Парламентские слушания

«О ходе реализации национального проекта «Экология»

Рекомендации

Обсудив вопросы реализации национального проекта «Экология» в рамках парламентских слушаний, состоявшихся в Совете Федерации 22 июня 2021 года с участием сенаторов Российской Федерации, руководителей и представителей федеральных органов государственной власти, представителей регионального уровня государственной власти, а также представителей делового и научно-экспертного сообщества, участники мероприятия отмечают следующее.

Решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в его посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», осуществляется, в том числе посредством реализации национального проекта «Экология» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16), в котором определены целевые ориентиры экологического развития, плановые показатели, мониторинг и контроль за их достижением.

Национальный проект «Экология», направленный на решение значительного числа имеющихся в Российской Федерации экологических проблем, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24.10.2020 № Пр-1726ГС,
в настоящее время включает в себя 9 федеральных проектов, реализуемых в период 2018 – 2030 годов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности», «Чистый воздух», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов». В соответствии с п. 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 23 июля 2020 года № АБ-П16-129пр с 1 января 2021 года мероприятия федерального проекта «Чистая вода» запланированы к реализации в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» в соответствии с решением проектного комитета по национальному проекту «Экология» досрочно завершен. Показатели, результаты, контрольные точки, мероприятия, финансирование перенесены в федеральные проекты «Чистый воздух» и «Оздоровление Волги». Кроме того, Минприроды России, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2020 года № ММ-П13-14084, ведется разработка двух федеральных проектов «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» и «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение».

В рамках корректировки паспорта федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в целях приведения его в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года
№ 474 был скорректирован перечень задач, перечень показателей федерального проекта был дополнен следующими показателями: количество населения, вовлеченного в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (в том числе по тушению лесных пожаров, посадке леса, очистке лесов, охране лесов от правонарушений, участию в деятельности школьных лесничеств), лесистость территории Российской Федерации, поглощение лесами углерода.

Реализация национального проекта «Экология» осуществляется путем включения соответствующих мероприятий в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 года № 326.

Национальными целями и целевыми показателями обновленного национального проекта являются:

комфортная и безопасная среда для жизни;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Счетной палатой Российской Федерации проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления».

В 2020 году по национальному проекту «Экология» исполнение средств федерального бюджета составило 63 097,1 млн. рублей, что соответствует 97,6 % от показателей сводной бюджетной росписи, в том числе по федеральным проектам: «Чистая страна» — 13 845,6 млн. рублей (99,3 %), «Комплексная система обращения с ТКО» — 10 181,7 млн. рублей (98,6 %), «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» — 1 191,3 млн. рублей
(100 %), «Чистый воздух» — 738,4 млн. рублей (100 %), «Чистая вода» — 7 607,2 млн. рублей (95,5 %), «Оздоровление Волги» — 16 489,7 млн. рублей (94,8 %), «Сохранение озера Байкал» — 3 218,6 млн. рублей (99,3 %), «Сохранение уникальных водных объектов» — 1 620,4 млн. рублей (99,8 %), «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» — 1 442,0 млн. рублей (100 %), «Сохранение лесов» — 6 762,2 млн. рублей (99,9 %).

В 2020 году по национальному проекту «Экология» и федеральным проектам, входящим в его состав, выполнено 43 из 43 запланированных мероприятий.

Министерством финансов Российской Федерации подготовлен отчет об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национального проекта «Экология» и входящих в его состав федеральных проектов. Согласно уточненной сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий в 2021 году предусмотрено 81 624,4 млн. рублей, из которых принято бюджетных обязательств (по состоянию на 03.06.2021) в объеме
46 319,0 млн. рублей или 56,8 %. Кассовое исполнение федерального бюджета
в 2020 году составило 63 097,1 млн. рублей или 99,3 %.

 

Участники мероприятия рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части создания возможности для производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в рамках механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, заключать соглашения по исполнению нормативов утилизации с предприятиями-переработчиками отходов I и II классов опасности.

1.2 Рассмотреть возможность введения административной ответственности за непредставление, представление неполной, недостоверной, неактуальной информации, а также за несвоевременность ее размещения в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. (Для реализации данного предложения предлагается внести дополнения в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195- ФЗ)

1.3. Внести изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов.

1.4. Разработать критерии отбора городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха для включения в федеральный проект «Чистый воздух».

1.5. Рассмотреть возможность выделения из федерального бюджета субъектам Российской Федерации субсидии на создание объектов по обработке (сортировке) и утилизации твердых коммунальных отходов, либо оказания финансовой поддержки операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на данные цели.

1.6. Рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета разработки проектно-сметной документации и проведения изыскательных работ или же возмещения затрат на создание объектов по обработке (сортировке) и утилизации твердых коммунальных отходов
в случаях высокой стоимости таких работ (более 1%) от бюджета муниципального образования – заказчика работ.

1.7. Рассмотреть возможность введения учета расходов на создание и содержание мусороперегрузочных станций в установленном размере при определении необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и внесения соответствующих изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484) и Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (утв. Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16).

 

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос о разработке стандартов оказания туристских услуг в части экологического туризма для особо охраняемых природных территорий.

2.2. Обеспечить проведение сводных расчетов в новых городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух», определить источники и объем финансирования мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах, дополнительно планируемых к включению в федеральный проект «Чистый воздух», в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 года № Пр-1726ГС.

2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности и эффективности введения ограничений оборота трудноперерабатываемых или неутилизируемых товаров и упаковки в целях минимизации захоронения отходов и подготовить соответствующие предложения по нормативному регулированию в данной области.

2.4. Принять меры по обеспечению финансирования реализации инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации комплексных объектов обработки и утилизации отходов производства и потребления.

2.5. Рассмотреть вопрос о включении в национальный проект «Экология» в составе федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» мероприятий, направленных на:

создание общедоступного информационного ресурса для взаимодействия участников отрасли обращения с отходами, объединяющий производителей и потребителей вторичных материальных ресурсов и сырья, позволяющий сформировать российскую биржу вторичных ресурсов;

проведение исследований по классификации видов упаковки и материалов на предмет «экологичности», а также прикладных исследований с получением опытных образцов новых видов упаковочных материалов;

расширение экологического просвещения для обеспечения единой системы индикации внедрения раздельного сбора отходов и продвижения идеи «осознанного потребления»; рассмотрение вопроса о создании единой онлайн-платформы в этих целях.

2.6. На базе ФГБУ «ВНИИ Экология» разработать и внедрить комплексную программу по развитию отраслевой образовательной системы по повышению компетенций сотрудников природоохранной отрасли, а также федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий по вопросам охраны территорий, научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга, экологического просвещения и развития экологического туризма, управления особо охраняемыми природными территориями.

2.7. Совместно с ФГБУ «ВНИИ Экология» разработать предложения по проведению птицезащитных мероприятий на электросетевых объектах в рамках реализации федерального проекта «Сохранение биоразнообразия».

2.8. В целях достижения результатов федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в части пересмотра результатов инвентаризаций источников выбросов в атмосферный воздух объектов негативного воздействия на окружающую среду, в связи с установленными существенными расхождениями концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, рассчитанных по результатам проведенных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории городов-участников эксперимента по квотированию выбросов в атмосферный воздух и измеренных на постах государственной наблюдательной сети, а также в связи с систематическими выявлениями нарушений в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, указывающих на недостоверность результатов инвентаризаций, проводимых предприятиями.

2.9. Для эффективного и долгосрочного планирования проводить пересмотр результатов инвентаризаций выбросов в атмосферный воздух от объектов негативного воздействия на окружающую среду на территории новых городов-претендентов на участие в федеральном проекте «Чистый воздух» национального проекта «Экология» в целях обеспечения достоверности и отражения фактического состояния атмосферного воздуха при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и планирования необходимых мероприятий по достижению целей по улучшению качества атмосферного воздуха.

2.10. Рассмотреть предложения участников Хартии создания и внедрения в Российской Федерации новой системы управления твердыми коммунальными отходами, а именно:

создание в субъектах Российской Федерации мощностей по обработке и утилизации отходов, необходимых для обеспечения к 2030 году сортировки 100% отходов и полного прекращения полигонного захоронения отходов в городских агломерациях с населением более 1 млн. человек и курортных кластерах;

дальнейшее внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов населением и предприятиями в регионах, где охват населения раздельным накоплением отходов не достиг 100%;

создание в России системы сбора стеклянной, пластиковой и металлической тары от напитков до ее попадания в общий поток отходов автоматами для приема тары;

организация раздельного сбора пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания для снижения загрязнения прочих отходов и повышения их пригодности для выделения вторичных материальных ресурсов и дальнейшей переработки;

обеспечение сокращения полигонного захоронения отходов и достижение уровня энергетической утилизации отходов, сопоставимого с уровнем Европейского союза;

запуск торговой площадки для совершения операций по продаже либо покупке произведенных из отходов вторичного сырья и продукции.

 

3 Министерству финансов Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть возможность дополнительного финансирования национального проекта «Экология» в целях:

ликвидации до 2024 года 191 несанкционированной свалки в границах городов и 88 наиболее опасных объектов, включая ликвидацию полигона «Красный бор»; ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в процессе деятельности ОАО «БЦБК», а также на территории городского округа г. Усолье-Сибирское;

строительства и реконструкции (модернизации) очистных сооружений в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал».

3.2. Рассмотреть предложения Минприроды России в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации мероприятий федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология» на период
2022–2030 годов, включая мероприятия по развитию инфраструктуры для экологического туризма.

3.3. Рассмотреть предложения Минприроды России и Рослесхоза о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период 2021–2030 годов, в том числе финансового обеспечения мероприятий, направленных на сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации и
 на реализацию экологических проектов с участием населения по очистке берегов водных объектов, по охране, защите и воспроизводству лесов, включенных в федеральный проект в рамках выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», обеспечивающих достижение общественно значимых результатов.

3.4. Обеспечить финансирование проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в новых городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух».

 

4. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству Российской Федерации рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования для включения в паспорт федерального проекта «Оздоровление Волги» дополнительных мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса, в том числе по аквакультуре (рыбоводству) и противодействию незаконной добыче (вылову) водных биоресурсов и продуктов их переработки, в соответствии с Программой мероприятий Росрыболовства по поддержанию и восстановлению биоресурсного потенциала и биологического разнообразия реки Волги с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета.

 

5. Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по источникам финансирования мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах, дополнительно планируемых к включению в федеральный проект «Чистый воздух».

 

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обеспечить выделение средств на подготовку проектно-сметной документации, необходимой для реализации мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал», включая объекты в г. Улан-Удэ.

 

7. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой и Публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» проработать вопрос о нормировании транспортных расходов в структуре тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

8. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провести мониторинг правоприменительной практики Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (в редакции приказа Минприроды России от 27.05.2021 № 366), и при необходимости подготовить предложения.

 

9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

9.1. Обеспечить подготовку полного комплекта документов и направление заявок на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», не позднее
1 мая года, предшествующего году получения субсидии.

9.2. Активизировать работу по включению в паспорта региональных проектов «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» мероприятий по созданию объектов утилизации и обработки ТКО в 2021–2030 годов, за счет которых планируется достижение результатов региональных проектов «Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировки) ТКО» и «Введены в промышленную эксплуатации мощности по утилизации ТКО» в соответствии с подписанными дополнительными соглашениями к соглашениям о реализации региональных проектов.

9.3. Обеспечить своевременную подготовку проектной документации со всеми необходимыми экспертизами для начала реализации в 2022 году и последующих годах мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге.

9.4. Завершить конкурсные процедуры по определению подрядчиков для реализации мероприятий федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» в I квартале года, предусматривающего начало реализации мероприятий.

 

10. Публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»:

10.1. Организовать ежемесячный мониторинг достижения ключевых показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с отходами».

10.2. Реализовать мероприятия по разработке и согласованию с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации электронных моделей Федеральной схемы по обращению
с твердыми коммунальными отходами».

10.3. Оказать методологическую и финансовую помощь в создании электронной модели территориальной схемы по обращению с отходами субъектам Российской Федерации, в которых такие электронные модели не разработаны, в целях обеспечения их создания и ввода в эксплуатацию до конца 2021 года.

 

11. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотреть вопрос и подготовить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда.

 

12. Направить настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации, Госкорпорацию «Росатом», Публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», Российский союз промышленников и предпринимателей, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный экологический оператор», высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.