Рекомендации
Заслушав информацию по вопросу «О совершенствовании норм правового регулирования и выработки механизмов
государственной поддержки в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов,
ягод и другого дикорастущего сырья», участники «круглого стола» отмечают
следующее.
Пищевые ресурсы леса представляют
собой возобновляемые природные ресурсы, многие из которых пользуются высоким
спросом как внутри страны, так и за рубежом. К ним относятся дикорастущие
плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и прочие. Эксплуатационные
запасы только самых распространенных составляют 7,4 млн тонн, а биологические запасы
13,4 млн тонн.
Сфера заготовки и переработки лесных
ресурсов и лекарственных растений является перспективной, экономически и социально значимой отраслью, обладающей значительным потенциалом роста. Ее
развитие окажет положительное влияние на производство в смежных отраслях – в пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и в агропромышленном
комплексе в целом, а также будет способствовать повышению занятости и доходов
населения.
Заготовка, переработка и продукция на основе пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений имеет высокий
экспортный потенциал.
Несмотря на огромное экономическое и социальное значение имеющихся пищевых ресурсов леса, уровень их освоения
остается низким (объем использования ягод не превышает 2,5 процентов от объема
биологического запаса, кедровых орехов – 8 процентов, грибов – 10 процентов).
К числу проблем, сдерживающих
развитие рынка дикоросов и обуславливающих низкую экономическую мотивацию
потенциальных участников рынка к созданию бизнеса в данной сфере, следует
отнести:
а) наличие целого ряда объективных
(естественных) препятствий для заготовки дикоросов, включая сезонность,
значительную удаленность и труднодоступность территорий заготовки от центров
потребления и переработки, что в конечном итоге ухудшает качество сырьевой
базы, увеличивает затраты на ведение бизнеса и снижает его прибыльность;
б) несовершенство правового
регулирования сбора дикоросов в предпринимательских целях и для собственных
нужд населения, коллизии правовых норм с сопредельными правовыми нормами.
Существующая правовая модель не учитывает сложившиеся в отрасли отношения.
В связи с межотраслевым характером
регулирования в отрасли, ее администрирование со стороны различных
ведомств не всегда синхронизировано
между собой, что негативно отражается на всех участниках отрасли. Как
следствие, в отрасли отмечается высокая доля теневого сектора, в первую очередь
на этапе сбора сырья. Этот факт, в свою очередь не позволяет вести достоверный
статистический учет состояния отрасли.
в) сложности с привлечением кредитных
оборотных средств, а так же ведения расчетов с населением, вследствие слабой
заинтересованности кредитных организаций в финансировании и расчетно-кассовом
обслуживании при ведении заготовительных кампаний в связи с высокими рисками
законодательства о ПОД/ТФ, несовершенным правовым механизмом регулирования
происхождения сырья. Из‑за недостатка оборотных средств для осуществления
расчетов со сборщиками лесных ресурсов значительный объем продукции
заготовительные и перерабатывающие организации реализуют в виде сырья и не направляют его на собственную переработку. До 80% сырья реализуется на экспорт
иностранным переработчикам по заниженным контрактным ценам.
г) участники рынка не всегда могут
воспользоваться мерами государственной поддержки, осуществляемой в порядке,
установленном Федеральным законом от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии
сельского хозяйства», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.11.2016 № 2524.
Одной из ключевых особенностей
отрасли является фактор цикличности сбора сырья, что требует такой
финансово-хозяйственной модели, которая позволяет осуществлять закупки сырья на концедентной основе в высокоурожайные годы. Следует отметить необходимость
строительства высокоэффективных, энергоемких хранилищ и других необходимых
производственных объектов предприятий-переработчиков.
Одной из ключевых проблем отрасли
является также отсутствие средств на научные исследования, НИР/НИОКР и разработку новых технологий, а так же необходимость в техническом
перевооружении существующих предприятий-переработчиков.
д) значительный уровень затрат,
связанных с необходимостью приведения дикорастущей продукции, планируемых к продаже на экспорт, в соответствие требованиям законодательства
стран-импортеров дикоросов (стандартизация, сертификация, необходимые
разрешения);
е) высокий уровень транспортных
издержек организаций-производителей и переработчиков дикоросов при
транспортировке продукции на экспорт.
С учетом состоявшего обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют следующее.
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
— ускорить принятие проекта федерального закона № 548919–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской
Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)
в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования
заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных
нужд);
- совместно с заинтересованными органами государственной
власти, членами Совета Федерации, рассмотреть возможность разработки отдельного
отраслевого закона в сфере заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего
сырья.
2. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть возможность однозначного определения
ведомственной принадлежности деятельности по сбору, хранению, вывозу и переработке продукции
дикоросов на федеральном уровне;
- внести изменения в распоряжение Правительства Российской
Федерации от 28.01.2016 №2524-р, распоряжение Правительства Российской
Федерации от 25.01.2017 №79-р в части включения соответствующих кодов ОКПД-2 –
пищевых лесных ресурсов и продуктов их переработки;
- ускорить принятие постановления Правительства Российской
Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающего
включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения
лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины, проектов, связанных
с заготовкой и сбором пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений с их
последующей переработкой;
- рассмотреть предложения:
1) по внесению изменений в федеральное законодательство,
предусматривающих софинансирование в рамках Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, реализующих комплексные программы по поддержке
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере заготовки,
хранения и переработки дикоросов (компенсация расходов на приобретение
оборудования, транспортных средств для организации заготовки и переработки
дикоросов; предоставление субсидий на строительство (реконструкцию)
производственных помещений для хранения и переработки сырья);
2) по рассмотрению в рамках национального проекта «Международная
кооперация и экспорт» возможности субсидирования субъектов Российской Федерации
на развитие государственных микрофинансовых организаций для предоставления
микрозаймов экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего
предпринимательства (в том числе на выполнение требований по декларированию
соответствия качества продукции установленным стандартам);
3) по внесению изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом» в части дополнения субсидируемых видов
продукции следующими товарными позициями: «грибы сушеные и замороженные», «ягоды
сушеные и замороженные»;
4) по распространению действия постановления Правительства
Российской Федерации от 24.11.2018 № 1413 «Об утверждении Правил предоставления
и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса» на создание
и (или) модернизацию приемно-заготовительных пунктов и цехов по переработке
дикорастущих плодов и ягод, а также заводов по переработке дикорастущих плодов
и ягод;
5) по снижению ставки НДС до 10% по договорам купли-продажи
дикоросов для предприятий, осуществляющих заготовку и производство продукции из дикоросов;
6) по выработке единого подхода к расчетам с физическими лицами
за заготовленную и сдаваемую продукцию в целях исключения нарушения
Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
7) по предоставлению для
организаций, осуществляющих заготовку и переработку сырья из дикоросов
возможности применения налогового режима — ЕСХН;
8) по разработке и утверждению единых перечней видов
дикорастущего сырья и продуктов из него разрешенных и запрещенных к вывозу с территории Российской Федерации;
9) по расширению перечня объектов лесной инфраструктуры для
защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283- р, предусмотрев для
арендаторов лесных участков, использующих леса для заготовки пищевых лесных
ресурсов и сбора лекарственных растений, возможность размещения на землях
лесного фонда некапитальных строений и сооружений, необходимых для переработки
пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, при условии свободного
доступа граждан на эти лесные участки;
10) по выделению в документах лесного планирования «общедоступных
территорий» для свободной заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами для собственных
нужд — вблизи населенных пунктов, в традиционных местах сбора дикоросов местным
населением, предусмотрев выделение площадей и для лиц, относящихся к коренным
малочисленным народностям Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации. Установить, что такие «общедоступные территории» не могут быть сданы
в аренду или предоставлены для целей предпринимательства по какому либо иному
основанию;
11) по поддержке и развитию плантационного (искуственного)
выращивания дикоросов, в том числе путем предоставления лесных участков без
торгов в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области
освоения лесов, с целевым использованием этих участков;
12) по развитию отечественных технологий переработки и глубокой
переработки продукции из дикоросов, а также разработки высокотехнологичных
производственных линий;
13) по введению вместо лицензирования экспорта дифференцированных
экспортных пошлин на отдельные виды дикоросов в зависимости от глубины их
переработки;
14) по отмене лицензирования отдельных видов дикоросов, прошедших
глубокую переработку на территории Российской Федерации, используемых для
пищевых целей;
15) по разработке порядка подтверждения «происхождения товара»
для экспортных партий дикоросов на основании сертификата и/или декларации о происхождении товара, бех применения арендного договора на лесной участок.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть предложения:
— об отнесении заготовительной, перерабатывающей деятельности
в сфере заготовки и переработки дикорастущих пищевых лесных ресурсов в Перечни
видов сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственной продукции;
- о дополнении направлений предоставления иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и (или) модернизацию
объектов агропромышленного комплекса (постановление Правительства Российской
Федерации от 24.11.2018 №1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса») объектами
переработки мясной, рыбной продукции и продукции дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья, принадлежащих на праве собственности
сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих
личное подсобное хозяйство, и российским организациям, с установлением в Порядке отбора инвестиционных проектов, представленных получателями средств на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам (приказ
Минсельхоза России от 29.11.2018 № 549) требования по сроку начала создания и (или) модернизации объектов переработки продукции дикорастущих плодов, ягод и другого дикорастущего сырья для субъектов Дальневосточного федерального округа — не ранее чем за 1 год до начала предоставления иных межбюджетных трансфертов;
- о введении единой сертификации продукции из дикоросов,
предусмотрев возможность принятия этих сертификатов в международных системах. Предусмотреть
возможность обучения российских специалистов по стандартам и правилам
зарубежных сертификационных систем дикоросов;
- об анализе тарифных и нетарифных ограничений при экспортных
поставках отдельных видов продукции дикоросов и продуктов их переработки (в том
числе лицензирование) с целью выработки
предложений по их оптимизации;
- об оказании мер
государственной поддержки предприятий, осуществляющих заготовку и переработку
дикорастущего сырья при условии получения
ими интеллектуальной собственности в виде «товарного знака и знака обслуживания»
или «наименования места происхождения товара».
4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложение:
— о направлении информации об оценке сырьевой
базы пищевых лесных ресурсов (дикоросов) в Минсельхоз России;
- о совершенствовании Приказа Рослесхоза России от 05.12.2011 года № 510 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых,
ягодных, декоративных растений, лекарственных растений».