Парламентские слушания

«О концепции государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов в контексте стратегических целей и задач Российской Федерации»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, представителями Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представителей генерирующих компаний, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций обсуждение актуальных проблем государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Российская Федерация является стороной таких важных климатических соглашений как Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций по изменению климата (далее — РКИК ООН), Киотский протокол к Рамочной конвенциии Парижское соглашение (далее – Соглашение).

В 2006 году в Российской Федерации создана национальная система оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» целевой показатель по снижению к 2020 году объема выбросов парниковых газов установлен на уровне не более 75% от объема выбросов в 1990 году. Согласно данным Седьмого национального сообщения Российской Федерации, представленного в соответствии со статьями 4 и 12 РКИК ООН и статьей 7 Киотского протокола, в 2015 году уровень выбросов парниковых газов составил 70,4 % от объема выбросов 1990 года.

По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 – 2017 годы, опубликованного Росгидрометом в 2019 году, объем выбросов парниковых газов в Российской Федерации в 2017 году составил 67,6 % от уровня 1990 года (без учета сектора

землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства) и 50,7% от уровня 1990 года (с учетом сектора землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства).

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1228 года о принятии Парижского соглашения принято с заявлением о том, что Российская Федерация считает неприемлемым использование Соглашения и его механизмов как инструмента создания барьеров для устойчивого социально-экономического развития Сторон Конвенции. Также отмечается, что Российская Федерация исходит из важности сохранения и увеличения поглощающей способности лесов и иных экосистем, а также необходимости ее максимально возможного учета, в том числе при реализации механизмов Соглашения.

В связи с принятием Соглашения на Российскую Федерацию распространяются следующие обязательства: представлять каждые пять лет в Секретариат РКИК ООН определяемый на национальном уровне вклад в глобальное реагирование на изменение климата, скорректированный «в сторону амбициозности», разрабатывать или укреплять соответствующие национальные планы адаптации к изменению климата, разработать и до 2020 года представить в Секретариат РКИК ООН Стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, каждые два года представлять отчеты с информацией об осуществляемой климатической политике и мерах, о достигнутом прогрессе в сокращении национальных выбросов парниковых газов.

Для достижения целей Парижского соглашения о недопущении повышения температуры Земли выше 2 градусов по Цельсию относительно доиндустриального уровня, государственным регулированием должны быть охвачены такие сектора как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, землепользование и лесное хозяйство, обращение с отходами. Такие меры как развитие лесного хозяйства с целью повышения поглощения парниковых газов лесами, стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности могут стать отправной точкой в новой системе сокращения выбросов парниковых газов.

Представляется целесообразным принять ряд мер по обобщению и оценке уже реализуемых направлений государственной политики: формирование сводного реестра, а также объективного учета результатов реализуемых национальных проектов, государственных программ, отраслевых стратегий и решений Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, программ и проектов, реализуемых промышленными предприятиями, прямым или косвенным эффектом которых является снижение эмиссии и рост поглощения парниковых газов.

Сегодня Министерством транспорта Российской Федерации ведется системная работа по поддержке и внедрению видов транспорта с пониженным либо нулевым уровнем выбросов загрязняющих веществ (в том числе парниковых газов) в атмосферу. На уровне Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года нашли отражение принципы государственной политики в области транспорта, нацеленные на снижение вклада транспорта в образование общей эмиссии парниковых газов российской экономикой. В частности, в качестве целевого индикатора Стратегии закреплена доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива.

За последнее десятилетие Минэнерго России в рамках своей деятельности удалось добиться значительного снижения выбросов парниковых газов, которое обусловлено прежде всего активной работой по модернизации энергетики, повышению энергетической эффективности и энергосбережению в отраслях топливно-энергетического комплекса.

С точки зрения выбросов парниковых газов в энергетике Российская Федерация уже сейчас обладает низкоэмиссионной структурой электроэнергетики, поскольку 75% выработки электроэнергии осуществляется на источниках с низкой удельной эмиссией парниковых газов (АЭС, ГЭС, парогазовые установки, тепловая комбинированная генерация электрической и тепловой энергии).

В настоящее время в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 (далее – государственная программа), уже сформирован комплекс мероприятий, приводящий к сокращению объема выбросов в атмосферу парниковых газов, в том числе включающий в себя мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере топливно-энергетического комплекса, а также мероприятия, направленные на стимулирование строительства объектов генерации на основе возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ).

В части возобновляемой энергетики в рамках реализации государственной программы поставлена задача по увеличению к 2024 году доли установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме генерирующих мощностей Единой энергетической системы России до 4,5 процентов.

В части традиционной генерации электроэнергии в рамках реализации государственной программы поставлена задача по снижению к 2024 году удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью 25 МВт и более с 315 г у. т./кВт·ч до 285,4 г у. т./кВт·ч.

Часть российских предприятий, имеющих высокий индекс эмиссии парниковых газов, уже реализуют добровольные проекты по сокращению выбросов и повышению энергетической эффективности. В частности, концерн «КАМАЗ» наращивает темпы выпуска транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, а также предлагает покупателям конкурентоспособные условия для приобретения такого транспорта.

На региональном уровне, в частности, в республике Татарстан уже приняты региональные программы по стимулированию перехода транспорта на газомоторное топливо, которое по своим характеристикам углеродоемкости кратно ниже нефтепродуктовых видов топлива.

Правительством Москвы для снижения уровня выбросов вредных веществ 21 августа 2017 года принято Постановление Правительства N 546-ПП “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП„, согласно которому с 2021 года для использования на маршрутах транспорта общего пользования города Москвы будут приобретаться исключительно электробусы. Вместе с тем, для увеличения количества используемого транспорта на альтернативных видах топлива, поддержки на уровне субъектов РФ недостаточно, требуется разработка более предметной федеральной политики, способствующей развитию инфраструктуры, необходимой для внедрения транспорта с низким либо нулевым объемов выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух.

Также крупные промышленные предприятия демонстрируют примеры добровольной корпоративной политики снижения угледородоемкости продукции. К примеру, ОК РУСАЛ приняла корпоративную климатическую стратегию, направленную на снижение показателя совокупных выбросов парниковых газов (СО2-эквивалента) до уровня 2.7 тонн на 1 тонну алюминия путем увеличения доли безуглеродных источников энергии и инвестиций в компенсационное лесовосстановление.

Российские компании топливно-энергетического комплекса проводят системную работу по сокращению выбросов парниковых газов. Основными направлениями этой работы являются программы снижения выбросов метана при добыче и транспортировке природного газа, снижения выбросов попутного нефтяного газа. В целом, нефтегазовая отрасль России внесла весомый вклад в общемировой объем снижения выбросов попутного нефтяного газа в 2017 году (2,5 млрд. куб. м. из общемирового снижения на 7,1 млрд. куб. м). Это стало возможно за счет введенных в 2012 году мер государственного регулирования и активной корпоративной политики таких ведущих компаний, как ПАО «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз». ПАО «Газпром» в рамках действующей корпоративной политики выбросы парниковых газов в 2011–2017 годах уменьшены более чем на 13%.

Вместе с тем, еще имеется значительный потенциал для активизации деятельности организаций в рамках «климатической повестки», поскольку качество управления выбросами парниковых газов все в большей степени определяет их инвестиционную привлекательность.

Национальные планы по совершенствованию нормативно-правовой базы в области государственного регулирования выбросов парниковых газов были очерчены после подписания Российской Федерацией Парижского соглашения в 2016 году. Правительство Российской Федерации в ноябре 2016 года утвердило План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к принятию Парижского соглашения (далее – Дорожная карта).

В соответствии с Дорожной картой, рамочным документом государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов должна стать Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов и низкоуглеродного развития до 2050 года (далее – Стратегия 2050), которая установит основные принципы государственного регулирования в данной сфере, а также представит разнообразные сценарии развития ситуации в области климатических изменений, их влияние социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Помимо этого, одним из пунктов Дорожной карты является подготовка проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов в Российской Федерации» (далее – Законопроект), в котором должны найти законодательное определение основные меры государственной политики по регулированию выбросов парниковых газов, а также очерчены механизмы по стимулированию сокращения выбросов парниковых газов российской экономикой. В настоящее время Законопроект дорабатывается с учетом замечаний, поступивших от Совета Федерации, Государственной Думы, экспертного и бизнес-сообщества.

Ключевым ориентиром как в области регулирования выбросов парниковых газов для органов государственной власти, так и для хозяйствующих субъектов «реального сектора» экономики на ближайшие 10 лет станет указ Президента Российской Федерации об утверждении цели ограничения выбросов парниковых газов к 2030 году. С учетом перевыполнения целевого показателя в 75% от уровня выбросов 1990 года, установленного в Указе Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов», и достижении фактического показателя в 70,4%, просматривается значительный потенциал по установлению более амбициозных целевых показателей, достижимых в случае реализации комплексной государственной политики как в области регулирования непосредственно выбросов парниковых газов (основанной, в первую очередь, на детальной инвентаризации источников выбросов парниковых газов), так и в области поглощения парниковых газов, в том числе путем создания на законодательном уровне возможности для субъектов хозяйственной деятельности инвестировать в лесовосстановление и лесоразведение с целью компенсации своего «углеродного следа» (с необходимой интеграцией национальных механизмов компенсации «углеродного следа с зарубежными и международными системами «углеродного регулирования»), а также через внедрение системы интенсивного лесопользования в лесном хозяйстве.

Стоит отдельно отметить глобальную тенденцию на появление проектов таможенного регулирования, основанных на принципе платы за «углеродный след» продукции, на международном уровне: как на уровне наднациональных объединений государств, так и на уровне международных объединений, созданных под эгидой ООН (ICAO). В частности, на уровне Европейского союза в настоящее время ведется разработка системы «Пограничной корректировки выбросов углерода» (Border Carbon Adjustments), которая будет основана на взимании дополнительной платы за импорт товаров из стран, в которых не ведется регулирования выбросов парниковых газов на национальном уровне. Помимо этого, в рамках международной ассоциации ICAO реализуется проект “Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation„, подразумевающий компенсацию авиакомпаниями выбросов парниковых газов от международных перевозок сверх уровня выбросов 2019–2020 гг. путем приобретения на рынке проектных сокращений выбросов, а также сертификацию воздушных судов используемых авиакомпаниями для международных перелетов, по удельным показателям выбросов парниковых газов.

С учетом подобных планов, необходима выработка консолидированной позиции органов государственной власти и бизнес-сообщества по созданию системы государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, которая будет направлена на:

— создание комплексной системы учета выбросов и поглощения парниковых газов;

— регулирование вопросов отчетности эмитентов парниковых газов;

— возможность реализации добровольных проектов, направленных на снижение выбросов и рост поглощения парниковых газов, а также использование результатов этих проектов для целей национальной отчетности и во внешнеэкономической деятельности.

Данная система в перспективе даст возможность не только выполнять международные обязательства Российской Федерации в области борьбы с изменением климата и стимулировать повышение энергетической эффективности национальной экономики, но и позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики в долгосрочной перспективе, в том числе и на экспортных рынках.

Благодаря проводимой государством политики в области повышения энергетической эффективности и перевода тепло- и электро-генерации на менее углеродоемкие виды топлива (с мазута и угля на природный газ), российская электроэнергетика имеет сравнительно невысокую углеродную интенсивность выработки. Так, если за 2016 год в мире на 1 кВт/ч произведенной электроэнергии приходилось в среднем 487 граммов СО2, в регионе Юго-Восточной Азии – 589 г., в Китае – 628 г., в Индии – 725 г., то Россия за тот же период имела углеродную интенсивность генерации электроэнергии 358 г. на 1 кВт/ч, превосходя указанные страны и регионы, однако уступая Евросоюзу, в котором данный показатель составил 289 г. на 1 кВт/ч.

Таким образом, электроэнергетическая составляющая в «углеродном следе» российской промышленности в целом заметно ниже, чем у многих развитых и развивающихся стран, однако, с учетом постоянного ужесточения требований к «углеродному следу» импортируемой продукции, включая вышеупомянутые «углеродные» импортные пошлины, необходимо создать условия для максимального использования экспортерами тех естественных преимуществ, которые дает «чистота» российской генерации. Для этого требуется на законодательном уровне отрегулировать понятие косвенных энергетических выбросов и порядок количественного определения их объема, включая использование для этой цели «зелёных» сертификатов, подтверждающих выработку электроэнергии на низко- и безуглеродных возобновляемых источниках.

Помимо этого, необходимо проведение регулярного мониторинга разработки инициатив в области «углеродного регулирования» за рубежом с целью информирования органов государственной власти и бизнес-сообщества о планируемых к введению механизмов таможенного и иного регулирования, влияющего в перспективе на глобальные конкурентные условия для российской экономики и экономической деятельности российских компаний.

Подчеркивая принципиальную важность осуществления комплексного подхода к государственной политике регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, нацеленного на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и сохранения конкурентоспособности российской экономики в долгосрочной перспективе, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. В рамках подготовки проекта указа Президента Российской Федерации «О сокращении выбросов парниковых газов до 2030 г.» предложить национальную цель по сокращению выбросов парниковых газов, которая обеспечивала бы применение сбалансированного подхода с точки зрения необходимого уровня социально-экономического развития и учета ключевой роли российских лесов и реализацию природоохранных мероприятий. В качестве возможной цели на 2030 г. предлагается ориентироваться на показатель 70% от нетто-эмиссии парниковых газов в 1990 г. к 2030 г. при условии максимального учета поглощающей способности российских лесов;

2. При определении целей по сокращению выбросов учитывать, что в Российской Федерации за период 1990–2017 годов совокупные выбросы парниковых газов снизились на 49,3% с учетом сектора «землепользование, изменения землепользования и лесное хозяйство», и на 33,4% без учета данного сектора;

3. Ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов в Российской Федерации», в рамках которого в том числе предусмотреть формирование комплексной системы учета выбросов и поглощений парниковых газов в Российской Федерации, регулирование добровольных проектов, направленных на снижение эмиссии и рост поглощения парниковых газов, а также вопросы учета результатов этих проектов в национальной отчетности Российской Федерации и возможность использования результатов этих проектов компаниями-инициаторами во внешнеэкономической деятельности;

4. В рамках комплексной системы учета выбросов и поглощений парниковых газов предусмотреть проведение регулярной инвентаризации выбросов парниковых газов хозяйствующих субъектов в соответствии с приказом Минприроды России от 30.06.2015 №300;

5. Обеспечить до конца 2020 года разработку и всестороннее обсуждение проекта Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года с учетом приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации;

6. Обеспечить учёт информации о выбросах парниковых газов хозяйствующими субъектами в рамках уже существующих механизмов предоставления информации о выбросах парниковых газов (приказ Минэнерго от 23.07.2012 № 340) а также информации организаций и субъектов Российской Федерации (приказ Минприроды России от 30.06.2015 № 300, распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р);

7. Ускорить согласование и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 212- Ф3 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»;

8. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить формирование на базе Минприроды России межотраслевой рабочей группы с участием представителей заинтересованных органов власти и научных организаций в целях информационно-методического обеспечения оценки и управления углеродным бюджетом лесов Российской Федерации и создания единой информационной платформы для обеспечения перехода лесного хозяйства Российской Федерации на принципы устойчивого развития и расширенного воспроизводства лесных ресурсов.

Министерству экономического развития Российской Федерации:

9. Обратить внимание на необходимость соответствия законопроекта «О государственном регулировании выбросов парниковых газов в Российской Федерации» положениям Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 216 от 13 мая 2019 года, а также на недопустимость выхода законопроекта в форме рамочного документа, смысл которого станет ясен лишь после выхода подзаконных актов;

10. Обеспечить проведение регулярного мониторинга разработки и внедрения механизмов стимулирования снижения выбросов и компенсации углеродного следа, а также введения таможенных барьеров в отношении углеродоемкой продукции, на международном уровне (в т. ч. в странах дальнего и ближнего зарубежья);

11. Обеспечить направление результатов мониторинга в органы исполнительной власти, уполномоченные принятие нормативных актов в области регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, а также Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и профильные комитеты Государственной Думы (в целях обеспечения синхронизации национальных механизмов стимулирования снижения выбросов парниковых газов с механизмами стимулирования снижения выбросов парниковых газов в зарубежных странах и предотвращения двойного фискального обложения российских экспортеров).

12. Провести анализ эффективности реализации хозяйствующими субъектами добровольных проектов по повышению энергетической эффективности;

13. Провести анализ нормативной правовой базы на предмет возможного внесения изменений с целью повышения эффективности реализации хозяйствующими субъектами добровольных проектов по повышению энергетической эффективности, в том числе в части стимулирования добровольных проектов, информирования о потенциале и результатах проектной деятельности, упорядочения аккредитации верифицирующих и валидирующих организаций;

14. Результаты анализа направить в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, бизнес-объединениями и другими заинтересованными лицами:

15. Подготовить государственный доклад с оценкой эффектов от происходящих и возможных изменений климата на основании комплексного анализа и прогноза позитивных и негативных последствий выгод и затрат;

16. В рамках государственного доклада на основании проведенного анализа предусмотреть разработку рекомендаций по основным мероприятиям, на основании которых могут быть подготовлены национальные планы и программы по адаптации для всех секторов экономики и природных экосистем.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

17. Провести совместно с профильными научными учреждениями анализ последних и перспективных отечественных разработок в области мониторинга состояния лесного хозяйства (в том числе дистанционного зондирования лесов) с целью разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение достоверности данных национального учета лесных ресурсов, информации о повреждениях лесов пожарами и другими деструктивными факторами, мониторинга использования и воспроизводства лесов;

18. Разработать проект федерального закона о «поглотительных инвестициях» — инвестициях хозяйствующих субъектов в лесовосстановление и лесоразведение с целью предоставления хозяйствующим субъектам возможности компенсации «углеродного следа» их хозяйственной деятельности;

19. Провести совместно с профильными научными учреждениями в сфере лесного хозяйства подготовку научного обоснования введения системы интенсивного использования и воспроизводства лесов (далее – ИИВЛ) в части отказа от сплошных рубок лесных насаждений в пользу выборочных рубок (а также формирование перечня участков лесного фонда для реализации проектов ИИВЛ) с целью повышения депонирования углерода в лесном фонде;

20. Разработать комплекс мер по стимулированию инвестиций хозяйствующими субъектами в проекты по интенсивному использованию и воспроизводству лесов (ИИВЛ), предусмотрев в том числе:

формирование приоритетных инвестиционных проектов по внедрению ИИВЛ с пониженной ставкой аренды лесных участков;

возможность государственной компенсации строительства инфраструктуры (круглогодичные дороги и др.) для реализации проектов ИИВЛ в удаленных и труднодоступных территориях в случае реализации установленных государством условий по объему и направлениям инвестиций;

внедрение государственной программы по повышению квалификации кадров при внедрении ИИВЛ;

21. Разработать комплекс мер по внедрению «низкоуглеродных» методов ведения лесного хозяйства, в первую очередь интенсификацию использования и выращивания лесов, а также подходы, связанные с восстановлением исходных экосистем с высоким потенциалом поглощения парниковых газов;

22. Рассмотреть возможность введения нового вида использования лесов «углерододепонирующие леса» с низкой ставкой арендной платы в целях стимулирования посадки и охрану лесов, имеющих высокие показатели поглощения парниковых газов;

23. Рассмотреть возможность введения в лесном законодательстве учетной категории лесов с высоким поглощением парниковых газов, а также разработки и внедрения подходов к адаптивному лесовосстановлению, гарантирующие формирование и быстрый рост хозяйственно ценных насаждений;

24. Совместно с профильными научными учреждениями в сфере лесного хозяйства разработать комплексный прогноз воздействия изменений климата на лесной комплекс России, в котором оценить вклад разных лесохозяйственных приемов и мероприятий в баланс углерода и в поглощение парниковых газов (в том числе потенциал лесного хозяйства по смягчению социально-экономических последствий изменений климата);

25. Учесть предложения Минтранса России по дополнению приказа Минприроды России от 30.06.2015 №300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации» в части включения методических указаний и руководства по количественному определению объемов выбросов парниковых газов различными видами транспорта (как от видов транспорта, так и от линейных объектов транспортной инфраструктуры);

Министерству энергетики Российской Федерации:

26. Рассмотреть возможность снижения выбросов парниковых газов в ТЭК за счёт роста коэффициента полезного действия (КПД) производства электрической энергии, а также тепловой энергии в комбинированном цикле производства электрической и тепловой энергии;

27. Представить предложения к Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, направленные на полный учет потенциала снижения эмиссии парниковых газов за счет модернизации тепловой энергетики и оптимизации ее топливного баланса, повышения доли переработки попутного нефтяного газа, снижения потерь в тепловых и электросетях, стимулирования когенерационной выработки тепло- и электроэнергии, развития возобновляемых источников энергии;

28. Рассмотреть возможность ежегодного определения и публикации на официальном сайте в сети Интернет сетевых коэффициентов выбросов парниковых газов по всем региональным и объединенным энергосистемам, а также коэффициенты выбросов парниковых газов для всех используемых в России видов энергетических углей, мазута и природного газа;

29. Проработать вопрос регулирования на законодательном уровне порядка количественного определения объема косвенных энергетических выбросов, включая использование для этой цели «зелёных» сертификатов, подтверждающих выработку электроэнергии на низко- и без-углеродных возобновляемых источниках энергии (ВИЭ);

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

30. Рассмотреть возможность снижения выбросов парниковых газов в системе ЖКХ за счёт роста коэффициента полезного действия (КПД) производства тепловой энергии в некогенерационном режиме производства тепловой энергии, включая за счёт увеличения использования низкоуглеродных ресурсов, в том числе природного газа в теплогенерации;

Министерству транспорта Российской Федерации:

31. Провести мониторинг исполнения постановления Правительства РФ от 27 августа 2015 г. № 890 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления возможности воспользоваться на автозаправочных станциях зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями»;

32. Совместно с российскими авиакомпаниями проработать вопрос о выработке перечня мер государственного регулирования, необходимых для сохранения конкурентоспособности российских авиакомпаний на международном уровне с учетом программ по сокращению выбросов парниковых газов гражданской авиацией (проект “Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation„ в рамках международной организации ООН в области гражданской авиации – ICAO) и других аналогичных программ и проектов;

33. Провести инвентаризацию существующих в субъектах Российской Федерации практик и мер государственной поддержки транспорта с низким (либо нулевым) уровнем выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух.