«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение государственной поддержки российских рыбоперерабатывающих предприятий: проблемы и возможные пути их решения»

Рекомендации

Проведя с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов, касающихся законодательного обеспечения государственной поддержки российских рыбоперерабатывающих предприятий, участники «круглого стола» отмечают следующее.

По вопросу технического регулирования Евразийского экономического союза в рыбохозяйственной отрасли в части нормирования содержания мышьяка, глазури и гельминтов в рыбной продукции.

Обеспечение качества и безопасности продукции рыбохозяйственного комплекса является стратегической государственной задачей, определенной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программой «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз) принимаются технические регламенты Союза.

В настоящее время обязательные требования безопасности пищевой продукции, правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия, а также требования к правилам и методам контроля установленных показателей, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией, в том числе полученной из водных биологических, на всех стадиях ее оборота, установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011), а также в Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016).

Согласно пункту 2 статьи 52 Договора о Союзе технические регламенты Союза имеют прямой действие на таможенной территории Союза. Пунктом 2 статьи 53 установлено, что продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что эта продукция прошла все необходимые процедуры оценки соответствия и отвечает требованиям безопасности, установленными техническими регламентами.

По вопросу нормирования содержания мышьяка в рыбе и рыбной продукции.

ТР ТС 021/2011 установлено значение общего показателя для органической и неорганической формы мышьяка 5 мг/кг (норма содержания мышьяка), что ниже уровня содержания органического мышьяка в естественной среде обитания (10мг/кг. по данным ФГБНУ «ВНИРО»).

В международном законодательстве, применяемым Всемирной торговой организация, Всемирной организация здравоохранения, а также Кодексом Алиментариуса нормы по содержанию предельно допустимой концентрации мышьяка в морепродуктах не устанавливаются.

В национальных законодательствах стран членов Европейского Союза и Всемирной торговой организации органическая форма мышьяка не регламентируется, а установлены нормы только в отношении неорганической форме мышьяка.

Отраслевые союзы и ассоциации рыбохозяйственного комплекса предлагают изменить принципы нормирования содержания мышьяка в водных биоресурсах, поскольку ежегодно из‑за установленной нормы содержания мышьяка внутренний рынок и российские экспортеры теряют до 160 тыс. тонн рыбной продукции.

С учетом изложенного и наличия у Россельхознадзора и рыбопромышленных предприятий необходимых технологий для определения и контроля содержания неорганической формы мышьяка в водных биоресурсах предлагается установить нормирование верхнего предела содержания в морепродуктах исключительно неорганической части мышьяка и приведения требований нормативной базы Союза по содержанию мышьяка в соответствие с международными нормами.

По вопросу содержания ледяной глазури в мороженой рыбе и рыбной продукции.

Согласно ТР ЕАЭС 040/2016, «глазирование» — процесс образования защитного слоя льда на поверхности мороженной пищевой рыбной продукции при орошении или погружении ее в питьевую или чистую воду с растворенными в ней пищевыми добавками или без них.

Статьей 33 ТР ЕАЭС 040/2016 установлена нормирование глазури при производстве мороженой рыбной продукции. Технический регламент устанавливает способ определения чистого веса рыбной продукции, предназначенной для потребителя, путем маркировки мороженной рыбной продукции с отдельным указанием массы нетто «без глазури» и массовой доли глазури. Таким образом, потребитель мороженной рыбной продукции имеет всю необходимую информация для получения достоверной информации о чистом весе рыбной продукции.

С учетом изложенного участники круглого стола отмечают целесообразность отмены контроля со стороны Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по содержанию ледяной глазури в рыбе, рыбной продукции и морепродуктах при таможенном оформлении импорта, сохранив контроль продукции в розничных сетях и объектах розничной торговли, который осуществляет Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По вопросу нормирования содержания гельминтов в рыбной продукции.

Согласно ТР ЕАЭС 040/2016 критерием безопасности рыбы и рыбной продукции является отсутствие личинок паразитов в живом виде. Любая рыба и рыбная продукция не допускается к реализации на территории ЕАЭС при обнаружении жизнеспособных личинок паразитов. Вместе с тем, пунктом 20 ТР ЕАЭС 040/2016 не допускает реализацию пищевой рыбной продукции, части которой поражены видимыми паразитами. Ввиду отсутствия слова «живыми», на практике возникает ситуация, когда контролирующие органы арестовывают всю поступающую в непотрошеном виде рыбу ввиду ее зараженности мертвыми видимыми личинками паразитов (гельминтов).

В случае обнаружения опасных для здоровья человека живых паразитов и их личинок уловы водных биологических ресурсов животного происхождения и пищевая продукция аквакультуры животного происхождения должны быть обезврежены соответствующими методами, гарантирующим безопасность пищевой рыбной продукции.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами» при отсутствии научных обоснований необходимости введения более жестких показателей или введения иных ограничений, нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с международными стандартами.

Гармонизация законодательства ЕАЭС, ЕС и ВТО, в части оптимизации нормирования содержания мышьяка, глазури и гельминтов в рыбе и рыбной продукции будет способствовать реализации задач по обеспечению населения с различным уровнем доходов качественной рыбной продукцией.

По вопросу совершенствования законодательства в части регулирования прибрежного рыболовства.

В соответствии с нормами технического регулирования (ТР ЕАЭС 040/2016 и ГОСТ 814–2019 Межгосударственный стандарт. Рыба охлажденная» Технические условия») в целях сохранения качества, пищевой и биологической ценности уловов не допускается изготавливать охлажденную продукцию из ряда видов рыб в неразделанном виде, а продолжительность хранения рыбы-сырца с момента подъема ее на палубу до разделки не должна превышать 2–5 часов, в зависимости от сезона лова.

Однако, в настоящее время законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов не предусматривает проведение первичной переработки уловов на борту судна, осваивающего прибрежную квоту.

Внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы проект федерального закона № 1059062–7 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования прибрежного рыболовства допускает проведение первичной переработки уловов водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства на судах рыбопромыслового флота в целях производства непереработанной рыбной продукции.

Установление возможности осуществления отдельных технологических операций по первичной переработке уловов водных биоресурсов на судах, осуществляющих прибрежное рыболовство, позволит обеспечить сохранение пищевой и биологической ценности охлажденных водных биоресурсов при доставке их на территорию Российской Федерации, а также загрузку прибрежных рыбоперерабатывающих предприятий необходимым качественным сырьем.

По вопросу государственной поддержки, необходимой для стимулирования развития российских рыбоперерабатывающих предприятий.

По информации Росрыболовства в настоящее время меры государственной поддержки, направленные на развитие перерабатывающей отрасли рыбохозяйственного комплекса оказываются в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке», от 26.04.2019 г. № 512 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным заключившим соглашения о повышении конкурентоспособности сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» и от 12.02.2020 г. № 137 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции».

Однако, анализа эффективности и адресности мер государственной поддержки, направленной на развитие перерабатывающей отрасли рыбохозяйственного комплекса не проводилась.

С учетом ситуации, связанной с прекращением экспорта минтая в Китайскую Народную Республику, необходимо рассматривать внутренний российский рынок как основной и разработать комплекс мер, направленных на создание механизмов стимулирования развитие перерабатывающей отрасли для обеспечения населения с различным уровнем доходов качественной рыбной продукцией.

Одним из стимулов развития перерабатывающей отрасли являться увеличение повышающего коэффициента с 1,2 до 1,5 для лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство.

В целях развития рыбоперерабатывающей отрасли необходимо дополнить государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, специализированными подпрограммами и установить соответствующие прогнозные значения и показатели (индикаторы).

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.

1. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам ускорить принятие проекта федерального закона № 1059062–7 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования прибрежного рыболовства».

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

вынесения на рассмотрение Евразийской экономической комиссии вопроса об актуализации План разработки технических регламентов Евразийского экономического союза на 2021 год в части корректировки нормирования уровня содержания мышьяка и гельминтов в технических регламентах Евразийского экономического союза по результатам практики их применения.

внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500 «Об утверждении правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», в части отмены контроля, со стороны Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ледяной глазури в рыбе, рыбной продукции и морепродуктах при таможенном оформлении импорта;

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность проведения экспертизы правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в части нормирования содержания мышьяка в ТР ТС 021/2011 и гельминтов в ТР ЕАЭС 040/2016 на предмет их соответствия международным стандартам.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть возможность:

активизации работы межведомственной рабочей группе по вопросам, связанным с уровнем предельного содержания мышьяка в рыбе и рыбной продукции;

подготовки предложений по внесению изменений в ТР ЕАЭС 040/2016 в части нормирования глазури при производстве мороженной рыбной продукции.

5. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть возможность:

участия в составе межведомственной рабочей группе по вопросам, связанным с уровнем предельного содержания мышьяка в рыбе и рыбной продукции;

корректировки действующих нормативов содержания общего мышьяка и разработки новых максимально допустимых уровней для определенных групп пищевой рыбной продукции с учетом предложений межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с уровнем предельного содержания мышьяка в рыбе и рыбной продукции.

6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству совместно с Пограничной службой ФСБ России рассмотреть возможность ускорения работы по установлению допустимых технологических операциях, проводимых в рамках первичной переработки уловов водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства, а также обязанности лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство, сдавать такие уловы на прибрежные рыбоперерабатывающие предприятия для последующей переработки или в торговые сети для реализации потребителям.

7. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:

подготовки предложения о включении в государственную программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса» подпрограммы, предусматривающей развитие переработки рыбы на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях, в том числе не участвующих в программе инвестиционных квот;

подготовки предложения о включении в Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года самостоятельных «комплексных проектов» по переработке водных биоресурсов и оптовой торговли рыбной продукцией;

подготовки дополнения в постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 632 «О подготовке и заключении договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства» и от 29 мая 2017 г. № 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» части возможности осуществлять на рыбоперерабатывающих заводах, построенных по программам инвестиционных квот, переработку водных биоресурсов, добытых рыбохозяйственными предприятиями, входящими в одну группу лиц;

подготовки изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 года № 137 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов переработки сельскохозяйственной продукции сельхозтоваропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции», в части предоставления права сельхозтоваропроизводителям получать также льготные кредиты в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года № 1528 и от 26.04.2019 года № 512;

подготовки изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2020 № 340 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» в части включения в качестве целевого использования льготных кредитов для рыбоперерабатывающих предприятий;

внесения изменения в пункт 1 части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающее увеличение повышающего коэффициента с 1,2 до 1,5 для лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство;

вынесения на рассмотрение Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса вопросов, касающихся изменения нормирования содержания мышьяка и гельминтов в рыбе и рыбной продукции, в соответствии с международной практикой.

8. Некоммерческой организации «Союз предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный Союз» совместно с Некоммерческой организацией «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» провести анализ эффективности и адресности мер государственной поддержки рыбоперерабатывающей отрасли рыбохозяйственного комплекса и при необходимости подготовить предложения по их совершенствованию.