Рекомендации
Заслушав информацию по вопросу «Научное и кадровое обеспечение лесопромышленного комплекса. Проблемы и пути их решения»,
участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года поставлены задачи обеспечить: опережающий темп роста производительности
труда на основе новых технологий и цифровизации, формирование
конкурентоспособных отраслей, увеличение несырьевого экспорта, улучшение
делового климата, увеличение роста объема инвестиций; снятие инфраструктурных
ограничений развития экономики, раскрытия потенциала регионов; подготовку
современных кадров, создание мощной научно-технологической базы.
Достижение показателей, предусмотренных Стратегией
развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 20.09.2018 № 1989-р, увеличение
вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт до 1 процента, рост численности
персонала, занятого в лесном комплексе до 820 тыс. человек, налоговых
поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации до 189 млрд.
рублей требует значительного повышения эффективности лесного хозяйства и лесной промышленности.
В настоящее время имеется существенный разрыв
единого инновационного цикла в лесопромышленном комплексе – от подготовки
кадров для исследовательской деятельности до внедрения инноваций в производство,
утеряна экспериментальная и испытательная база, на производствах используется устаревшее
оборудование с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. Снижение
качества научного обеспечения развития лесной отрасли связано с сокращением
численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов,
старением кадрового потенциала.
Стратегической целью государственной
политики в области развития науки и технологий лесопромышленного комплекса
должен являться выход Российской Федерации к 2030 году на мировой уровень
исследований и разработок по направлениям, определенным национальными научно —
технологическими программами.
Главными задачами для достижения
стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть:
повышение эффективности государственного
участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также
технологий необходимых для обеспечения жизнедеятельности лесного комплекса;
активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
обеспечение рациональной интеграции
отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных
интересах Российской Федерации.
Низкая кадровая обеспеченность – основная
проблема развития лесной отрасли. По данным субъектов Российской Федерации прогнозная потребность в кадрах лесного профиля составляет порядка 3
тыс. человек в год. При этом около
8 тыс. руководителей и специалистов лесного хозяйства, имеющих непрофильное
образование, нуждаются в повышении квалификации и переподготовке.
Проблемы с укомплектованием штатной численности работников возникают в связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья для выпускников «лесных»
вузов, колледжей и техникумов.
Решение вопроса привлечения новых кадров в лесную отрасль неразрывно связано с повышением уровня заработной платы и социальной поддержки работников. Вместе с тем субвенции, которые предоставляются
из федерального бюджета на обеспечение переданных субъектам Российской
Федерации полномочий в области лесных отношений, не предполагают расходов на указанные цели.
Для решения данных проблем на федеральном
уровне необходимо разработать и утвердить комплекс мер, предусматривающих:
создание распределенного научно-образовательного
лесного центра, включающего лесные ВУЗы, академические и отраслевые НИИ в различных регионах страны;
утверждение нормативов затрат, обеспечивающих
среднюю заработную плату государственных лесных инспекторов, лесничих не ниже
уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему субъекту Российской
Федерации, а также затрат на осуществление лесной охраны и её материальное обеспечение;
разработку и утверждение единой программы
поддержки молодых специалистов, содержащей гарантии трудоустройства выпускникам
лесных образовательных учреждений и социальную поддержку;
финансирование деятельности школьных
лесничеств, в том числе организации массовых мероприятий.
Одной из основных проблем подготовки кадров для лесной отрасли,
является недостаточная связь образования и вузовской науки с практикой. Её решение
заключается в интеграции образования, науки и практики с использованием
следующих механизмов:
взаимодействие
вузов с предприятиями и организациями отрасли в части предоставления студентам
баз для прохождения практик;
участие
представителей работодателей в образовательном процессе для преподавания
специальных дисциплин в рамках как основного, так и дополнительного (повышение
квалификации работников отрасли) образования, в работе государственных
экзаменационных комиссий, а также в качестве руководителей практик студентов, в том числе преддипломной практики;
участие представителей работодателей в образовательном процессе
непосредственно: в разработке учебных планов, рабочих программ по дисциплинам,
подготовке учебных и методических пособий, разработке и внедрении новых
технологий обучения, руководство учебно-исследовательской работой студентов;
выполнение вузом хоздоговорных научных работ по актуальным для предприятий и организациями отрасли темам — как прикладным, так
и фундаментальным.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:
разработать новые механизмы финансирования научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию машин, оборудования и технологий в лесном комплексе;
разработать государственную программу развития лесного машиностроения на период до 2030 года;
разработать государственную программу по созданию новых материалов с высокой добавленной стоимостью (биокомпозитов, пластиков, наноцеллюлозных
материалов, биоэтанола, ксантана, армирующих материалов, сверхпоглотителей и т.д)
из древесного сырья методами биотехнологий до 2030 года;
разработать государственную программу по разработке оборудования и технологий по переработке отходов лесозаготовительной и деревоперерабатывающей
промышленности;
о создании «Государственного научного центра лесного комплекса» с опытным
производством и испытательными полигонами для создания опытных образцом машин,
оборудования и технологий для лесного комплекса;
по отчислению не менее 5% от стоимости платы за древесину на корню для
целевого использования при проведении НИОКР по созданию машин, оборудования и технологий для лесного комплекса;
разработать предложения по совершенствованию тарифного и нетарифного
регулирования импорта лесной техники;
о финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
в следующих направлениях: разработка и производство высокотехнологичных
гусеничных лесозаготовительных машин с автоматической трансмиссией; разработка
и организация производства гусеничных машин легкого класса с электромеханической трансмиссией и технологическим оборудованием для
лесохозяйственных работ; разработка новых материалов из древесной биомассы;
разработка и производство наноматериалов из целлюлозосодержащего сырья;
разработка технологий и оборудования для переработки биомассы древесины
методами биотехнологий; разработка оборудования для переработки отходов
лесозаготовки и деревопереработки;
разработать и принять нормативный
правовой акт, регулирующий вопросы принятия субъектами Российской Федерации региональных
программ деревянного домостроения для обеспечения жильем молодых специалистов,
приезжающих работать в сельскую местность;
включить в Перечень критических
технологий Российской Федерации раздел «Технологии переработки и воспроизводства лесных ресурсов»;
включить в подпрограмму «Устойчивое
развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, индикаторов строительства на селе деревянных домов, укомплектования их мебелью из древесины отечественного
производства, а также строительства объектов социально-культурного назначения
из древесного сырья;
об организации инновационного
научного центра лесопромышленного комплекса с опытным производством и испытательным полигоном на базе имущественного комплекса, в том числе
земельного участка, Акционерного общества «Государственный научный центр
лесопромышленного комплекса» для создания опытных образцов лесных машин, оборудования
и технологий по глубокой переработке древесного сырья с выделением необходимых
финансовых средств из федерального бюджета;
о поддержке развития созданного
центра компетенций в лесной отрасли (центра опережающего развития,
инжинирингового центр) на базе Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана при
участии Минприроды России, Минпромторга России, Минобрнауки России,
Минпросвещения России, включая научные, технологические, мониторинговые,
демонстрационные и сертификационные центры;
о передаче полномочия по осуществлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров всех
уровней для лесного хозяйства органам государственной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть предложения:
рассмотреть и утвердить интегрированную программу лесной науки и лесного образования (комплексного плана научных исследований – КПНИ ЛЕС), которая
нацелена на: инновационное развитие основных направлений лесной отрасли,
создающих основу лесной биоэкономики: лесное хозяйство, целлюлоза и бумага,
деревянное домостроение, деревообработка и мебель, биоэнергетика;
о создании современной
научной и образовательной инфраструктуры коллективного пользования, включающей:
опытные
производства и испытательные полигоны, учебно-опытные лесные хозяйства и ботанические сады, сети научного лесного мониторинга и лесных стационаров, создание современной
научной и образовательной инфраструктуры коллективного пользования: опытные
производства и испытательные полигоны, учебно-опытные лесные хозяйства и ботанические сады, сети научного лесного
мониторинга и лесных стационаров, распределенные дата-центры и центры по информационным ресурсам для сбора, хранения и обработки больших данных;
распределенные лабораторные центры, информационные порталы;
о создании на основе интегрированной программы развития лесной науки и образования распределенного научно-образовательного лесного центра, включающего
лесные ВУЗы, академические и отраслевые НИИ в различных регионах страны;
о включении
Министерства науки и высшего образования в состав участников государственной
программы «Развитие лесного хозяйства до 2030 года»;
о дополнении
проекта государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое
развитие Российской Федерации» лесным разделом и включении Федерального
агентства лесного хозяйства в состав участников данной программы;
о выделении
ежегодных грантов на издание современных базовых учебников по дисциплинам
лесного профиля на основании утвержденных планов;
совместно с Министерством
труда и социальной защиты Российской Федерации ускорить процессы разработки,
согласования и утверждения профессиональных стандартов и примерных основных
образовательных программ в области лесного дела;
о включении в федеральные
государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные
программы по лесным направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры
обязательных требований по наличию учебно-опытных лесных хозяйств в образовательных организациях, осуществляющих подготовку по соответствующим
направлениям;
восстановить
ранее существовавший порядок предоставления вузам субсидии на обеспечение
содержания учебно-опытных лесных хозяйств и ботанических садов, выполняющих специфические
функции, в том числе на развитие материально-технической базы данных объектов и повышение уровня подготовки лесных специалистов;
предоставление
прав университетам по корректировке образовательных программ с учетом участия
студентов и преподавателей в корпоративных образовательных проектах крупных
холдинговых лесопромышленных структур;
распределять
бюджетные места между университетами, осуществляющими подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело», в соответствии с утвержденными
критериями.
3. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть предложение разработать и утвердить систему мер по финансовой поддержке дополнительного школьного образования по программе «Школьные лесничества» для профессиональной ориентации молодежи на лесные специальности.
4. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть предложения:
о выделении из федерального бюджета средств субвенций на увеличение численности
государственных лесных инспекторов, их переподготовку (повышение квалификации)
и материально-техническое оснащение;
совместно с высшими органами государственной власти субъектов Российской
Федерации обеспечить
доведение уровня средней заработной платы работников государственных учреждений
лесного хозяйства (лесничеств и лесопарков) субъектов Российской Федерации до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта
Российской Федерации
5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки единой программы финансовой поддержки молодых специалистов лесной отрасли за счет бюджетов соответствующих уровней с внесением необходимых корректив в состав целевой группы, отнесенной к сфере реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан».
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:
разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга кадровой
обеспеченности предприятий и организаций лесной отрасли, не подведомственных
Рослесхозу, уделив особое внимание мониторингу кадровой обеспеченности при
реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
дополнить «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения лесов» в части обязательного
обоснования кадрового обеспечения их реализации, предусмотрев возможность
участия инвесторов в реализации целевого обучения по образовательным программам
высшего образования;
7. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
о включении показателя
уровня финансирования научных исследований в области охраны, защиты и воспроизводства лесов в критерии оценки эффективности исполнения переданных
полномочий субъектами Российской Федерации в области лесных отношений;
о включении показателя
количества абитуриентов, направленных на целевое обучение по различным формам и уровням образования в соответствии с текущей и перспективной потребностью
отрасли региона, в критерии оценки эффективности исполнения переданных
полномочий субъектами Российской Федерации в области лесных отношений;
оказать
содействие в упрощении процедуры передачи участков лесного фонда в постоянное
(бессрочное) пользование для осуществления научно-исследовательской, опытно-конструкторской
и образовательной деятельности;
о выделении
отдельной строкой субсидий для проведения лесохозяйственных мероприятий на землях государственного лесного фонда в учебно-опытных лесных хозяйствах;
при разработке
новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации предусмотреть возможность
распоряжения заготовленной древесиной в университетских учебно-опытных лесных
хозяйствах в объеме всей расчетной лесосеки лесничества и направления дохода от ее реализации на развитие материально-технической базы учебно-опытного
хозяйства, разработку новых технологий и совершенствование подготовки и переподготовки лесных специалистов;
разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга кадровой обеспеченности региональных
органов управления лесами и подведомственных им учреждений с учетом соответствия
штатов и фактического количества, возрастной структуры, наличия профильного
образования, кадрового резерва;
совместно с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, разработать механизм стимулирования
привлечения лесопользователей к финансированию научно-исследовательских работ в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.
подготовить предложения по критериям распределения бюджетных мест при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» по университетам в зависимости от качества
образования и профилей подготовки;
создать условия для
прохождения повышения квалификации преподавателями университетов и учебно-производственной практики студентов, на рабочих местах в органах
государственной власти и подведомственных организациях;
подготовить предложения для
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для подготовки и издания базовых учебников по лесным дисциплинам через выделение соответствующих
грантов;
подготовить предложения по нормативному обеспечению обязательной аттестации руководителей органов
государственной власти в сфере лесных отношений и занятию этих должностей в системе кадрового резерва.
8. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть
возможность при организации повышения квалификации и переподготовки кадров
учесть необходимость обучения по программе дополнительного профессионального
образования «Государственный лесной инспектор» лиц, осуществляющих
государственный лесной контроль (надзор);
рассмотреть предложение предусмотреть в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
разделы, формирующие реальную потребность в кадрах для лесного комплекса.