Рекомендации
Рассмотрев вопрос о разработке
долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации
с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,
представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии
наук, отраслевых союзов, специалистов и экспертов, участники парламентских
слушаний отмечают следующее.
Сельское хозяйство и связанные с ним
отрасли агропромышленного комплекса
играют значительную роль в социально-экономическом развитии страны, что
обусловлено географическими, историческими, экономическими и демографическими
особенностями России, обладающей мощным агропроизводственным потенциалом. От работы аграрной отрасли непосредственно зависят занятость, качество и уровень
жизни миллионов россиян, продовольственная независимость и, как следствие,
национальная безопасность страны.
Россия обладает серьезными конкурентными
преимуществами для ведения аграрного
производства – богатейшими запасами пресной воды, обширными и расположенными в умеренных широтах территориями с плодородными почвами, географической близостью
к крупнейшим центрам потребления. Для эффективной реализации этих преимуществ должны быть созданы необходимые экономические
и социальные условия.
Решающая роль при этом принадлежит
государству, так как именно государство способно решать такие ключевые задачи, как: проведение структурной
политики в аграрной сфере и политики развития отдельных отраслей и секторов
агрокомплекса; создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями условий
обеспечения доходности; регулирование ресурсных и агропродовольственных рынков;
организация, поддержка и развитие аграрного образования и науки; развитие
транспортной, инженерной, энергетической и рыночной инфраструктуры; социальное развитие села; обеспечение конкурентного
доступа товаропроизводителей агрокомплекса к банковскому кредитованию (в том
числе проектному) и другие.
В Послании Президента Российской
Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года данные вопросы нашли свое отражение – сформулированы приоритеты в стратегии развития страны на ближайшие годы,
сделан акцент на развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельских
тружеников, которые своим трудом обеспечивают успехи России в сельскохозяйственном производстве. Поставлена задача развития аграрных научно-образовательных
центров, в том числе в такой перспективной сфере, как геномные исследования,
что расширит возможности селекции. Приоритетом также определен рост экспорта
продовольствия на мировые рынки, прежде всего товаров высокого передела, до объемов, превышающих объемы его ввоза в страну. При этом предусматривается
повысить самообеспеченность страны говядиной, молоком, овощами. Продолжена
линия на поддержку малых хозяйств, фермеров, развитие сельхозкооперации.
Указано на необходимость решения проблем снижения цен на зерно в связи с высоким урожаем, развития логистики, хранения, переработки сельхозпродукции.
В этой связи на состоявшемся 11 марта
Всероссийском агропромышленном форуме в Краснодаре Президент России Владимир
Владимирович Путин заявил о продолжении реализации положений федеральной целевой
программы «Развитие сельских территорий» в рамках Государственной
программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы
(далее- Госпрограмма) . Среди задач программы глава государства назвал:
обеспечение шаговой доступности медицины, оснащение новым оборудованием
сельских школ и домов культуры, повышение уровня газификации сел. Президент
также озвучил планы по ускорению развития телекоммуникационных сетей и улучшению состояния автодорог в сельской местности.
Государственная
программа базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1],
Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации[2]
(далее – Доктрина продовольственной безопасности), Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года[3],
Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года[4], Стратегии устойчивого
развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[5], а также федеральных и ведомственных
целевых программ, связанных с решением проблем развития агропромышленного
комплекса страны и обеспечения ее продовольственной безопасности.
Её
реализация принесла ощутимые результаты.
В последние годы агропромышленный комплекс России демонстрирует стабильный
рост. Так. в прошлом году прирост производства
сельхозпродукции составил 2,4%, а в 2017 году получен рекордный урожай
зерновых – 135,4 млн. тонн зерна.
В текущем году из федерального
бюджета на поддержку сельского хозяйства предусмотрено выделить более 242 млрд.
руб. После существенного изменения подходов к распределению субсидий уже второй
год действует, так называемая, единая субсидия. Также был серьезно изменен механизм
льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей. В прошлом году
уполномоченные банки заключили почти 8 тыс. кредитных договоров.
С 2017 года продолжена практика выделения субсидий на возмещение части процентной
ставки по инвестиционным кредитам. Благодаря этой мере в 2018 году в 77
регионах реализуются около 22 тыс. инвестиционных проектов, в том числе по производству мяса и молока, овощей и фруктов, строительству логистических
центров, переработке сельскохозяйственной продукции. Также осуществляется
частичное возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию
объектов агропромышленного комплекса. Эту субсидию получают инвестиционные
проекты, отобранные по результатам конкурсов (в прошлом году было отобрано
почти 200 проектов).
По данным Правительства Российской Федерации, на начало марта 2018 года объем
выданных займов сельхозпроизводителям вырос по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года почти на 40%, и более чем в три раза увеличилось число
получателей льготных краткосрочных кредитов по ставке до 5%.
Однако,
несмотря на очевидные успехи, в отрасли сохраняется ряд системных проблем.
Аграрная
политика, реализуемая в стране с 2006 года, была направлена на стимулирование
экономического роста с целью восстановления утраченного в 90-е годы, обеспечения продовольственной независимости
страны по ключевым продуктам и постепенного наращивания экспортного потенциала.
Эти задачи, в основном, решены. Но одновременно проявились и недостатки:
волатильность роста и его неравномерность по отраслям и регионам, снижение
качества продукции, «концентрация» роста в узком круге хозяйств, неразвитость
переработки и рыночной инфраструктуры, нестабильность доходов производителей,
научно-технологическая зависимость отрасли от зарубежных стран, низкое качество
жизни на селе, нерациональное использование земли и других природных ресурсов,
ухудшение экологической обстановки в местах интенсивного аграрного производства
и другие.
Особую озабоченность вызывает
финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей,
в том числе их высокая
закредитованность. Так, по данным Банка России, на 1 марта 2018 года
задолженность субъектов агрокомплекса составила 2,65 трлн. рублей (около 2,9%
ВВП[6]). При этом объем
просроченной задолженности составил 234 млрд. рублей[7] (8,8%
от совокупной задолженности по отрасли).
Нехватка
собственных и заемных средств в периоды подготовки и проведения сезонных
сельскохозяйственных работ негативно сказывается на их результатах. Финансовой
устойчивости в агрокомплексе также не способствует низкий охват
сельскохозяйственных предприятий агрострахованием с государственной поддержкой.
В агропромышленном комплексе сохраняются недостаточная обеспеченность современной техникой и высокий уровень износа основных
фондов[8]. Российское
сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от импорта
племенного, посадочного материалов и семян. В стране недостаточно развито производство пищевых ингредиентов –
витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов и концентратов белков, пищевых добавок, ферментных препаратов, необходимых не только для производства пищевых продуктов, но и кормов для животноводства и аквакультуры.
Пороговые
значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации достигнуты
и превышены по ряду важнейших видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Но эти показатели не в полной мере отображают уровень
продовольственной независимости страны. Так, пороговые значения по группам
«мясо и мясопродукты», «молоко и молокопродукты» не отражают реальной
самообеспеченности страны соответствующими товарами. Ведь если собственно мясо животных на прилавках может
быть идентифицировано как российское или импортное, то официально считающиеся
российскими мясные изделия (например, колбаса или мясные полуфабрикаты) могут
быть произведены в значительной степени из импортного сырья.
Всё это
обусловливает необходимость перехода от политики стимулирования роста к стимулированию качества этого роста, отвечающего критериям экономической,
социальной и экологической эффективности и направленного на ликвидацию структурных, межотраслевых и территориальных
диспропорций.
К основным задачам новой агропродовольственной политики следует отнести:
обеспечение устойчивости развития сельского хозяйства;
повышение
качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
дальнейшее развитие
малого и среднего предпринимательства на селе;
создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями условий получения доходов;
преодоление
научно-технологического отставания отечественного АПК от развитых зарубежных
стран;
ликвидация сельской бедности и рост качества
жизни сельского населения;
рациональное использование и обеспечение
воспроизводства в сельском хозяйстве природных ресурсов, адаптация отрасли к глобальным климатическим изменениям.
Основными направлениями государственной аграрной политики являются:
совершенствование
земельных отношений, формирование качественного земельного кадастра, повышение
эффективности использования сельскохозяйственных земель на основе
землеустройства, развитие земельного рынка и его инфраструктуры;
совершенствование
механизмов и инструментов государственной поддержки и регулирования, в том
числе интервенционного в целях обеспечения равных конкурентных условий для
развития эффективных предприятий всех размеров и форм организации производства
и стимулирования рациональных размещения и специализации агропромышленного
производства на территории страны;
содействие развитию
современной и конкурентной рыночной инфраструктуры снабжения и сбыта,
отвечающей особенностям и потребностям товаропроизводителей всех размеров и форм;
развитие
транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры в сельской местности;
развитие аграрной
науки, в том числе прикладной, обеспечение внедрения новых перспективных
разработок в производство;
поддержка
сельскохозяйственной кооперации всех типов;
оказание содействия
в продвижении продукции отечественного агрокомплекса на внутреннем и внешних
рынках;
повышение занятости
и доходов сельского населения, ликвидация сельской бедности;
развитие социальной
сферы села и его социальной инфраструктуры;
экологизация аграрного
производства и его адаптация к изменению
климата.
Единственным
приемлемым сценарием развития, способным обеспечить устойчивую конкурентоспособность отечественного
агропромышленного комплекса достижение
стратегических ориентиров развития АПК на 2020–2030 гг. и последующие годы
является инновационный.
В сфере сельского хозяйства могут быть выделены четыре основные направления
инноваций, непосредственно влияющих на развитие отрасли:
селекционно-генетические, производственно-технологические,
организационно-управленческие и экономико-социоэкологические. Их влияние должно
обязательно учитываться в процессе разработки и реализации аграрных проектов и программ.
Реализация
Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, принятого
7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года», который определяет
ключевые задачи по развитию агропромышленного комплекса, потребует серьезных
усилий, продуманных и взвешенных решений, а также большой законотворческой
работы по их реализации.
Заслушав
и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Совет
Федерации в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники парламентских
слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
1) Подготовить
и представить для широкого общественного обсуждения предложения по перспективам
развития отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом на 10–20 летний период, в том числе предусматривающие меры тарифного регулирования
и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции.
2) Разработать
предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки
агропромышленного комплекса, в том числе в части предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, субсидий на содействие достижению целевых показателей
региональных программ развития агропромышленного комплекса, а также в части
повышения роли субъектов Российской Федерации при реализации указанных
механизмов.
3) Ускорить разработку стратегии пространственного развития
Российской Федерации, являющейся основой определения социально-экономических
приоритетов, целей и задач регионального развития.
Составной
частью стратегии должно стать проведение сельскохозяйственного районирования
страны, разработка и реализация схем
размещения сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
4)
Рассмотреть целесообразность усиления ответственности за производство и реализацию фальсифицированной пищевой продукции.
5)
Разработать и принять нормативные правовые документы, регулирующие порядок
осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью
сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия.
6)
Ускорить разработку изменений в технические регламенты ЕАЭС в части
установления требований к функциональным пищевым продуктам. Рассмотреть
возможность введения специальной маркировки таких пищевых продуктов и обеспечить разработку методик контроля для доказательства их достоверности,
биобезопасности и функционального потенциала.
7)
Разработать механизмы правовой защиты на внутреннем и внешних рынках
отечественной пищевой продукции защищенных наименований по месту происхождения.
8)
Осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных
товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное
развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры
агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков,
мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции). Разработать и принять
меры по развитию торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами
на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных
торговых форматах.
9)
Предусмотреть в высших образовательных учреждениях, подготавливающих кадры по экономическим и внешнеторговым специальностям, специальные учебные программы
подготовки специалистов по работе с экспортерами продовольствия и по продвижению аграрной продукции на внешние рынки.
Предусмотреть
в высших и специальных образовательных учреждениях, подготавливающих кадры по всем специальностям для агропромышленного комплекса, специальные программы
прохождения полноценной практики на предприятиях реального сектора экономики.
Обеспечить принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных
организаций.
Совместно
с ассоциациями работодателей, торгово-промышленными палатами подготовить
законодательную инициативу о создании фонда, за счет которого будет
финансироваться практика.
Разработать
методику конкурсного отбора базовых предприятий и организаторов практики.
10)
Разработать дополнительные меры по расширению и углублению взаимодействия
Российской Федерации с остальными государствами-членами Евразийского
экономического союза, с учетом того, что сложившийся уровень их межгосударственных
интеграционных связей имеет значительные
возможности по выработке и реализации согласованных позиций в таких сферах
аграрной экономики, как: развитие производства сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия и наращивания их экспортного потенциала, учитывающие
совместные и скоординированные действия по рациональному размещению и углублению специализации агропромышленного производства; формирование
межгосударственной кооперации в АПК; межгосударственное регулирование общего аграрного рынка и формирование его инфраструктуры; совместная реализация научно-технической, инновационной и социально-трудовой политики в АПК.
11)
Рассмотреть целесообразность разработки Стратегии
развития и углубления интеграции в аграрной сфере государств-членов
Евразийского экономического союза.
12)
При разработке долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса
Российской Федерации и государственной программы развития сельского хозяйства
на период после 2020 года включить в них раздел «Управление рисками АПК»,
включая подраздел «Сельскохозяйственное страхование».
13)
Разработать долгосрочную стратегию развития сельскохозяйственного страхования и его государственной поддержки, включая направление совершенствования системы
субсидирования сельскохозяйственного страхования на период до 2030 года.
14)
Принять меры по увеличению застрахованных посевных площадей
сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных в рамках
Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского
хозяйства» к 2030 году до 70% от общей посевной площади сельскохозяйственных
культур и общего поголовья сельскохозяйственных животных соответственно.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1) Совместно
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать
вопрос о повышении эффективности использования аграрного потенциала страны.
2) Ускорить
подготовку и внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной
безопасности Российской Федерации» в части корректировки пороговых
значений продовольственной безопасности страны, а также включить в указанную
Доктрину показатель, устанавливающий пороговые значения для плодоовощной и иных
видов продукции.
3) Подготовить предложения по формированию на основе частно-государственного партнерства Фонда
инновационного развития агропромышленного комплекса с целью финансирования
комплексных научно-технологических проектов и внедрения результатов НИР в производство.
4)
Разработать проект по развитию цифровых технологий в агропромышленном комплексе
(отраслевую платформу) в качестве составной части программы «Цифровая экономика
Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р,
предусмотрев в нем меры по нормативному регулированию, подготовке и повышению
квалификации кадров, формированию исследовательских компетенций и технических
заделов, развитию информационной инфраструктуры и информационной безопасности.
5)
Разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное
использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве, снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса
от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание
федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие
сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений,
расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства. Обеспечить производство отечественных вакцин для животных и биопрепаратов для пищевой промышленности.
6)
Разработать и внедрить меры поощрения сельскохозяйственных предприятия,
обеспечивающих содержание племенного стада.
7) Внести изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 624, предусмотрев
возможность субсидирования селекционно-генетических центров по мясному скоту, а также разработать и внедрить
меры поощрения сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих содержание
племенного стада.
8)
Подготовить предложения, направленные на совершенствование и развитие системы
подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для агропромышленного
комплекса и на повышение качества образования в аграрных вузах.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
1)
В целях обеспечения снижения зависимости сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности от импортных машин, оборудования и технологий разработать и внедрить комплекс мер,
направленных на развитие отечественной индустрии машин и оборудования для
агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства. Рассмотреть
возможность формирования отраслевого заказа на перспективные образцы техники
(востребованные в сельском хозяйстве и в перерабатывающих отраслях
агрокомплекса) для ориентирования машиностроителей при создании новых
отечественных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования.
2)
Подготовить с участием отраслевых союзов (ассоциаций) товаропроизводителей
агропромышленного комплекса предложения по государственной поддержке
высокотехнологичных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе за счет
средств Фонда развития промышленности.
4. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) Ускорить
рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 372830–7 «О производстве органической продукции»;
№ 114937–7
«О внесении изменений в Федеральный закон „О личном подсобном
хозяйстве“ и о признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации»;
№ 398292–7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона „О концессионных
соглашениях“ и в статью 7 Федерального закона „О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации“;
№ 276436–7
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных
положений законодательных актов Российской Федерации».
№ 19750–7
«О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» ( в части создания и деятельности базовых подразделений
образовательных организаций);
№ 537919–5
«Об оптовых сельскохозяйственных рынках».
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) Обеспечить
неукоснительное соблюдение условий предоставления государственной поддержки из федерального бюджета при реализации региональных государственных программ
развития агропромышленного комплекса.
2) Обеспечить
вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных
участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем
реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению
или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель из фонда
перераспределения, вовлечение в оборот невостребованных земельных долей.
3) Завершить
работы по утверждению перечней и разграничению особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
4) Предусмотреть
дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску
качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения региональных
конкурсов и смотров качества.
5) Разработать
и внедрить механизмы поддержки использования современных российских научных
разработок в области биотехнологий, репродукции, содержания и кормления скота.
6) Разработать
и принять региональные программы по комплексному развитию мясного и молочного
скотоводства, в том числе как важного условия для развития сельских территорий
и поддержки предпринимательства.
7) Принять
дополнительные меры по организации качественного и безопасного питания в медицинских и образовательных организациях.
8) Принять
меры по развитию конкурентной стационарной многоформатной торговли
сельскохозяйственной продукцией (в том числе малых и средних форматов) и нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли.
6. Направить настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
[1] Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.[2]Утверждена Указом Президента
Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины
продовольственной безопасности Российской Федерации».
[3] Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р.
[4] Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.
[5] Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р.
[6] Рассчитано на основании ВВП 2017 года (92037,2 млрд.руб).
[7] За последние три месяца произошел
рост просроченной задолженности на 11,1%. (на 1 декабря 2017 года просроченная задолженность составляла 208 млрд.
рублей), в то же время общая сумма задолженности выросла на 8,3%. Таким
образом, просроченная задолженность растет опережающими темпами.
[8]За период 1990–2016 гг. произошло
сокращение парка тракторов (с 1366 тыс. ед. до 410 тыс. ед.) и зерноуборочных
комбайнов (с 408 тыс. ед. до 128 тыс. ед.). В настоящий момент на полях
Российской Федерации работает в 3–4 раза меньше техники. Среднегодовой темп
выбытия составляет 7–8%. Значительная часть сельхозтехники имеет возраст старше
10 лет.