«Круглые столы»

«Актуальные вопросы развития мелиоративного комплекса маловодных регионов Российской Федерации»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, экспертного сообщества обсуждение актуальных вопросов развития мелиоративного комплекса маловодных регионов Российской Федерации участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Российской Федерации имеется 9,47 млн га мелиорированных земель, в том числе 4,69 млн га орошаемых и 4,78 млн га осушенных земель. В сельскохозяйственном производстве для выращивания сельскохозяйственных культур используется 7,08 млн га мелиорированных земель (75 % к наличию), в том числе 3,89 млн га орошаемых и 3,19 млн га осушенных земель. На мелиорированных землях, занимающих 8 % от площади пашни, производится до 70 % овощной, бахчевой продукции и картофеля, весь рис, около 20 % кормов для животноводства и другая продукция.
Значительная работа по улучшению технического состояния мелиоративного фонда, повышению эффективности использования орошаемых земель проводится в маловодных регионах, к которым относятся субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, Самарская и Саратовская области. В указанных регионах имеется 2,92 млн га орошаемых земель, что составляет 62 % от их наличия в России. В сельскохозяйственном производстве используется 2,36 млн га орошаемых земель, или 80 % к их наличию.
Важнейшим показателем эффективности использования орошаемых земель является организация и проведение поливов сельскохозяйственных культур. В соответствии с планами водопользования в 2018 году поливы сельхозкультур в России проведены на площади 1386,8 тыс. га, в том числе в маловодных регионах на площади 929,8 тыс. га, или 67 % от общей площади полива. Полито 423,9 тыс. га зерновых культур, в том числе 173,4 тыс. га риса, 230,4 тыс. га овощных, бахчевых культур и картофеля, 477,4 тыс. га кормовых культур и 255,1 тыс. га прочих культур.
Организованному проведению поливной кампании способствует оказание учреждениями платных услуг по подаче (отводу) воды потребителям АПК на договорной основе. В 2018 году учреждениями с сельскохозяйственными товаропроизводителями было заключено 4,0 тыс. договоров на подачу (отвод) воды, в том числе в маловодных регионах – 3,3 тыс. договоров.
В ведении Минсельхоза России находится 18,4 тысячи гидротехнических сооружений. В их числе сооружения 232 водохранилищ, более 2 тысяч регулирующих гидроузлов, 42,3 тысячи км водоподводящих и сбросных каналов, 3,4 тысячи км защитных дамб и другие объекты. За 2018 год Управлением Россельхознадзора в области осуществления государственного земельного надзора на территории Российской Федерации обследовано 9,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Выявлено 935 нарушений на площади 1,3 тыс. га, связанных с нарушением правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений и повреждением мелиоративных систем.
В 2018 году учреждениям в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее – Подпрограмма) на проведение противопаводковых мероприятий и расчистку мелиоративных каналов выделены средства федерального бюджета в объеме 1537,9 млн рублей, что позволило провести данные мероприятия на 430 объектах, осуществить работы по расчистке каналов протяженностью 2,47 тыс. км, обеспечить защиту земель от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 139,0 тыс. га.
Из указанного объема средств маловодным регионам в 2018 году выделены средства в объеме 1113,2 млн рублей (72 %), что позволило провести мероприятия на 184 объектах, осуществить работы по расчистке каналов протяженностью 1,33 тыс. км, обеспечить защиту земель от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 105,6 тыс. га.
В 2019 году подведомственным учреждениям на проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов и капитальный ремонт насосных станций в рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» на период 2019–2025 годы (далее – Программа) предусмотрены средства в объеме 2506,4 млн рублей, в том числе учреждениям в маловодных регионах – 1527,6 млн рублей (61 %).
В целях обеспечения выполнения учреждениями установленного объема государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ) в области мелиорации земель и повышения эффективности использования имеющегося мелиоративного потенциала осуществляются мероприятия по техническому оснащению подведомственных учреждений. В 2018 году учреждениям в рамках Подпрограммы на эти цели выделены средства федерального бюджета в объеме 597,2 млн рублей, в том числе учреждениям в маловодных регионах – 325,57 млн рублей. Это позволило приобрести 224 единицы техники и оборудования. В 2019 году работа по данному направлению будет продолжена, учреждениям на эти цели в рамках Программы предусмотрены средства в объеме 597,2 млн рублей, в том числе учреждениям в маловодных регионах – 331,56 млн рублей.
В 2018 году забор водных ресурсов учреждениями в маловодных регионах из водных объектов составил 19,0 млрд м3 воды, подано воды потребителям 14,3 млрд м3. Дефицит водных ресурсов в маловодных регионах восполняется путем подачи воды потребителям по созданной сети межрегиональных магистральных каналов и мелиоративных систем.
По проработкам ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова для: обеспечения населения страны продуктами питания и поддержания экспорта сельхозпродукции общая потребность агропромышленного комплекса в водных ресурсах составит в ближайшем будущем порядка 40 км3 в год. На орошение по прогнозу потребуется 29 км3/год, для обводнения пастбищ – более 0,8 км3/год; на водоснабжение животноводства и птицеводства — 0,2 км3/год, для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию — 0,38 км3/год. Дополнительные объемы водных ресурсов, как показывают исследования, в зависимости от природных условий могут быть получены за счет использования поверхностных вод в комплексе с подземными.
В связи с прекращением в 2014 году подачи воды по Северо-Крымскому каналу водообеспечение Республики Крым является одним из основных лимитирующих факторов социально-экономического развития. В Республике Крым имеются 23 водохранилища, в том числе 8 наливных водохранилищ, с общим объемом водных ресурсов 398,4 млн м3, 94 водонакопительных бассейна и 143 скважины на воду, используемых для орошения сельскохозяйственных культур (площадь полива – 17,9 тыс. га). В целях повышения водообеспеченности мелиоративного комплекса Республики Крым Минсельхоз России предоставляет из федерального бюджета бюджету Республики Крым субсидию на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных при выполнении мелиоративных мероприятий. Совет министров Республики Крым обращался в Минсельхоз России с просьбой о выделении средств федерального бюджета на строительство трех водохозяйственных объектов в сумме 255,9 млн. рублей на 2019 – 2020 годы. По информации Госкомводхоза Республики Крым реализация данных проектов позволит увеличить площадь полива на 6,1 тыс. га и покрыть дефицит воды в объеме 7,1 млн м3. Однако, в связи с тем, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы не предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации, Минсельхоз России считает целесообразным осуществить данное мероприятие в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», государственным заказчиком-координатором которой является Минэкономразвития России.

С учетом изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1 Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
1.1. Разработки и принятия Концепции развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России до 2025 года и на период до 2030 года;
1.2. Обеспечения, при формировании концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, полноценного финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» в части развития инженерной инфраструктуры и водообеспечения Республики Крым и г. Севастополя, в том числе реконструкции действующих водопроводных магистральных и местных сетей;
1.3. Выделения средств федерального бюджета в целях строительства трех водохозяйственных объектов на территории Республики Крым в сумме 255,9 млн. рублей на 2019 – 2020 годы, что позволит увеличить площадь полива на 6,1 тыс. га и покрыть дефицит воды в объеме 7,1 млн м3, в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», согласно заявке Республики Крым;
1.4. Формирования единой программы реконструкции очистных сооружений, учитывающей потенциал использования очищенных сточных вод для полива сельскохозяйственных культур и разработанной с использованием международного опыта и рекомендаций Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД);
1.5. Разработки ситуационных планов развития и использования мелиорированных земель в субъектах Российской Федерации;
1.6. Разработки мер, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;
1.7. Увеличения уровня государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиорации земель (в том числе с использованием механизма единой субсидии, иных финансовых и нефинансовых инструментов);
1.8. Принятия мер по закреплению используемых в сельскохозяйственном производстве мелиоративных систем общего и индивидуального пользования за конкретными балансодержателями;
1.9. Разработки системы нормативно-правового регулирования, направленного на внедрение научно обоснованных севооборотов и систем земледелия, в том числе закрепления обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв, а также установления ответственности за неисполнение указанной обязанности;
1.10. Внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» в части установления требования к мелиорации земель как к организационно-хозяйственному, техническому мероприятию, направленному на коренное улучшение земель, независимо от их категории;
1.11. Внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части придания мелиорированным землям статуса «особо ценные земли сельскохозяйственного назначения», в целях усиления ответственности за сохранность и целевое использование мелиорированных земель, а также выработки механизма их изъятия при ненадлежащем использовании, угрожающем их сохранности.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:
2.1. Учета информации (ведения реестра) о мелиорируемых и мелиорированных земельных участках сельскохозяйственного назначения на базе подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации учреждений, в том числе с помощью информационных систем;
2.2. Обращения особого внимания водопользователей, относящихся к подведомственным Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральным государственным бюджетным учреждениям, на необходимость контроля уровня пестицидов и агрохимикатов (в случае их использования) в сбрасываемых сточных водах, а также проработки данными водопользователями вопроса очистки сточных вод перед их сбросом в водные объекты.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность проработки вопроса о внесении дополнений в выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о фиксации информации о мелиорируемом и/или мелиорированном земельном участке сельскохозяйственного назначения.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией наук рассмотреть возможность:
4.1. Создания Федерального научного исследовательского центра «Мелиорация и водное хозяйство АПК»;
4.2. Подготовки и корректировки согласованных предложений по внесению в перечень исполнителей НИОКР при реализации Основных положений «Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» научно-исследовательских институтов, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и находящихся под научно-методическим руководством Отделения сельскохозяйственных наук РАН, предусмотрев при интеграции междисциплинарную и территориальную кооперацию исследований профильных институтов, скорректированные приоритеты развития мелиоративной науки, техники и технологий, которые должны быть внесены в соответствующие разделы государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»;
4.3. Выделения, совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», финансовых средств для создания основ и формирования материально-технической базы по орошению и осушению земель сельскохозяйственного назначения, а также по другим видам комплексной мелиорации в аридной и гумидной зонах Российской Федерации на базе существующих НИИ и образовательных учреждений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и создаваемого ими Федерального научного исследовательского центра «Мелиорация и водное хозяйство АПК» в форме компактной научно-технологической системы мелиоративного направления (Агротехнопарка) для решения наукоемких задач фундаментального, поискового и прикладного характера и поддержки научно-технологических и инновационных проектов.

5. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность:
5.1. Подготовки предложений по выделению средств федерального бюджета в целях строительства трех водохозяйственных объектов на территории Республики Крым в сумме 255,9 млн. рублей на 2019 – 2020 годы в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», согласно заявке Республики Крым;
5.2. Разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в целях введения упрощенного порядка оформления вещных прав на мелиоративные системы (их элементы) для собственников земельных участков, на которых они расположены, либо разработки механизма признания права собственности на мелиоративные системы за собственником земельного участка иных форм собственности.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность:
6.1. Активизации завершения работ по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;
6.2. Усиления взаимодействия с органами, осуществляющими государственный земельный надзор, в целях выявления неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот;
6.3. Обеспечения активного взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при формировании заявок на субсидирование мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

7. Органам государственной власти Республики Крым и г. Севастополя рассмотреть возможность:
7.1. Подготовки и представления в Министерство экономического развития Российской Федерации заявки на выделение средств федерального бюджета в целях строительства трех водохозяйственных объектов на территории Республики Крым в сумме 255,9 млн. рублей на 2019 – 2020 годы в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
7.2. Проведения комплексной проверки всех гидротехнических сооружений Республики Крым и г. Севастополя с целью скорейшего ремонта и ввода в строй единой системы водоснабжения.
7.3. Очистки наливных водохранилищ от заиления, и создания новых наливных водохранилищ на местном стоке в целях накопления паводковых и ливневых вод в наиболее подходящих по морфологическим характеристикам местах;
7.4. Комплексного внедрения водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве Республики Крым и г. Севастополя.

8. Российской академии наук совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность:
8.1. Определения возможного перечня сельскохозяйственных культур и перспективных зон для орошения земель сельскохозяйственного назначения сточными водами в различных субъектах Российской Федерации, включая вододефицитные регионы;
8.2. Проведения научно-исследовательских работ по:
обоснованию допустимых объемов изъятия поверхностного стока и возможных дополнительных объемов использования подземных вод для орошения в условиях вододефицита, а также по переоценке ранее утвержденных запасов подземных вод, срок лицензирования которых истек, с учетом изменившихся природно-техногенных условий в зоне формирования подземных вод;
анализу объема использования водных ресурсов и их качества для целей сельскохозяйственного водоснабжения в Республике Крым и г. Севастополе;
оценке потребности населения Республики Крым и г. Севастополя в сельскохозяйственной продукции, гарантирующей продовольственную и экологическую безопасность с учетом динамики населения, туризма, развития сельского хозяйства;
анализу сценарных прогнозов обеспечения Республики Крым и г. Севастополя сельскохозяйственной продукцией с учетом орошения земель, в целях определения рациональной структуры отраслей сельского хозяйства, включая виды и объемы производства сельскохозяйственных культур, птицы, поголовья молочного и мясного скота, и оценки требуемых для этого объемов водных ресурсов нормативного качества;
водохозяйственным и водобалансовым расчетам территории Республики Крым и г. Севастополя с учетом орошения для лет различной обеспеченности по водности и влажности и определению дефицита водных ресурсов для сельскохозяйственного производства и тенденций развития экологических рисков и негативных явлений;
выработке предложений по совершенствованию технологии и техники орошения на территории Республики Крым и г. Севастополя, использованию сбросных и дренажных вод для орошения сельскохозяйственных культур, а также по возможным объемам сбросных и дренажных вод для повторного использования, в том числе при смешении со свежими, а также очищенными водами;
разработке цифровых технологий в целях оптимального управления водными ресурсами Республики Крым и г. Севастополя, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства и экологическую безопасность в условиях дефицита водных ресурсов на основе имитационного моделирования и методов многокритериального анализа.