«Круглые столы»

«Развитие рыболовства во внутренних водоемах:проблемы и перспективы»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, общественных и научных организаций обсуждение проблем и перспектив развития рыболовства во внутренних водоемах Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Рыбохозяйственный комплекс во внутренних водоемах Российской Федерации необходимо рассматривать как один из элементов экономической системы страны, обеспечивающий продовольственную безопасность Российской Федерации, а также способствующий обеспечению занятости населения отдельных регионов, их социально-экономическому развитию и снабжению населения доступной, качественной и полезной продукцией, которая в основном используется на месте и играет важную роль в продовольственном обеспечении населения этих регионов.
Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек.
Российская рыбохозяйственная наука ежегодно обосновывает общие допустимые уловы водных биоресурсов для 650 единиц промысловых запасов в российских морских водах и около 120 — в районах традиционного российского промысла в Мировом океане, а также для 50 единиц промысловых запасов во внутренних пресноводных водоемах.
В 2019 году объем квоты добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водоемах составил 38,8 тыс. тонн, что незначительно больше уровня предыдущего года (37.7 тыс. тонн). Рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, в 2019 году составили 169,2 тыс. тонн, что чуть выше уровня предыдущих двух лет (в 2018 году — 162,4 тыс. тонн, в 2017 году — 165,3 тыс. тонн).
Добыча водных биоресурсов, ОДУ которых устанавливается и водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, осуществляется во внутренних водоемах 42 субъектов Российской Федерации.
В 27 регионах осуществляется добыча только водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается. Во внутренних водоемах 16 субъектов Российской Федерации промышленное рыболовство не осуществляется.
Установленные объемы добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водных объектах в 2019 году в целом позволяют освоить 208,0 тыс. тонн (в 2018 г. – 200,1 тыс. тонн).
Освоение квот добычи водных биоресурсов, ОДУ которых устанавливается, не превышает 66 процентов, а рекомендованных объемов добычи водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается не превышает 60 процентов, за исключением некоторых внутренних водных объектов, где эти показатели составили более 70 процентов.
По данным Минсельхоза России добыча водных биоресурсов во внутренних водных объектах в 2018 году составила 131 тыс. тонн, что на 23,85 тыс. тонн больше уровня 2018 года. На долю пресноводных водоемов Российской Федерации приходится 2,6 процентов от общего объема вылова водных биоресурсов российскими пользователями — 5 054,1 тыс. тонн.
За последние годы значительного увеличения добычи водных биоресурсов во внутренних водных объектах не наблюдается. Уловы составляли от 100 до 130 тыс. тонн, в среднем около 110 тыс. тонн.
Одной из причин является недостаточное изучение ресурсного потенциала внутренних водоемов. Особенно ощутим недостаток научной информации для вовлечения в промысел новых объектов. К причинам, сдерживающим развитие промысла, относятся также значительные масштабы браконьерства и высокая антропогенная нагрузка на водные биоресурсы и среду их обитания при низком уровне проведения компенсационных мероприятий.
Основные пресноводные водоемы, в которых осуществлялось промышленное в 2018 году, расположены в Западно-Сибирский, Волжско-Каспийский и Азово-Черноморский рыбохозяйственных бассейнах с объемами добычи соответственно 53,1 тыс. тонн, 32,3 тыс. тонн и 10,77 тыс. тонн.
Традиционными орудиями добычи в пресноводных водоемах являются ставные и плавные сети, закидные невода, орудия добычи ловушечного типа (вентири, секреты, мережи и т. д.), близнецовые невода и тралы (в случае осуществления рыболовства с использованием судов). Основу добывающего флота составляют малотоннажные и маломерные суда, в том числе беспалубные.
При этом отмечается высокий уровнем износа материально-технической базы предприятий, осуществляющих промысел во внутренних водоемах, в том числе судов, промыслового оборудования, а также рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Это связано с отсутствием у рыбодобывающих предприятий собственных финансовых средств для модернизации или обновления оборудования, судов, а также отсутствием на этом рынке доступных финансовых инструментов.
Промышленное рыболовство на большинстве пресноводных водных объектах ориентировано на преимущественное изъятие видов водных биоресурсов, обладающих высокой рыночной стоимостью (сиговые, лососевые, судак), реальный вылов которых может значительно превышать объемы устанавливаемого для них допустимого вылова. В то же время запасы малоценных массовых видов рыб (плотва, окунь) недоиспользуются, что приводит к замещению в биологических системах наиболее ценных видов малоценными или видами, не имеющими значения для промышленного рыболовства.
Этому также способствует недостаточный уровень работ по рыбохозяйственной мелиорации (технической и биологической) в целях создания условий для естественного воспроизводства водных биоресурсов, а также недостаточное пополнение запасов водных биоресурсов, востребованных промыслом, за счет искусственного воспроизводства.
С целью выработки мер, способствующих развитию рыболовства в пресноводных водных объектах Российской Федерации, в соответствии с решение Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 25 мая 2010 года, Росрыболовством разработана и утверждена Концепция развития рыболовства во внутренних пресноводных водных объектах Российской Федерации до 2020 года (приказ Росрыболовства от 28 апреля 2011 года № 433).
Однако, выделение бюджетного финансирования на ее реализацию не предусмотрено, а отдельные мероприятия выполняются в рамках государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
В связи с окончанием 31 декабря 2018 года срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключено 4545 новых договоров на 15-ти летний период (до 31 декабря 2033 года).
В 47 субъектах Российской Федерации договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах не заключались в связи с отсутствием ранее действующих договоров, неосуществлением промышленного рыболовства в пресноводных водоемах и отсутствием в таких водоемах видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливаются.
В соответствии с нормами Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Минсельхозом России подготовлен приказа «Об утверждении Порядка заключения договоров пользования рыболовным участком в соответствии со статьями 61, 63, 64 и 65 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Принятие этого приказа позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации начать работу по переоформлению договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовным участком.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Вместе с тем нормы, регламентирующие осуществление промышленного рыболовства во внутренних водных объектах требуют совершенствования.
Часть 3 статьи 19.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает, что в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков промышленное рыболовство во внутренних водных объектах в отношении водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, осуществляется на основании договора пользования рыболовным участком. При этом порядок определения объема изъятия водных биоресурсов не установлен.
Сроки действия договоров пользования рыболовным участком и договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между собой не увязаны. В случае истечения срока действия договора пользования рыболовным участком при действующем договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов механизм пролонгации действия договора пользования рыболовным участком на оставшуюся часть срока действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических не предусмотрен.
К основным проблемам, препятствующим развитию рыболовства во внутренних водных объектах, также можно отнести: недостаточный уровень финансирования научных исследования по оценке состояния запасов водных биоресурсов во внутренних водных объектах; недостаточно эффективную систему контроля объемов добычи водных биоресурсов; недостаточный учет потребностей рыбохозяйственных комплексов регионов при установлении режимов пропуска воды; низкую инвестиционную привлекательность рыбохозяйственных комплексов регионов; отсутствие мер государственной поддержки предприятий рыбохозяйственного комплекса, аналогичных мерам поддержки для сельхозпроизводителей; недостаточную численность и уровень обеспечения органов рыбоохраны материально-техническими средствами.
Преодоление этих проблем позволит обеспечить стабильную работу предприятий рыбохозяйственного комплекса внутренних водоемов, увеличить добычу водных биоресурсов, их переработку и выпуск разнообразной конкурентоспособной продукции.

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.

1. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:
№ 620126–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в связи с совершенствованием порядка возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»;
№ 642056–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с усилением административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:
внесения изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части осуществления промышленного рыболовства на рыболовным участком в отношении водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, в том числе на основании договора пользования водными биоресурсами, а также установления механизма пролонгации действия договора пользования рыболовным участком на оставшуюся часть срока действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических;
внесения изменения в пункт 9 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 года № 681, в части исключения запрета для определения границ рыболовного участка при наложение границ рыболовного участка на районы якорной стоянки и установленных путей движения судов, а также при нахождение границ одного рыболовного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на территориях 2 и более муниципальных образований;
внесения изменения в правила рыболовства в части сокращения количества предоставления отчетов о добыче водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних водных объектах;
установления в правилах рыболовства нормы, касающейся осуществления любительского рыболовства с предоставлением дополнительных услуг на отдельных водоемах на основании сборов, устанавливаемых на условиях добровольной оплаты рыбаками-любителями;
внесения изменения в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна в части возможности установления понятия «авандельта», как мелководную часть дельты реки Волги до 2-метровой изобаты, которая граничит с Каспийским морем и включает в себя систему заливов — култуков и островов, расположенных между основными каналами реки Волги до впадения их непосредственно в Каспийское море;
внесения изменений в Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 года № 264, в части:
- установления в пункте 12 порядка получения сведений, подтверждающих соответствие заявителей установленным требованиям, а также сроков предоставления таких сведений;
- дополнения пункта 15 оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, нормой абзаца 1 пункта 14, устанавливающей ограничение по совокупному количеству либо суммарной площади рыболовных участков;
- установления в пункте 50 критерия о среднесписочной численности работников за календарный год;
- исключения из пункта 28 требования о предоставления документа, подтверждающего, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- дополнения пункта 28 требованием о наличии в заявке сведений о рыбоперерабатывающем заводе, а также требованием о представлении правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
внесения дополнения в Правила подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 года № 264, устанавливающего запрет на заключение договора до принятия решений по жалобам или искам о признании торгов недействительными, в случае подачи таких жалоб, исков;
совершенствования системы государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания путем наделения перекрестными полномочиями инспекторов, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных нарушениях в области рыболовства;
ускорения принятия порядка по переоформлению договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовным участком, исключив риски для пользователей в части невозможности их переоформления из‑за изменений требований к определению границ рыболовных участков.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность:
разработки в 2019 году проектно-сметной документации в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» для проведения мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации азовских лиманов;
включения в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» мероприятия по реабилитации степных рек Краснодарского края.

4. Федеральному агентству по рыболовству проработать вопросы в части:
повышения эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации во внутренних пресноводных водоемах в части увеличения научных исследований, в том числе в целях включения в фонд рыбохозяйственных водоемов новых водных объектов и расширения перечня объектов рыболовства за счет малоизученных видов водных биоресурсов;
увеличения объемов финансирования на осуществление контрольных и надзорных мероприятий в области рыболовства и обеспечение материально-техническими средствами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
разработки комплекса мер по сохранению и поддержанию на должном уровне естественных мест нереста, нагула, миграций и зимовки водных биоресурсов за счет осуществления мелиоративных и дноуглубительных работ;
разработки инновационных рентабельных технологий рационального использования водных биоресурсов;
расширения организации работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов во внутренних водных объектах;
проведения работ по изучению направлений и определению объема мелиоративных мероприятий азовских лиманов в целях повышения их рыбохозяйственного значения;
разработки механизмов, обеспечивающих оперативное регулирование промысла во внутренних пресноводных водных объектах в целях закрытия рыболовства в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов, а также изменения сроков запрета промысла в зависимости от фактически складывающихся гидрологических условий;
совершенствования механизма осуществления компенсационных мероприятий в части проведения их на водных объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на которых будет осуществляться хозяйственная деятельность, а также зарыбления водоемов ценными, особо ценными и растительноядными видами водных биоресурсов;
разработки механизмов, обеспечивающих определение и порядок осуществления рыболовства в период заморных явлений.

5. Федеральному агентству по рыболовству совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки строительства и модернизации малотоннажных судов рыбопромыслового флота для осуществления рыболовства во внутренних водных объектах.

6. Федеральному агентству по рыболовству совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки стратегии развития рыболовства во внутренних водных объектах с учетом биологических, экономических и социальных факторов для выработки решения о целесообразности целевого использования конкретных водных объектов (промышленное рыболовство, любительское рыболовство, аквакультура или комплексное использование).

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность принятия региональных программ развития промышленного рыболовства во внутренних водных объектах в целях повышения инвестиционной привлекательности рыбохозяйственных комплексов и обеспечение устойчивого социального и экономического развития субъектов Российской Федерации.