Протокол совещания «О повышении плодородия почв в Российской Федерации»
г. Москва, Комитет Совета Федерации | 8 декабря 2017 года |
Председательствовал:член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию В.И.Николаев
Присутствовали: |
1. | Абросимова
| главный специалист-эксперт отдела государственного регулирования в области обращения с отходами, ликвидации прошлого экологического ущерба и охраны почв Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России |
2. | Аканова | главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии имени Д.Н.Прянишникова |
3. | Афанасьев | член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию |
4. | Биткова | заведующая кафедрой правоведения РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева |
5. | Ведышева | доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) |
6. | Ефремов | первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Калужской области |
7. | Жуков | директор Департамента мелиорации Минсельхоза России
|
8. | Завалин | заместитель академика-секретаря отделения сельскохозяйственных наук Российской академии наук |
9. | Захарова | начальник Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора |
10. | Калужский | исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений |
11. | Конокотин | доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству |
12. | Крашенинников | доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева |
13. | Купреев | заместитель директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России |
14. | Лукин | директор Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа |
15. | Мелихова | помощник директора Департамента мелиорации Минсельхоза России |
16. | Минина | ведущий научный сотрудник отдела природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации |
17. | Назаренко | директор ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы „Ростовский“ |
18. | Никаноров | член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации |
19. | Овчаренко | президент Национального агрохимического союза |
20. | Петриков | врио директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова |
21. | Самончик | ведущий научный сотрудник сектора аграрного и земельного права Института государства и права Российской академии наук |
22. | Сверчков | заместитель директора по науке НПО «Биоцентр» |
23. | Солдатенков | заместитель генерального директора по юридическим вопросам НП Коллегия судебных экспертов «Оценка, земельные отношения и иная судебно-экономическая экспертиза» |
24. | Сырых | доцент кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия |
25. | Сычев | директор Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии имени Д.Н.Прянишникова |
26. | Хавронина
| начальник отдела государственного регулирования в области обращения с отходами, ликвидации прошлого экологического ущерба и охраны почв Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России |
27. | Харченко | директор НПО «Биоцентр» |
28. | Хлынина
| заместитель начальника отдела земельного надзора Управления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Росприроднадзора |
29. | Хомяков | заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова |
30. | Чекмарев | директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России |
31. | Шалыгин Максим Владимирович | заместитель директора НПО «Биоцентр» |
Савинков В.И. | заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию |
Кузьмина Н.Г. | советник аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию |
Выступили:
В.И.Николаев,
П.А.Чекмарев, А.В.Петриков, О.В.Захарова, Т.М.Хавронина, С.М.Лукин, В.Г.Сычев,
Д.М.Хомяков, В.А.Жуков, И.И.Калужский, А.А.Завалин, О.Г.Назаренко,
А.Г.Харченко, М.М.Овчаренко, А.В.Ефремов, В.В.Солдатенков
Рассмотрев
вопрос «О повышении плодородия почв в Российской Федерации»,
участники совещания решили:
1. Принять к сведению информацию:
директора Департамента растениеводства, механизации,
химизации и защиты растений Минсельхоза
России П.А.Чекмарева;
начальника Управления земельного надзора, контроля
качества и безопасности зерна Россельхознадзора О.В.Захаровой;
начальника отдела государственного регулирования в области обращения с отходами, ликвидации прошлого экологического ущерба и охраны почв Департамента государственной политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды Минприроды России Т.М.Хаврониной;
мнения и предложения других участников совещания.
2. Рекомендовать
Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, в целях решения проблем повышения плодородия почв в Российской Федерации:
2.1.
Обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с рекомендациями:
доработать
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
„О государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения“ в части дополнения его положений
понятиями почвы, типы почв (с учетом регионального характера их использования),
рациональное использование агрохимических средств (оптимизация форм, доз,
сроков и способов их внесения);
направить
на межведомственное согласование доработанный проект федерального закона
„О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном
регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения“, в том числе предлагающий оптимизацию механизма
государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, введение обязательной
процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения,
отражающей фактическое состояние земельного участка, его идентификационные
характеристики, а также состояние почвенного плодородия;
рассмотреть
возможность внесения изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ „О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ в части отмены необходимости регистрации органических удобрений животного и растительного происхождения, образующихся в результате хозяйственной
деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых ими для
собственных нужд, в том числе для осуществления мероприятий по поддержанию
плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
рассмотреть
возможность разработки мер организационного, структурного и финансово-экономического характера, направленных на проведение комплексных
мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных
участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, кустарником,
мелколесьем и лесом малоценных пород, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;
рассмотреть
возможность законодательного закрепления обязанности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных
земель сельскохозяйственного назначения, а также почв;
рассмотреть
возможность разработки механизма экономического стимулирования добросовестных
землепользователей в зависимости от изменения основных показателей плодородия
почв;
рассмотреть
вопрос об усиление ответственности за порчу земель, в частности, за самовольное
снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
разработать проект постановления Правительства Российской
Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения агрохимического
мониторинга состояния плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
рассмотреть целесообразность создания научно-методического совета
по обеспечению плодородия почв при Минсельхозе России.
2.2.
Обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с рекомендациями:
рассмотреть
возможность увеличения бюджетных средств на оказание несвязанной поддержки
сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
в целях оказания адресной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей,
осуществляющих проведение работ по восстановлению, сохранению и повышению
плодородия почв, рассмотреть вопрос об увеличении объемов бюджетных
ассигнований на реализацию мероприятий Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
рассмотреть
возможность закрепления за субъектами Российской Федерации полномочий по выделению средств федеральным государственным бюджетным учреждениям в рамках
регионального государственного задания, финансируемого через региональные
государственные программы.
2.3.
Обратиться в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с рекомендациями:
учесть
в плане мероприятий реализации положений Указа
Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 „О Стратегии
экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года“ вопросы, касающиеся плодородия почв, контроля за их
состоянием и функционирования государственной системы экологического
мониторинга;
рассмотреть
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти вопрос о совершенствовании работы по ведению государственного мониторинга земель и почв,
включающего в себя своевременное выявление изменений их состояния, оценку этих
изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению
последствий негативных процессов;
в целях учета, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв,
сохранения разнообразия почвенного покрова, активизировать работу по охране редких и находящихся под угрозой
исчезновения почв, в том числе в части ведения Красной книги почв Российской
Федерации и ее региональных составляющих.
2.4. Обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации, Министерство природных
ресурсов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра
и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с рекомендацией в учетных
информационных ресурсах, а также в разрабатываемых нормативных правовых актах
по отношению к почвам отражать и применять дифференцированный подход, принимая
во внимание Классификацию почв России (2004), и совершенствуя реальные ценовые
(стоимостные) показатели за единицу измерения (куб. м) в субъектах Российской
Федерации, в том числе для расчета размера ущерба, причиняемого почвам в результате хозяйственной деятельности.
2.5. Обратиться в Федеральную службу
государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере
природопользования с рекомендацией обеспечить
своевременный и полный государственный надзор за целевым и рациональным
использованием земель с учетом плодородия почв.
2.6. Обратиться в законодательные
(представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации с рекомендациями:
активизировать разработку и утверждение
нормативных правовых актов, устанавливающих требования рационального
использования земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных
особенностей и плодородия почв;
изучить опыт субъектов Российской
Федерации по внедрению зональных противоэрозионных, адаптивно-ландшафтных
систем земледелия, направленных на обеспечение воспроизводства плодородия и охрану
почв;
активизировать
деятельность по нормативному обеспечению и ведению красных книг почв субъектов
Российской Федерации.
2.7. Обратиться
в АО „Розагролизинг“ с рекомендацией рассмотреть возможность
обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современной
сельскохозяйственной техникой по обработке почвы, в том числе по вывозу и внесению
органических удобрений.