«Круглые столы»

«Перспективы научно-технологического обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации»

Рекомендации

Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений, научно-экспертного сообщества рассмотрение темы «Перспективы научно-технологического обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года поставил задачу развития науки и достижения технологического суверенитета в отечественном агропромышленном комплексе. Ее решение в свою очередь станет важным фактором увеличения объема производства российского АПК не менее чем на четверть, а экспорта — в полтора раза к 2030 году, эти цели также были установлены Президентом Российской Федерации (пункты 1 и 9 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года № Пр-616).

В настоящее время действует ряд стратегических документов, содержащих мероприятия, направленные на обновление материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации: Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года; Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года; Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности России до 2030 года и на период до 2035 года. В 2022 году была утверждена новая редакция Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.

Также необходимо отметить Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года № 145) и Концепцию технологического развития на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года № 1315-р).

В рамках обеспечения технологического суверенитета Правительством Российской Федерации начата подготовка национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».

Следует отметить, что одним из важнейших направлений является техническая модернизация АПК, при этом одной из самых острых проблем в агропромышленном комплексе является технологическая зависимость от импортных машин, оборудования, запасных частей к ним и компонентной базы для их производства.

Важно, что еще 5 апреля 2022 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, подводя итоги совещания по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных с ними отраслей промышленности, отметил, что «необходимо существенно увеличить собственное, отечественное производство сельхозтехники, пищевого оборудования и компонентов, строительство рыбопромысловых судов».

Несмотря на имеющиеся сложности с производством современной сельскохозяйственной техники, динамика ее приобретения сохраняется, в том числе за счет мер поддержки. В частности, в прошлом году 15 тыс. единиц техники и оборудования аграрии получили на условиях льготного лизинга. Также Минсельхоз России и Минпромторг России реализовали план приобретения российских и белорусских тракторов с фиксацией цен и скидками до 20%. Этот механизм обеспечил закупку 5,7 тыс. единиц. На 2024 год формируется новый план, в который помимо тракторов, войдут комбайны и другая самоходная техника.

В 2024 году стартует национальный проект «Беспилотные авиационные системы», в рамках которого в ближайшие 3 года Минсельхозом России запланировано закупить беспилотных летательных аппаратов на сумму порядка 360 млн рублей. Для активизации приобретения агродронов в 2023 году они были включены в перечень льготного кредитования и лизинга.

Среди ключевых задач на перспективу – развитие селекции и генетики, а также биотехнологий производства ферментов, витаминов и аминокислот. В рамках федерального проекта «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК», который является структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и входит в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации (инициатива «Аграрная наука») планируется создание как минимум трех агробиотехнопарков со своей специализацией.

2023 году первый такой проект появился в Белгородской области, и он сосредоточен на производстве ферментов для пищевой продукции и кормов.

Основным механизмом по развитию отечественной селекции является Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы.

Еще одно важнейшее направление, это кадровое обеспечение отрасли. Дефицит квалифицированных специалистов за последние годы стал одной из ключевых проблем отрасли. По данным за 2023 год, в агропромышленном комплексе не хватает более 200 тыс. человек. В различных сферах АПК недостает от 30 до 50% работников. При этом, учитывая, что отрасль становится все более технологичной, нужны, прежде всего, высокопрофессиональные специалисты, владеющие современными технологиями.

Крайне острой является и проблема подготовки научных кадров для сельского хозяйства. В настоящее время в области сельскохозяйственных наук работает 9,7 тыс. исследователей, что на 25% меньше по сравнению с 2010 годом, отмечается старение научных кадров. Переход на новый этап технологического развития «Сельское хозяйство 4.0», требует подготовки научных кадров в области генетических технологий, робототехники, точного земледелия, биотехнологий, альтернативных технологий и других технологий «умного земледелия».

Решение этих задач станет серьезным стимулом для роста отечественного АПК, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и увеличит экспортный потенциал.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры, направленные на обеспечение эффективной реализации:

— национального проекта «Наука и университеты» в части создания селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров в области сельского хозяйства;

— федерального проекта «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК в части внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок научных и образовательных организаций;

— Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, в том числе в части своевременного и в полном объеме выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в соответствии с показателями, предусмотренными в ее паспорте и паспортах подпрограмм, а также в части принятия в 2024 году подпрограммы «Сельскохозяйственная техника и оборудование», с учетом предложений отраслевых научных организаций, союзов и ассоциаций, и подпрограммы «Развитие технологий производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения»;

проработать вопросы выделения дополнительного финансирования в 2024 году в процессе исполнения федерального бюджета с учетом выборки предусмотренных бюджетных ассигнований и наличия источников финансирования в 2024–2030 годах:

— на механизмы поддержки спроса на сельскохозяйственную технику и оборудование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» не менее 20 млрд рублей ежегодно;

— на механизмы поддержки спроса на специализированную технику или оборудования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2020 года № 823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования» не менее 8 млрд рублей ежегодно;

— на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года № 811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования» не менее 7 млрд рублей ежегодно;

— на реализацию программ АО «Росагролизинг», направленных на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевых предприятий специализированной техникой и оборудованием;

— на льготное кредитование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями, пищевыми предприятиями техники и оборудования в рамках постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528;

рассмотреть возможность:

— выделения финансирования из федерального бюджета на проведение научными организациями, находящимися в ведении Минобрнауки России, научных исследований прикладного характера и опытно-конструкторских работ в направлении разработки сельскохозяйственной техники, пищевого и перерабатывающего оборудования;

— создания центров компетенций по разработке специализированной сельскохозяйственной техники и оборудования, восстановлению запасных частей к ним (детали и компоненты), а также оборудования для пищевых предприятий;

— обеспечения государственной поддержки развития искусственного интеллекта (включая разработку датчиков, систем технического зрения, систем обработки формируемых больших данных), робототехники, беспилотных систем управления, фотоники, технологий управления свойствами биологических объектов в сфере АПК;

— создания единого публичного реестра отечественных отраслевых инновационных технологий и программно-аппаратных комплексов, подтвердивших в результате внедрения свою эффективность для производства сельскохозяйственной и пищевой продукции;

— развития российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, используемого в сельском хозяйстве, с учетом предоставления мер финансовой поддержки его разработчикам;

— разработки механизмов поддержки изобретателей и ученых в сфере АПК, в том числе учреждения специальных премий, содействия в проведении научно-практических конференций, публикации научной литературы (научных статей, монографий) по теме цифрового сельского хозяйства;

— стимулирования развития отечественной клоновой селекции, прежде всего винограда, в целях обеспечения импортозамещения саженцев плодовых культур;

проработать вопросы возможности увеличения ввозных таможенных пошлин на те виды сельскохозяйственной техники и пищевого оборудования, производство которых осуществляется в Российской Федерации, а также повышения утилизационного сбора на них;

обеспечить разработку нормативных правовых актов в сфере регулирования разработки и эксплуатации пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов для применения в сфере АПК, а также в части совершенствования требований к специалистам, которые их эксплуатируют;

рассмотреть возможность разработки комплекса дополнительных мер, стимулирующих разработку систем управления беспилотной сельскохозяйственной техники для цифрового сельского хозяйства и создание на территории Российской Федерации их производства полного цикла, а также механизмов повышения спроса на данную технику;

подготовить предложения по реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов по беспилотным авиационным системам в сельском хозяйстве, рассмотрев возможность поддержки проведения пилотного проекта по беспилотным авиационным системам в Московской области, в том числе проработать исчерпывающий перечень задач пилотных проектов, определить участников проектов и прогнозируемый объема затрат со структурой распределения средств между участниками;

ввести механизм предоставления производителям техники и оборудования субсидий в виде грантов на развитие производства комплектующих к специализированной технике с объемом финансирования из федерального бюджета в 2024–2028 годах в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно;

 распространить льготы по страховым взносам и налогам, действующие в отношении IT-компаний, на производителей специализированной техники и компонентов к ней в 2024–2028 годах;

предусмотреть в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528 предоставление льготных кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 в случае отсутствия российских аналогов;

предусмотреть в рамках реализации программ льготного лизинга АО «Росагролизинг» приобретение сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 в случае отсутствия российских аналогов;

рассмотреть возможность докапитализации АО «Росагролизинг» в 2024 году в размере 10 млрд рублей ежегодно для масштабирования поставок специализированной техники и оборудования российским сельскохозяйственным товаропроизводителям.

 

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

оценить целесообразность дальнейшей работы по обновлению в подведомственных научных учреждениях:

— парка специализированной сельскохозяйственной техники;

— приборной базы и лабораторного оборудования;

продолжить работу по проведению мероприятий, направленных на выстраивание стратегического партнерства и укрепления взаимодействия научно-исследовательских институтов и бизнеса, способствующих обеспечению импортозамещения и повышения эффективности производства в сфере агропромышленного комплекса за счет разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений;

оценить целесообразность разработки и реализации комплекса мер, способствующих ускоренному обновлению парка сельскохозяйственной техники российских сельскохозяйственных товаропроизводителей;

рассмотреть возможность ежегодной подготовки данных об обеспеченности сельского хозяйства тракторами, зерно-, кормоуборочными комбайнами и другими самоходными машинами в разрезе мощности установленных двигателей;

определить совместно с подведомственными организациями и учреждениями потребность в специализированной технике для селекции, семеноводства, питомниководства, садоводства и виноградарства на 2025–2030 года в разрезе направлений и регионов и направить данную информацию в Минпромторг России.

 

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

продолжить работу по обновлению в подведомственных научных и образовательных организациях:

— парка специализированной сельскохозяйственной техники;

— приборной базы и лабораторного оборудования;

совместно с Минсельхозом России провести анализ кадровой потребности отрасли и подготовить предложения по подготовке востребованных специалистов в сфере АПК в разрезе специальностей и необходимого количества, а также рассмотреть возможность проведения мониторинга и выявления наиболее эффективных образовательных методик, разработанных и внедренных различными учебными организациями, для широкого распространения в профильных образовательных организациях страны в соответствии с запросами сельскохозяйственных товаропроизводителей;

обеспечить поддержку развития аграрного образования, с учетом современных потребностей АПК, в том числе в части подготовки конструкторов, инженеров для эффективной эксплуатации машинно-тракторного парка, других специалистов с цифровыми компетенциями и новыми знаниями;

разработать программы обучения цифровым компетенциям для сотрудников научных организаций и производственных предприятий в сфере сельского хозяйства, в том числе рыбохозяйственного комплекса;

принять меры по обеспечению коммерциализации результатов научных работ, в том числе в части создания центров трансфера технологий, машин и оборудования в реальный сектор экономики;

проработать вопросы:

— наделения полномочиями по распределению контрольных цифр приема в части учреждений, подведомственных Минсельхозу России (совместно с Минсельхозом России);

— предоставления ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» мер государственной поддержки на проведение комплекса научно-исследовательских работ по разработке современной сельскохозяйственной техники и оборудования, а также внедрения их в производство.

 

 

 

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

продолжить работу:

— по разработке и локализации производства специализированной сельскохозяйственной техники, в том числе в для садоводства, виноградарства, хмелеводства, селекции и семеноводства, малых форм хозяйствования и компонентной базы для нее с учетом предоставленной Минсельхозом России информации о потребности в данных видах техники;

— по локализации разработки и производства судового комплектующего оборудования;

— по обеспечению обратного инжиниринга компонентной базы импортного производства;

рассмотреть возможность ежегодной подготовки данных о производстве сельскохозяйственных тракторов, зерно- кормоуборочных комбайнов и других самоходных машин в разрезе мощности установленных двигателей;

принять меры по развитию производства беспилотных летательных аппаратов, способных производить авиахимобработку с нормами 50–200 кг/л на 1 гектар;

проработать вопросы:

⎯ по обеспечению запасными частями и агрегатами имеющегося в стране парка воздушных судов Ан-2, используемых на авиационных работах;

— по строительству современных новых судов для обеспечения потребностей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оборудования, инфраструктуры, увеличению мощностей для ремонта и обслуживания судов, а также соответствующего оборудования;

— по увеличению ставки ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности до уровня связывания, установленного соглашением с ВТО, для дружественных стран, и выше ставок, установленных соглашением с ВТО, для оборудования из недружественных стран, аналоги которого производятся на территории России, для увеличения доли отечественных производителей на внутреннем рынке;

— по разработке программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета для потребителей пищевого оборудования, реализующих комплексные проекты, где доля отечественного оборудования, в отношении которого выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719, составляет не менее 70%;

— по разработке программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета реинжиниринга уникального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (единичных изделий);

— по разработке программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета производства и реализации мелкосерийной сельскохозяйственной техники (самоходные свеклоуборочные комбайны, самоходные картофелеуборочные комбайны, самоходные льноуборочные комбайны, виноградоуборочные комбайны и прочая мелкосерийная сельскохозяйственная техника).

 

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

проработать меры государственного стимулирования для специалистов, в том числе имеющих образование в сфере информационных технологий, которые проживают в сельской местности и работают на сельскохозяйственных предприятиях, включая предоставление субсидий работодателям за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для частичной компенсации затрат работодателя на выплату заработной платы указанным работникам.

 

6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказать информационную поддержку XXIX Международной специализированной торгово-промышленной выставке «МVС: ЗерноКомбикорма-Ветеринария-2024» (19–20 июня 2024 года, г. Москва, Экспоцентр) с участием в тематическом мероприятии по вопросу законодательного обеспечения и нормативного правового регулирования применения беспилотных летательных аппаратов в АПК.

 

7. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность разработки региональных программ поддержки развития аграрной науки и достижения технологического суверенитета в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;

предусмотреть в рамках реализуемых мер поддержки субсидирование приобретения российской сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 в случае отсутствия российских аналогов.