«Круглые столы»

«Актуальные вопросы обеспечения отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами защиты растений и минеральными удобрениями, а также вопросы их применения»

Рекомендации

Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений производителей товарной плодоовощной продукции, научно-экспертного сообщества рассмотрение темы «Актуальные вопросы обеспечения отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами защиты растений и минеральными удобрениями, а также вопросы их применения» участники «круглого стола» отмечают следующее.

В текущей ситуации, связанной с санкционным давлением на Российскую Федерацию, имеются риски роста цен на средства защиты растений и минеральные удобрения, а также их физического отсутствия в необходимых объемах для проведения сезонных полевых работ. Это в свою очередь создает угрозу обеспечению продовольственной безопасности.

В соответствии с информацией, представленной органами власти субъектов Российской Федерации, в целом можно сделать вывод о том, что по минеральным удобрениям обеспечена ценовая и физическая доступность для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует отметить, что в целях обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями в декабре 2021 года были установлены квоты на экспорт минеральных удобрений. С тех пор данные квоты продлеваются, а также корректируются. В ноябре 2023 года квота была в очередной раз продлена. Одновременно с квотой с 1 сентября 2023 года при экспорте удобрений также действует единая пошлина в 7%.

Минсельхозом России и Минпромторгом России ежегодно утверждается план по поставкам в регионы минеральных удобрений с ежемесячными объемами поставок заводами-производителями.

В этой связи резкого увеличения цены на минеральные удобрения в 2023 года не наблюдалось. Дефицит минеральных удобрений отсутствует. При этом, по данным Минсельхоза России закупки минеральных удобрений российскими аграриями в 2023 году по сравнению 2022 годом выросли на 5%. Таким образом, важно сохранить действующий механизм обеспечения сельхозтоваропроизводителей удобрениями.

В последние годы растёт внесение минеральных удобрений в почву. По предварительной оценке в 2023 году этот показатель составит 65 кг на гектар. Вместе с тем, еще не достигнут научно обоснованный уровень внесения минеральных удобрений в почву, что несет в себе риски снижения ее плодородия. По экспертным оценкам, из почвы выносится питательных веществ гораздо больше, чем объёмы вносимых минеральных и органических удобрений. Ежегодно компенсируется лишь около 20% питательных веществ, выносимых урожаем, сорняками, эрозией почв. Кроме того, нарушение необходимых пропорций при использовании удобрений также приводит к истощению почвы.

Ситуация по средствам защиты растений существенно отличается от минеральных удобрений. Так, значительно ниже процент обеспеченности ими сельскохозяйственных товаропроизводителей, это объясняется тем, что обычная практика не предполагает длительное хранение таких препаратов и они приобретаются для непосредственного использования.

Объём потребления средств агрохимии на российском рынке составляет порядка 250 тыс. тонн, из которых свыше 200 тыс. тонн производится российскими предприятиями на собственных мощностях.

Следует отметить, что необходимые для производства химических средств защиты растений для сельского хозяйства действующие вещества и большинство вспомогательных рецептурных компонентов в России практически не производятся. По оценкам экспертов, свыше 90% действующих веществ, используемых российскими производителями пестицидов, импортируются.

В условиях санкционного давления, в целях недопущения дефицита пестицидов и агрохимикатов, был упрощён их доступ на территорию России. До 1 июля 2023 года был разрешён ввоз пестицидов и агрохимикатов через любые пункты пропуска. Кроме того, до конца 2023 года производители пестицидов Евразийского экономического союза получили возможность снизить до 0% ставку ввозной таможенной пошлины на ряд необходимых в производстве активных компонентов.

В этой связи важно на текущем этапе не допустить возникновения дефицита импортируемых средств защиты растений для сельхозпроизводителей, при этом планомерно проводить политику их импортозамещения, включая действующие вещества.

Решение перечисленных задач будет способствовать эффективному развитию производства сельскохозяйственной продукции, обеспечению продовольственной безопасности и повышению экспортного потенциала отрасли.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры по разработке механизма, который обеспечит с помощью рыночных инструментов предсказуемость цен и насыщение внутреннего рынка средств защиты растений и минеральных удобрений на долгосрочную перспективу;

 рассмотреть возможность:

— предоставления льготных кредитов на закупку средств защиты растений и минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителями в период пониженного сезонного спроса на них;

— повышения приоритета перевозок минеральных удобрений и сырья для их производства, следующих в 5-ой (а) и 4-ой очередях согласно «Временным правилам определения очередности перевозок грузов» до 3-го уровня очередности в период подготовки и проведения сезонных полевых работ;

принять меры по своевременному выделению квот ОАО «РЖД» на отправку минеральных удобрений в период подготовки и проведения весенних полевых работ;

проработать вопросы:

— разработки технического регламента Евразийского экономического союза о безопасности средств защиты растений;

— оптимизации процедуры контроля при ввозе средств защиты растений;

— разработки дополнительных мер защиты внутреннего рынка и производства средств защиты растений, в том числе с применением антидемпинговых мер;

— утверждения на межведомственном уровне порядка согласования гигиенических нормативов, в том числе установления временного периода для внесения дополнений и изменений в СанПиН – 1 раз в квартал;

— внесения изменений в СанПиН в части пересмотра требований по минимальному расстоянию от объектов, обрабатываемых средствами защиты растений, до жилых помещений и источников воды;

— сокращения объема затрат (временных и финансовых) на экологические исследования при расширении регистрации средств защиты растений на новую культуру, другие вредные объекты, а также при регистрации на новый срок;

— сокращения объема и продолжительности государственной регистрации средств защиты растений в части биологических испытаний;

— восстановления контрольно-пропускных пунктов на границе для усиления контроля качества средств защиты растений в целях предотвращения ввоза контрафактной продукции;

— усиления контроля за регламентами применения химических средств защиты растений;

— изменения требования о предоставлении сельскохозяйственными товаропроизводителями данных о применении средств защиты растений в части установления максимального срока предоставления таких данных до трех рабочих дней;

— запрета реализации пестицидов первого класса опасности через Интернет-торговлю;

— разработки порядка утилизации упаковки средств защиты растений;

— возможности получения государственной регистрации пестицида сроком на 3 года при предоставлении отчетов по биологической эффективности и остаточным количествам пестицидов в продукции за 1 год;

— увеличения кратности применения пестицидов в садовых насаждениях при проведении испытаний и предоставлении отчетов по остаточным количествам пестицидов в продукции за 1 год испытаний в связи с усилением инфицированности фитопатогенными микроорганизмами и увеличением заселенности вредителями;

принять меры по разработке максимально допустимых уровней содержания в готовой продукции по всем применяемым пестицидам.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— включения в приоритетные направления краткосрочных кредитов на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528 и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 мая 2022 года № 274;

совместно с заинтересованными федеральными органами разработать предложения по внедрению механизмов, стимулирующих производителей сельскохозяйственной продукции приобретать минеральные удобрения на биржевых торгах в необходимых для них объемах;

проработать вопросы:

— сокращения срока регистрации химических средств защиты растений без потери качества экспертизы, в том числе ускорения оформления свидетельств о регистрации пестицидов и агрохимикатов;

— сокращения на межведомственном уровне объема и продолжительности государственной регистрации в части биологических испытаний, а также всей процедуры в целом;

— компенсации затрат регистрантов пестицидов для культур, занимают незначительные площади (менее 30 тысяч гектаров), а также создания программы проведения льготной регистрации пестицидов на малые культуры, предварительно определив список данных культур (в том числе плодово-ягодные, зеленные и лекарственные культуры) с одновременной процедурой пополнения такого списка;

— расширения ассортимента пестицидов для использования на плодово-ягодных культурах, в том числе путем снижения стоимости регистрации, ускорения и упрощения порядка регистрации;

— продления срока действия свидетельств о государственной регистрации средств защиты растений, действие которых истекает в 2022 и 2023 годах, до конца 2024 года;

— упрощения порядка и ускорения перерегистрации ранее зарегистрированных пестицидов и агрохимикатов на новый срок;

— сокращения сроков проведения испытаний по биологической эффективности и определения остаточных количеств при регистрации расширения сферы применения средств защиты растений, ранее прошедших первичную государственную регистрацию;

— расширения перечня аккредитованных организаций, допущенных к проведению исследований остаточных количеств действующих веществ пестицидов в растительных образцах;

— разрешения использования российскими производителями химических средств защиты растений патентов международных производителей химических средств защиты растений;

— формирования нормативно-правовой базы для применения биостимуляторов, которые являются препаратами преимущественно природного происхождения и применяются в ультра- и малых дозах для модификации физиологических и биохимических процессов растений с целью более полной реализации их генетического потенциала;

— стимулирования проведения работ сельскохозяйственными товаропроизводителями по фосфоритованию и гипсованию почв;

рассмотреть возможность снижения стоимости регистрации биологических препаратов для защиты растений, в частности, получения заключений токсиколого-гигиенической и государственной экологической экспертиз, а также уменьшения сроков регистрации без снижения качества;

активизировать внедрение комплексных образовательных и консультационных программ для сельхозтоваропроизводителей, связанных с применением биологических средств защиты растений.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

принять меры, направленные на ускоренное импортозамещение отдельных видов средств защиты растений, действующих веществ, в том числе разработать комплекс мер по созданию на территории Российской Федерации химических предприятий полного цикла для производства действующих веществ и полупродуктов, необходимых для синтеза действующих веществ.

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Минсельхозом России:

рассмотреть возможность организации контроля исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями разработанных научными организациями рекомендаций по использованию средств защиты растений и минеральных удобрений

проработать вопрос по расширению исследования по разработке новых подходов к созданию научно обоснованной информационно-справочной базы, направленной на оценку баланса элементов питания в агроценозах и его влияние на степень агрохимической окультуренности почв, совершенствование нормативов затрат элементов питания на получение единицы растениеводческой продукции для разработки научно обоснованных объемов применения минеральных удобрений по субъектам Российской Федерации на период 2025–2030 годы.

5. Федеральной антимонопольной службе:

совместно с Минсельхозом России, Минпромторгом России и Минэкономразвития России:

рассмотреть возможность разработки принципов ценообразования на средства защиты растений (торговая политика) для нужд отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

проводить анализ роста цен на средства защиты растений и принять соответствующие меры в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства.

6. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

дополнительно проработать вопрос с заинтересованными сельскохозяйственными товаропроизводителями о наличии складских мощностей для хранения средств защиты растений и минеральных удобрений в субъектах Российской Федерации в целях решения проблемы с их дефицитом.