость для услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа с учетом практики применения статьи 26.3 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в целях стимулирования развития отечественного животноводства и птицеводства;

— установления с 1 января 2025 года ставки НДС 10% на импорт и реализацию внутри страны племенной продукции (материала);

— повышения эффективности защиты внутреннего рынка путем перехода от тарифного квотирования говядины с внутриквотной ставкой ввозной таможенной пошлины 15% к плоской пошлине в размере 27,5% в целях сохранения и ускорения темпов развития отрасли специализированного мясного скотоводства и обеспечения долгосрочной рентабельности;

— внесения изменения в статью 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществляющим деятельность, направленную на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, не менее 25 лет в сельской местности, независимо от их возраста;

— включения производителей лекарственных средств для ветеринарного применения в число сельскохозяйственных товаропроизводителей, путем внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

— признания отрасли производства лекарственных средств для ветеринарного применения критически важной для сельского хозяйства Российской Федерации и включения ее в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации»;

— выделения крупнейших отечественных производителей лекарственных средств для ветеринарного применения, входящих в Ассоциацию «Ветбиопром» (ФКП «Армавирская биофабрика», ФКП «Курская биофабрика», ФКП «Орловская биофабрика», ФКП «Ставропольская биофабрика», ФКП «Щелковский биокомбинат») и Ассоциацию «Национальная ветеринарная ассоциация» (предприятия Группы компаний «ВИК», ООО «НИТА-ФАРМ», ООО «Апиценна», ООО «Ветбиохим», ООО «НВЦ Агроветзащита С-П.», ООО «НПП АВИВАК»), а также ФГБУ ВНИИЗЖ, доля которых на рынке российских производителей составляет 88%, в число «отрасль образующих организаций» отрасли производства лекарственных средств для ветеринарного применения (ОКВЭД 20.21.3), предоставления им мер государственной поддержки в целях достижения в кратчайшие сроки технологического суверенитета в части обеспечения животноводства лекарственными препаратами ветеринарного применения;

— предоставления крупнейшим отечественным производителям лекарственных средств для ветеринарного применения возможности отсрочки в представлении отчетов по квалификации проекта, монтажа, функционирования производственных помещений, систем технологического и аналитического оборудования, а также валидации процесса производства, очистки и аналитических методов испытаний, предусмотренных процедурой лицензирования и получения заключения на соответствие требованиям надлежащей производственной практики (GMP) производственных площадок, сроком не более 12 месяцев после выдачи лицензии;

— разработки мер государственной поддержки, льготного кредитования, для целей пополнения оборотных средств с использованием механизма субсидирования российских кредитных организаций и государственной корпорации развития ВЭБ.РФ для возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок;

— усиления контроля за деятельностью лицензированных дистрибьюторов для предотвращения противозаконной продажи или передачи активных фармацевтических субстанций животноводческим хозяйствам и использования их для разведения, выращивания и содержания животных в целях усиления мер ответственности за нарушение подпункта 7 пункта 1статьи 53 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

— разработки дополнительных мер государственной поддержки проведения научно-исследовательских работ по разработке новых лекарственных средств для ветеринарного применения, в том числе коммерческими научными организациями в целях обеспечения продовольственной и биологической безопасности страны;

— установления в подпрограмме «Развитие технологий производства ветеринарных препаратов» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 возможности включения в число участников проекта не только федеральные государственные научные учреждения или федеральные государственные образовательные учреждения, но и R&D подразделения частных фармацевтических компаний, которые уже имеют собственные научно-исследовательские лаборатории, нужные компетенции и научный задел для разработки инновационных продуктов и позволить им распоряжаться результатами научно-технической работы по своему усмотрению;

— законодательного закрепления на постоянной основе нематериальных мер поддержки отечественных производителей лекарственных средств ветеринарного применения, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации»;

— расширения перечня товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 года № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации», в части лекарственных средств для ветеринарного применения, на которые вводятся повышенные ставки ввозных пошлин, и которые производятся отечественными предприятиями в необходимом объеме;

— внесения изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2018 года № 101 «Об утверждении правил проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения» и в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», направленных на снижение административных барьеров при реализации процессов разработки, проведения доклинических и клинических исследований, регистрации и ввода в обращении новых отечественных лекарственных средств для ветеринарного применения;

обеспечить утверждение в 2024 году подпрограммы «Развитие технологий производства лекарственных средств для ветеринарного применения» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства до 2030 года по ветеринарным препаратам;

принять меры, направленные на:

— ускорение выработки единой позиции Российской Федерации по проекту Положения о согласованных подходах по идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения для представления в Евразийскую экономическую комиссию;

— решение проблем с маркировкой вакцин для ветеринарного применения и импортируемых лекарственных препаратов ветеринарного применения;

проработать вопросы:

— увеличения объемов использования мяса индейки в школьном и лечебном питании;

— создание условий для дополнительного привлечения инвестиций в научные исследования с целью разработки и внедрения инновационных технологий нового поколения для обеспечения животноводства качественными, эффективными и безопасными ветеринарными лекарственными препаратами, диагностическими средствами и кормовыми добавками; в производство субстанций, а также готовых форм ветеринарных лекарственных средств, диагностикумов, кормовых добавок, средств дезинфекции, дезинсекции и дезакаризации; в разработку и внедрение новых, более совершенных методов лабораторной диагностики заразных болезней животных;

— наделения Евразийской экономической комиссии полномочием разработки и утверждения межведомственной программы по предупреждению распространения антибиотикорезистентности;

— ускорения работы по цифровизации процессов контрольной (надзорной) деятельности в сфере ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер;

— дополнения СанПиН 2.6.1.1192–03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований» нормами, регламентирующими использование рентген-аппаратов ветеринарными организациями и устанавливающими единые требования к ветеринарным организациям, использующим рентген-диагностику;

— снижения пенсионного возраста для ветеринарных специалистов по аналогии с медицинскими работниками;

— обеспечения ветеринарных специалистов на сельских территориях жильем на безвозмездной основе;

оценить необходимость разработки дополнительных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей, производящих и использующих органические и органо-минеральных удобрения.

 

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— предоставления меры государственной поддержки на строительство навозохранилищ;

— разработки дополнительных мер государственной поддержки для содержания крупного рогатого скота молочного направления продуктивности;

— государственной поддержки производства молока исходя из пропорционального увеличения денежных средств к объему производству молока за отчетный финансовый год;

— предоставления меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей по оздоровлению поголовья животных от хронических инфекционных болезней (туберкулез, бруцеллез и лейкоз);

— расширения перечня объектов субсидирования на создание объектов по переработке побочной продукции северного оленеводства (шкур и отходов массового убоя северных оленей (ноги, копыта, головы, кровь, трахея, калтыки, лёгкие, хвосты, копулятивные органы);

проработать вопросы:

— дополнительных мер государственной поддержки производства крупного рогатого скота мясного направления в целях недопущения снижения поголовья;

— введения 50–80% субсидии для рыбоводных хозяйств на приобретение отечественных земснарядов, камышекосилок, а также техники используемых для очистки лож прудов и дамб;

— дополнительного ресурсного обеспечения НИОКР по созданию высокопродуктивных селекционных форм рыб, а также по разработке и/или усовершенствованию существующих рецептур стартовых, продукционных и репродукционных кормов, и технологий кормления объектов аквакультуры;

— разработки и систематизации ветеринарных правил по борьбе с болезнями животных по видам и отраслям (болезни, общие для нескольких видов животных; болезни крупного рогатого скота, свиней, птицы, овец, коз, лошадей), включая вопросы лабораторной диагностики;

— разработки федеральных целевых программ по предупреждению массовых заразных болезней, лечению животных;

— создания единой государственной диагностическолй системы в области ветеринарии;

— исключения шестого абзаца из пункта 8 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза, утвержденных приказом Минсельхоза России от 08 сентября 2020 года № 534, и проведения туберкулинизацию оленей в условиях отгонного животноводства (северного оленеводства) в зависимости от эпизоотической ситуации региона по туберкулезу в целях доказательства отсутствия циркуляции возбудителя туберкулеза в оленеводческих хозяйствах в условиях отгонного животноводства (северного оленеводства);

— проведения учета поголовья по видам животных в промышленных предприятиях и в хозяйствах населения с целью оценки емкости рынка и прогнозирования потребности в производстве и реализации ветеринарных препаратов;

— проведения анализа ситуации с обеспечением рынка страны необходимыми лекарственными препаратами для ветеринарного применения в части государственного реестра зарегистрированных вакцин по видам животных (КРС, свиньи, птица, козы, овцы) и оценки возможности импортозамещения с учетом спектра заболеваний, типа, компонентного состава и применения разным возрастным группам с учетом технологии производства;

— выделения перечня заболеваний, для профилактики которых существуют риски в случае отсутствия вакцин зарубежного производства с выделением приоритетных направлений импортозамещения вакцин по видам животных и птицы;

— формирования перечня первоочередных для импортозамещения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, разработка и регистрация которых должны быть поддержаны государством, посредством гарантии их сбыта, создания условий и практической базы для проведения доклинических и клинических испытаний;

— возвращения Всероссийскому научно-исследовательскому ветеринарному институту птицеводства (ВНИВИП – филиал ФНЦ «ВНИТИП» РАН) юридической самостоятельности и создания на его базе центра ветеринарных компетенций;

— внесения изменения в пункт 9 Правил изъятия животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 мая 2006 года № 310 в части включения запрета на передачу прав требования возмещения ущерба третьим лицам по договору уступки прав требования, а также пункт, предусматривающий возмещение ущерба только на восстановление деятельности хозяйства;

— обеспечения подготовки кадров в сфере ветеринарии и производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения путем реструктуризации образовательного процесса и возможностью получения практических навыков работы с сельскохозяйственными животными с самого начала учебы;

— принятия в целях привлечения ветеринарных специалистов для работы в сельской местности и в отдаленных территориях страны на федеральном уровне программы «Земский ветеринар» с целевой выплатой в один миллион рублей и компенсацией расходов на переезд;

— включения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», мероприятия и правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по выплате единовременной компенсационной выплаты ветеринарным специалистам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельскую местность, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по данному мероприятию;

при разработке федерального проекта «Селекционная и генетическая независимость агопромышленного комплекса» в составе национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предусмотреть разработку программы сохранения отечественного генофонда пород сельскохозяйственных животных с вовлечением организаций, имеющих статус племенных хозяйств, участвующих в реализации Программы развития Национального центра генетических ресурсов сельскохозяйственных животных, образованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 195 от 19 марта 2024 года на базе ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста;

при разработке федерального проекта «Кадровое и научное обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов» в составе национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» при подготовке научных кадров, необходимых для технологического обеспечения продовольственной безопасности, предусмотреть механизм создания базовых кафедр аграрных вузов в ведущих научных центрах для освоения обучающимися передовых идей и технологий в области разведения, селекции, генетики и биотехнологии сельскохозяйственных животных;

продолжить разработку и внедрение ФГИАС ПР в соответствии с установленными сроками.

 

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность дополнения группировки 01.6 раздела А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» ОКВЭД 2 кодом «Производство удобрений органических» и кодом «Реализация удобрений органических», а также дополнение группировки 01.6 раздела А «Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства» ОКПД 2 кодом «Удобрения органические».

 

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

усилить контроль за введением в действие требований постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2024 г. № 675 «Об утверждении Правил маркировки лекарственных препаратов для ветеринарного применения средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении лекарственных препаратов для ветеринарного применения»;

рассмотреть возможность:

— разработки и принятия единого Государственного стандарта «Удобрения органические. Требования к качеству и безопасности, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и применения» в целях актуализации терминов и определений, унификации требований к качественным характеристикам и параметрам органических удобрений и обращению с ними;

— разработки мер государственной поддержки на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования с целью переработки (утилизации) побочных продуктов (отходов) животноводства, а также на создание и (или) модернизацию объектов по переработке (утилизации) побочных продуктов (отходов) животноводства.

 

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития» (далее – Фонд развития промышленности) ускорить работу по внесению изменений в стандарт Фонда развития промышленности в части предоставления льготных займов участникам оборота лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамка программы «Внедрение системы мониторинга движения товаров».

 

6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— оказания содействие в координации взаимодействия научно-исследовательских организаций, проводящих исследования в области сохранения и изучения генетических ресурсов сельскохозяйственных животных, и аграрных вузов, подведомственных Минобрнауки России, в целях эффективного использования инфраструктуры и кадрового потенциала научных организаций для проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава аграрных вузов по актуальным направлениям развития генетических технологий в животноводстве;

— выделения целевых средств на капитальный ремонт (реконструкцию) вивариев для содержания сельскохозяйственных животных в ведущих научных центрах;

— увеличения контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру в ведущих научных центрах по специальности по специальностям 4.2.5. – Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных и 1.5.7. – Генетика и оказать содействие в направлении на целевое обучение в аспирантуре (докторантуре) в ведущих научных центрах по вышеназванным специальностям.

 

7. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— обеспечения подготовки кадров для животноводства и ветеринарии с учетом современных требований;

— обеспечения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава аграрных ВУЗов.

 

8. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

принять меры, направленные на:

— реализацию на территории субъекта Российской Федерации в полном объеме требований законодательства по маркированию и учету сельскохозяйственных животных, в том числе рассмотреть возможность проведения маркирования и учета животных до вступления в силу соответствующих требований;

— обеспечение обязательного соблюдения условий перемещения животных и товаров в рамках регионализации и недопущение неправомерного перемещения и реализации живых животных и птицы и продукции животноводства/птицеводства;

— повышение материально-технического состояния государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации;

— усиление контроля за правильностью оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее – ВСД);

— организацию и оборудование мест временного содержания животных и временного изолированного хранения продукции животного происхождения при выявлении фактов перевозок животных и продуктов их убоя всеми видами транспорта без ВСД или по ВСД, выданным с нарушением законодательства Российской Федерации;

— обеспечение хозяйствующими субъектами режима биологической безопасности в целях недопущения заноса возбудителей болезней животных в производственные зоны объектов, целостности ограждения периметра территории хозяйства, дезинфекционными площадками, барьерами на всех въездах на территорию предприятий, а также своевременной заправки их дезраствором;

— исключение выгульного содержания свиней, их подворного убоя в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах, других мелкотоварных свиноводческих хозяйствах;

— исключение практики скармливания в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах, других мелкотоварных свиноводческих хозяйствах свиньям пищевых отходов, а также продуктов разделки туш диких кабанов;

— организацию совместно с администрациями муниципальных образований работы с населением в части информирования о необходимости соблюдения всех мер по обеспечению биологической безопасности личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, других мелкотоварных свиноводческих и птицеводческих хозяйств;

— проведение организационной работы с руководством крупных предприятий с целью усиления этими хозяйствующими субъектами входного контроля поступающих живых животных и птицы и продуктов их убоя для недопущения попадания в производственную зону предприятия инфицированных и больных животных и птицы, а также небезопасных в ветеринарном отношении продуктов их убоя;

— усиление мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС и ВПГП как среди сельскохозяйственных животных, так и в дикой фауне, в том числе среди синантропной птицы.