Рекомендации
Заслушав информацию по вопросу «Проблемы
законодательного обеспечения развития лесной инфраструктуры и деревянного
домостроения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Россия располагает свыше 20% мировых лесов,
которые занимают более половины территории страны. Вместе с тем вклад лесного
комплекса в ВВП страны – около 0,5%, численность занятых в этой сфере – 500
тыс. человек (0,8% от занятых в экономике).
Для повышения конкурентоспособности лесной
промышленности и увеличения вклада лесного комплекса в социально-экономическое
развитие России необходимо обеспечить развитие лесной инфраструктуры и деревянного домостроения.
Развитие лесной инфраструктуры, в том числе
лесных дорог, обеспечит освоение новых лесных районов, повысит инвестиционную
привлекательность создания новых производств и доходы от использования лесов. Вместе
с тем в лесном законодательстве не урегулированы вопросы строительства и содержания лесных дорог, в том числе на принципах государственно-частного
партнерства.
В целях повышения эффективности
функционирования производственной и транспортной инфраструктуры лесного
комплекса представляется целесообразным:
принять комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в развитие
транспортной и производственной инфраструктуры лесного комплекса;
разработать механизмы стимулирования развития
транспортной инфраструктуры лесного хозяйства и ее аренды для реализации
инвестиционных проектов освоения лесов на принципах государственно-частного
партнерства;
разработать дополнительные меры, направленные
на техническую и технологическую модернизацию лесопромышленного комплекса;
обеспечить учет лесных автомобильных дорог и их включение в единый государственный реестр автомобильных дорог;
ускорить процесс постановки на кадастровый
учет вовлекаемых в хозяйственный оборот лесных участков в составе земель
лесного фонда.
Развитие деревянного домостроения,
ориентированного на внутренний рынок, позволит существенно увеличить вклад
лесного комплекса в экономику страны. Большое значение данное направление имеет
для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности,
реализуемое в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной
программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Вместе с тем его развитие сдерживают устаревшее
нормативное регулирование, устаревшая материально-техническая база предприятий,
занимающихся производством домов и их комплектующих, отсутствие доступного ипотечного
кредитования, государственных мер поддержки, большая доля (более 50%)
неквалифицированного рынка услуг, предлагающего некондиционное и небезопасное
жилье.
Для развития этой
перспективной отрасли необходима разработка комплекса мер государственной
поддержки и развития индустриального деревянного домостроения и массового
строительства малоэтажного жилья индустриальным способом. Это позволит
обеспечить снижение цен на такое жилье, повысить уровень его доступности,
увеличить объем и сократить сроки строительства.
В целях совершенствования нормативного
правового регулирования и развития деревянного домостроения представляется
целесообразным:
разработать на федеральном и региональном
уровнях дополнительные меры государственной поддержки финансового и инфраструктурного обеспечения развития деревянного домостроения, льготного
кредитования и снятия административных барьеров;
рассмотреть возможность установления
налоговых льгот для предприятий по глубокой переработке древесины, в том числе
сухих и поваленных деревьев для производства строительных материалов и конструкций;
провести анализ нормативной и технологической
базы в области строительства, обеспечивающей применение несущих строительных
элементов и конструкций с использованием древесины, включая материалы из огнебиостойкой модифицированной древесины, с применением стендовых испытаний по классам прочности;
разработать комплекс недостающих норм, правил
и стандартов, необходимых для развития деревянного домостроения, в первую
очередь норм пожарной безопасности и правил и стандартов строительства в сейсмических районах.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:
ускорить
разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона по внесению изменений в Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», а также в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающего
отнесение к объектам капитальных вложений в области освоения лесов объектов
создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, лесного семеноводства (лесосеменные
плантации, постоянные лесосеменные участки и подобные объекты);
разработать
комплекс мер, направленных на развитие и строительство лесной инфраструктуры, предусматривающих
возмещение расходов по строительству лесных дорог добросовестным арендаторам,
осуществляющим комплексную глубокую переработку древесины;
включить в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной
программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, индикаторов строительства на селе деревянных домов, укомплектования их
мебелью из древесины отечественного производства, а также строительства
объектов социально-культурного назначения из древесного сырья (административных
зданий, фельдшерско-акушерских пунктов, садов, школ, больниц, общежитий);
продолжить в период с 2019 по 2030 годы предоставление льготного ипотечного кредитования
физических лиц на приобретение и возведение деревянных домов;
внести
изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (в статью 270, пункт 16),
предусмотрев, что при определении налога на прибыль не учитываются расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества, произведенные с согласия
арендодателя и безвозмездно ему переданные при прекращении договора аренды;
расходы,
произведенные арендатором с согласия арендодателя в виде неотделимых улучшений
арендованного имущества, которые после прекращения договора аренды безвозмездно
передаются арендодателю, учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
по построенным арендатором в процессе лесозаготовок
лесным дорогам ввести исключения в части
определения размеров амортизации, увязав их со сроками аренды лесных участков и освоения территорий при лесозаготовках;
дополнить Перечень объектов
лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных
лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, сведениями о лесовозном усе (временный путь для вывозки
заготовленной древесины с лесосеки со сроком эксплуатации не более года,
примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для
освоения некоторых лесосек) как об объекте лесной инфраструктуры и установить
его параметры;
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
разработать порядок
контроля за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для
собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
внести изменение
в часть 5 статьи 291 Лесного кодекса Российской Федерации,
предусматривающее право граждан и юридических лиц осуществлять строительство
лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений на лесных участках,
предоставленных им в целях заготовки древесины;
разработать
минимальный критерий плотности лесных дорог.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства подготовить предложения в части урегулирования вопроса внесения изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», предусматривающих право арендаторов лесных участков для строительства лесной инфраструктуры осуществлять добычу полезных ископаемых (без взрывных работ) без оформления соответствующих лицензий
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации подготовить предложения по созданию механизма государственного частного партнерства при строительстве лесных дорог круглогодового действия.
5. Министерству промышленности и торговли Российской
Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской
Федерации
рассмотреть предложение включить в план реализации Стратегии развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р, мероприятий:
подготовка
предложений по совершенствованию законодательства в части обеспечения мест
заготовки древесины объектами лесной инфраструктуры;
подготовка
предложений по типовым требованиям к объектам лесной инфраструктуры (лесным
дорогам), мерам государственной поддержки при их создании;
подготовка
предложений по совершенствованию нормативной базы в области деревянного
домостроения, мер государственной поддержки, стимулирующих внутреннее
производство современных деревянных конструкций, экспорт;
разработка и актуализация отраслевых нормативных, методических и технических документов,
национальных стандартов, регулирующих требования к деревянным конструкциям;
подготовка
предложений по развитию и поддержанию транспортной лесной инфраструктуры за счет устойчивого лесопользования и проведения мероприятий, направленных на улучшение качества лесного ресурса (включая выборочные рубки лесных насаждений);
подготовка
предложений по формированию схемы развития объектов лесной инфраструктуры в лесных планах с учетом межрегионального сотрудничества;
подготовка
предложений по экономическому стимулированию деревоперерабатывающих предприятий
при создании объектов лесной инфраструктуры за счет собственных средств;
разработка и актуализация программ по созданию объектов лесной инфраструктуры;
подготовка
предложений по увеличению информированности населения о преимуществах продукции
деревянного домостроения (плиты ОСП), а также по ее продвижению для населения и профессиональных участников (застройщиков, архитекторов, инженеров);
рассмотреть
предложение о поддержке предприятий, использующих безотходные технологии
деревообработки и технологии, повышающих энергоэффективность технологических
процессов и производств.
6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть предложения:
включить в рекомендуемые требования к жилью и социальным объектам, строящимся или
приобретаемым в рамках различных государственных программ, а также направленным
на обеспечение реализации национального проекта «Жилье и городская среда»,
возможность применения конструкций с использованием древесины;
создать единый
реестр типовых проектов по наиболее востребованным типам объектов деревянного
домостроения;
внести
изменения в правила пожарной безопасности сооружений и фасадов зданий с целью
строительства зданий выше трех этажей с применением современных конструкций из древесины.
разработать комплекс
мер, предусматривающих:
утверждение норм
и правил проектирования и возведения зданий и сооружений на основе древесины,
позволяющих увеличить этажность;
утверждение
свода правил и актуализацию ранее утвержденных строительных норм и правил в части пересмотра СП 64.13330.2011 «СНиП 11–25–80 Деревянные конструкции»,
разработку нового свода правил «Конструкции деревянные с узлами на винтах.
Правила проектирования»;
внесение изменений
в противопожарные нормы при строительстве зданий и сооружений с применением
новых материалов на основе древесины;
внесение
изменений в нормы проектирования зданий с применением новых материалов на основе древесины, этажностью более 3 этажей с низким энергопотреблением, разработку и утверждение
стандартов на новые виды материалов на основе древесины и конструкции из них
для зданий и сооружений;
разработку и утвержение
правил экспертизы, методов технического обследования и проведения натуральных
испытаний зданий и сооружений, спроектированных с применением конструкций из древесины и на основе древесины.