Рекомендации
Проведя с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов, касающихся возможного влияния расширения механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами осуществляется государственная поддержка строительства судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов путем предоставления квот добычи водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.
Механизм инвестиционных квот предусматривает выделение из общего допустимого улова 20 процентов квот на инвестиционные цели, которые распределяются между лицами, построившими на российских судостроительных верфях новые суда рыбопромыслового флота (15 процентов квот) и (или) предприятия, предназначенные для производства рыбной продукции (5 процентов квот).
Механизм инвестиционных квот направлен на стимулирование обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса и повышение эффективности использования добытых водных биоресурсов.
В настоящее время заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 213,3 млрд рублей, из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного и 25 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 187,7 млрд рублей и 24 договора, предусматривающих строительство новых рыбоперерабатываюших заводов (13 – на Дальневосточном и 11 – на Северном рыбохозяйственных бассейнах) стоимостью около 25,6 млрд рублей.
Согласно предъявляемым требованиям все указанные суда и заводы строятся на территории Российской Федерации и должны быть оснащены новым перерабатывающим оборудованием, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки.
Из реализуемых проектов по строительству рыбопромысловых судов построено и сдано заказчику 5 судов (3 для Камчатского края и по 1 для Мурманской и Архангельской областей).
На стадии строительства на верфях находятся 32 судна, из них: на ПАО «Выборгский судостроительный завод» – 7 судов; на ПАО СЗ «Северная верфь» – 12 судов; на ОАО «Ленинградский СЗ «Пелла» – 6 судов; на АО «Прибалтийский СЗ «Янтарь» – 1 судно; на АО «Адмиралтейские верфи» – 6 судов. Закладка остальных судов в рамках программы будет осуществлена на судостроительных предприятиях до конца 2022 года.
Из 32 строящихся судов 19 судов спущено на воду и достраиваются, в том числе: три 86-метровых траулера, строящихся по заказу АО «Архангельский траловый флот» на ПАО «Выборгский судостроительный завод»; два 80-метровых траулера, строящихся по заказу АО «НПО «Атлантрыбфлот» и ООО «Норд-Пилигрим» на ПАО «Выборгский судостроительный завод»; два 70-метровых траулера, строящийся по заказу группы компаний «Мурмансельдь-2» на ОАО «Ленинградский СЗ «Пелла»; два 60-метровых траулера, строящихся по заказу группы компаний «ФЭСТ» на ОАО «Ленинградский СЗ «Пелла»; три 108-метровых траулера-процессора, строящихся по заказу ООО «Русская рыбопромышленная компания» на АО «Адмиралтейские верфи»; четыре 81-метровых траулера-процессора, строящихся по заказу группы компаний «НОРЕБО» на ПАО СЗ «Северная верфь»; три 59-метровых ярусолова, строящихся по заказу ООО «Рыболовецкая компания «Вирма» и ООО «Глобус» на ПАО «Северная верфь».
Из 24 инвестиционных проектов завершено строительство 21 завода.
Из 13 реализуемых на Дальнем Востоке проектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов построено 10 заводов, из них 6 в Камчатском крае, 2 в Сахалинской области и 2 в Приморском крае.
Из них 6 заводов по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности построенные: Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина (Камчатский край) суточной производительностью 443,6 тонн продукции и 42,6 тонны муки рыбной; ООО «Витязь-авто» (Камчатский край) производительностью 126 тонн продукции и 30 тонн продукции из отходов производства; ООО «Камчаттралфлот» (Камчатский край) суточной производительностью 100 тонн продукции и 27,6 тонн продукции из отходов производства; ООО «Русский минтай» (Приморский край) суточной производительностью 144 тонны продукции и 20 тонн продукции из отходов производства; АО «Рыболовецкий колхоз «Новый мир» (Приморский край) суточной производительностью 110 тонн продукции и 27,33 тонны продукции из отходов производства; ЗАО «Курильский рыбак» (о. Шикотан Сахалинская область) суточной производительностью 339 тонн продукции и 25 тонн продукции из отходов производства.
А также 4 завода по переработке рыбы малой мощности построенные: ООО «Укинский лиман» (Камчатский край) производительностью 33,5 тонны в сутки; ООО «Алаид» (Камчатский край) производительностью 40 тонн в сутки; ООО «Октябрьский-1» (Камчатский край) производительностью 40 тонн в сутки; ООО «Заря» (Сахалинская область) производительностью 40 тонн в сутки.
На Северном бассейне из 11 реализованы 10 инвестиционных проектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов, из них 7 в Мурманской области, 2 в Республике Карелия и 1 в Архангельской области.
В Мурманской области рыбоперерабатывающие заводы ООО «Мурман СиФуд», суммарной производительностью 63,7 тонн продукции в сутки, а также 16,2 тонн продукции из отходов производства, ООО «Парк-1» — 57,5 тонн в сутки готовой продукции, ООО «Русская треска» — 50 тонн в сутки готовой продукции, ООО «Парк-2» — 8 тонн в сутки готовой продукции, ООО «Рыбная компания «Полярное море Плюс» — 50 тонн в сутки готовой продукции, ООО «Кедр Плюс» — 25 тонн в сутки готовой продукции и ООО «Причал –Л» с производительностью 8 тонн готовой продукции. рыбоперерабатывающий завод
В Республике Карелия ООО «Рыботорговая сеть» с суточной производительностью 71,5 тонн продукции и ООО «Группа Баренц» с производительностью 56 тонн, а также в Архангельской области АО «Архангельский опытный водорослевый комбинат» с суточной производительностью 50 тонн рыбопродукции и 6 тонн продукции из отходов продукции.
В целях повышения экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к государственным ресурсам, стимулирование их инвестиционной активности по обновлению устаревшего флота был принят Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», которым введен новый вид квот — квоты добычи крабов в инвестиционных целях, составляющих 50 процентов от общих допустимых уловов крабов.
Квоты на добычу крабов в инвестиционных целях предоставляются по результатам аукционов, путем заключения договоров, в рамках которых в срок не более 5 лет должны быть построены на территории Российской Федерации суда-краболовы. В настоящее заключено 40 контрактов на строительство судов-краболовов (среднетоннажных судов длиной свыше 50 метров). Объем инвестиционных обязательств составил порядка 60 млрд рублей,
На текущий момент построено 1 судно на АО Ленинградский судостроительный завод «Пелла» и передано заказчику (ООО «Антей»), на стадии строительства на верфях находятся 24 судна.
Заказы на строительство 15 судов-краболовов размещены на судостроительных предприятиях Дальневосточного федерального округа: 8 судов – на ПАО «Находкинский судоремонтный завод», 5 судов – на АО «Восточная верфь», 2 судна – на АО «Хабаровский судостроительный завод».
Для придания дополнительного импульса по обновлению судов рыбопромыслового флота и развитию береговой переработки водных биоресурсов Минсельхозом и Росрыболовством проводится работа по подготовке предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривающих выделения из общего допустимого улова дополнительных 20 процентов инвестиционных квот, из которых 10 процентов будут распределены на строительство рыбоперерабатывающих заводов, портовой и холодильной инфраструктуры и 10 процентов — на строительство судов.
Вместе с тем отдельные прибрежные субъекты Российской Федерации выражают опасение в том, что проведение второго этапа программы инвестиционных квот при сохранении прежнего условия уменьшит в ряде случаев ресурсную обеспеченность предприятий, уже реализующих инвестиционные проекты, снизит уровень их финансовой стабильности и устойчивости. Многие компании, уже реализовавшие или реализующие инвестиционные проекты не имеют финансовой возможности участвовать в дальнейшем распределении указанных квот. При вводе в эксплуатацию всех объектов инвестиций, построенных в рамках программы инвестиционных квот, снижается доля квот распределенных по «историческому принципу». Ими отмечается, что расширение механизма инвестиционных квот может привести к сокращению ресурсного обеспечения и снижению доходов прибрежных субъектов Российской Федерации, а также к банкротству средних и малых предприятий, и, как следствие, к негативным социально-экономическим последствиям.
Особая социальная значимость отрасли и зависимость социально-экономического развития ряда регионов от рыбопромышленных предприятий обуславливает необходимость сохранения стабильных, взвешенных и последовательных законодательных условий для функционирования рыбохозяйственного комплекса.
С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.
1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть возможность:
проведения предварительного анализа влиянии механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации, складывающегося к моменту завершения инвестиционных договоров на строительство объектов в рамках действующих инвестиционных механизмов в разрезе выполнения положений Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года;
проведения обсуждения результатов анализа влияния первого этапа механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации с экспертным сообществом, ассоциациями и союзами рыбохозяйственных предприятий и представителями прибрежных субъектов Российской Федерации;
применения других экономических механизмов привлечения инвестиций в целях модернизации и обновления основных фондов рыбной отрасли и повышения эффективности использования водных биоресурсов, не влияющих на изменение ресурсного обеспечения рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации;
представления в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию информации о результатах проработки и обсуждения вышеуказанных рекомендаций.
2. Счетной палате Российской Федерации рассмотреть возможность включения в План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2022 год проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по реализации механизма инвестиционных квот добычи водных биоресурсов, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», и его влияния на изменение ресурсного обеспечения и финансово — экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации.