Рекомендации
Проведя
с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов
исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных
организаций, экспертного сообщества обсуждение актуальных проблем утилизации
прошедших обработку осадков сточных вод, участники совещания отмечают
следующее.
Анализ,
проведенный Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения и основанный
на результатах федеральных статистических наблюдений, показывает, что за период
2006 – 2015 гг., через очистные сооружения на полную биологическую очистку в среднем ежегодно поступало около 10 833 млн. м3 сточных вод. За этот же период было образовано около 62, 1 млн. тонн осадков сточных вод
75 % влажности, из них в 2015 г. — около 5, 6 млн. тонн. Принимая во внимание то, что численность населения, которому оказывались услуги по водоотведению, в 2015 году составила 91 959 802 чел., объем образованного
осадка сточных вод влажностью 75 % составил около 61 кг/чел. в год.
При
этом, приведённые выше сведения не содержат данные образующегося водопроводного
осадка. Оценить его количество, и объем затрат, связанных с обращением с ними, не представляется возможным.
В настоящее время большая часть образующихся осадков сточных вод после
соответствующей обработки не используется в качестве сырья или продукции.
Основной объем осадка в качестве отходов IV (большая часть прошедших обработку
осадков) или V класса опасности размещается на объектах размещения отходов.
При
размещении таких отходов организации водопроводно-канализационного хозяйства несут
колоссальные транспортные расходы, осуществляют плату за размещение в объектах
размещения отходов и за негативное воздействие на окружающую среду.
Если
рассмотреть затраты по каждой составляющей затрат на утилизацию нереализованных,
прошедших обработку осадков сточных вод, то картина складывается следующим
образом.
Нормативы
платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены отдельно для
каждого класса: в 2015 г. размер платы за размещение отходов IV класса опасности
составил 1 071,10 руб. за 1 тонну, V класса – 27,88 руб. за 1 тонну.
Затраты
на транспортировку и размещение образующихся отходов (нереализованных,
прошедших обработку осадков сточных вод) в объектах размещения отходов
существенно отличаются даже в пределах одного субъекта Российской Федерации и могут достигать 4500 руб. за тонну отхода вне зависимости от класса его
опасности.
Таким
образом, в 2015 г. общая сумма затрат в Российской Федерации в среднем могла
составить от 8375,760 млн. руб. до 13 302,7 млн. руб. (в зависимости от доли осадков, отнесенных к отходам различного класса опасности.
В пересчёте на человека, оплачивающего услуги по водоотведению, эта сумма
составила от 82,84 руб. до 144,66 руб. в год. В составе среднего тарифа на водоотведение общая сумма платы составила от 3,32 % до 5,80 %, или от 0,82 руб. до 1,44 руб. из 24,78 руб. среднего тарифа на водоотведение в месяц.
Таковы
массы осадков сточных вод, извлекаемых из хозяйственного оборота, и суммы
платы, необходимой для их «зарывания в землю». в то время как после обработки в соответствии с установленными гигиеническими требованиями, осадки сточных вод
могут быть широко использованы в сельском хозяйстве, дорожном строительстве,
городском благоустройстве и в качестве сырья для строительных материалов.
В настоящее время, несмотря на острый дефицит органических удобрений,
обеспеченность которыми составляет не более 12 – 15 % (на 1 га посевной
площади вносится 1,1 – 1,2 тонны в пересчете на подстилочный навоз),
сельскохозяйственное использование прошедших обработку осадков сточных вод, в России не превышает 7 %, в то время как за рубежом, в европейских странах
оно достигает 40 % и более.
Отечественной
и зарубежной наукой и практикой доказана целесообразность эффективного и экологически безопасного использования осадков сточных вод (далее — ОСВ) в агроценозах (искусственных биогеоценозах, появившихся в результате
сельскохозяйственной деятельности человека) ряда сельскохозяйственных культур в качестве ценных удобрений.
В одной тонне сухого ОСВ в среднем содержится 50 – 70 кг основных питательных
веществ, необходимых для растений, в том числе от 30 до 50 процентов и более органических
веществ, при благоприятной реакции среды (нейтральной или слабощелочной).
Согласно
ГОСТ Р 17.4.3.07–2001 «Охрана природы. Требования к свойствам осадков сточных
вод при использовании их в качестве удобрений» допускается использовать в качестве удобрений осадки, образующиеся в процессе очистки
хозяйственно-бытовых, городских (смеси хозяйственно-бытовых и производственных),
а также близких к ним по составу производственных сточных вод и продукцию
(удобрения) на основе осадков.
Разработан
технологический регламент по использованию ОСВ в качестве органического
удобрения для повышения плодородия почв и обеспечению хозяйств альтернативными
источниками удобрений. Регламент руководствуется требованиями действующего
российского законодательства и установленных нормативов и дополняет положения
СанПиН 2.1.7.573–96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их
осадков для орошения и удобрения».
Использованию
подлежат осадки, прошедшие технологические стадии обработки на очистных
сооружениях канализации в целях снижения массы, объема, влажности, улучшения
физико-механических свойств, стабилизации органических веществ, снижения
запаха, обеззараживания, придания благоприятного товарного вида.
Кроме
того, различные технологические схемы и методы обработки осадков, в том числе и их дообработки после механического обезвоживания, предусмотрены Сводом правил
СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная
редакция СНиП 2.04.03–85». Многие из них включены в Информационно-технический
справочник по НДТ ИТС 10–2015 «Очистка сточных вод с использованием
централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденный
приказом Росстандарта от 15 декабря 2015 года № 1580, включая наиболее
эффективную технологию, обеспечивающую гумификацию органических веществ, т. е. компостирование
осадков с органическими наполнителями. При этом, недообработанные осадки,
обладающие вязкой консистенцией, запахом, не вполне благоприятные в санитарном
отношении, не могут быть использованы, как не соответствующие требованиям
установленной нормативной документации, так и с точки зрения невозможности
использования существующей сельскохозяйственной техники для их внесения.
Исследования
применения ОСВ показывают их высокую результативность. Во ВНИИ агрохимии имени
Д.Н. Прянишникова и других институтах в течение многих десятилетий ведутся
исследования по рациональному использованию на удобрение осадков сточных вод
станций аэрации г. Москвы, а также других городов и населенных пунктов. На их основе разработана и опубликована «Стратегия использования осадков сточных
вод и компостов на их основе в агрикультуре» (2002 г.), в которой
принимали участие также специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей
среды имени А.Н. Сысина, Института медицинской паразитологии и тропической
медицины имени Е.И. Марциновского, зарубежные ученые.
Проведенные
в 1999–2003 годах в OПX Волжского НИИ гидротехники и мелиорации исследования по использованию ОСВ очистных сооружений г. Энгельса в качестве органического
удобрения на темно-каштановых, среднесуглинистых орошаемых почвах показали
высокий агроэкономический эффект и регламентированное их внесение не представляет экологической опасности.
Внесение
ОСВ в качестве органического удобрения оказало положительное действие на содержание доступного азота в почве опытного участка, обеспечило прибавку
урожая выращиваемых культур при дозах от 10 до 45 т/га сухого вещества осадка,
как в год внесения, так и на второй и третий год после внесения, привело к улучшению качества зеленой массы кормовых культур за счет увеличения содержания
протеина. Кроме того, в год внесения ОСВ в почву резкого изменения содержания
тяжелых металлов в почве на всех вариантах опыта не было выявлено.
В то же время ОСВ образуются с участием промышленных
сточных вод и могут содержать некоторые минеральные загрязнения. К таким
загрязнениям относятся металлсодержащие микрокомпоненты (тяжелые металлы) и мышьяк. Но в осадках, сформированных в последние 15 лет, выявлена тенденция
снижения концентраций тяжелых металлов и мышьяка. Суммарная концентрация
тяжелых металлов, как правило, ниже 0,5 % от массы сухого вещества. Из нормируемого перечня металлов большинство не только соответствуют требованиям
нормативных документов по утилизации и размещению, но и находятся на уровне ПДК
и ОДК почв, и могут рассматриваться как микроудобрения. Учитывая, что в составе
осадков на протяжении нескольких лет все же может отмечаться присутствие 1 – 2
металлов, характерных для тех или иных очистных сооружений, в концентрациях
близких, или превышающих нормативы, экологически безопасное использование осадков
должно обеспечиваться контролем за содержанием нормируемых загрязнений.
Одной из проблем применения ОСВ в сельскохозяйственном
производстве являются сроки регистрации агрохимиката в соответствии с положениями Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которые осуществляются в соответствии с Временным порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным распоряжением Минсельхоза России от 12 апреля 2013 года № 26-р и могут занимать до 2 и более лет.
Одновременно сдерживающим фактором для использования
осадков (и не только в сельском хозяйстве, а также в городском зеленом
строительстве, придорожном озеленении, благоустройстве территорий,
рекультивации нарушенных земель и т. п.) является необходимость лицензирования в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12, Перечень видов
деятельности, на которые требуются лицензии, пункт 30), включающим в себя
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Потенциальные
потребители – сельскохозяйственные предприятия, комбинаты по благоустройству,
строительные и дорожные организации, занимающиеся благоустройством территории и озеленением придорожного полотна, питомники по выращиванию саженцев лесных и декоративных культур, полигоны ТКО и промышленных отходов и др., в основном
мелкие потребители, для того, чтобы использовать в своей деятельности ОСВ,
должны получать лицензию.
Еще одной проблемой, связанной с ОСВ, является их
размещение. В связи с изменениями законодательства в области обращения с отходами, большое число хозяйствующих субъектов столкнулось с проблемами при
получении лицензий на осуществление определенных видов деятельности по обращению
с отходами и размещении отходов в существующих объектах размещения.
Так на объект размещения отходов не могут быть приняты
отходы осадков, если он не включен в государственный реестр объектов размещения
отходов или организация, эксплуатирующая данный объект, не имеет в лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами данных видов отходов.
Организации водопроводно-канализационного хозяйства не могут повлиять на эту ситуацию — обязанность по включению объекта в реестр и конкретных видов отходов в лицензию, лежит на организации, эксплуатирующей
объект.
Такое положение приводит к необходимости размещать
осадки сточных вод как отходы, в отсутствие утвержденных лимитов на размещение
отходов, или в объектах размещения отходов, располагающихся на территории иных
муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, или вынуждает
организацию водопроводно-канализационного хозяйства накапливать данные осадки
на иловых площадках в нарушение технологического регламента их обработки.
Все это несет серьезные финансовые и административные
риски для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
В первом случае — в 5 раз, а с 1 января 2019 года – в 20 раз, возрастает размер платы за негативное воздействие на окружающую среду,
что может увеличить общую сумму платы за размещение осадков от 2,4 раз в период
до 1 января 2019 года, до более чем 9,8 раз после указанной даты. При этом
данная плата не сможет быть включена в тариф на водоотведение, и будет
вноситься из несуществующей прибыли.
А при размещении осадков в качестве отхода в объектах,
располагающихся на территории иных муниципальных образований или субъектов
Российской Федерации, в разы возрастают расходы на транспортировку.
В свою очередь, вынужденное накопление осадков на иловых площадках — технологических сооружениях по их обработке, площади которых
ограничены, может привести к невозможности обработки осадков в соответствии с установленными требованиями. В ряде случаев такое размещение служит для
надзорных органов основанием для привлечения к административной ответственности
за нарушение правил «обращения с отходами».
Переполнение таких сооружений может стать куда более
серьезной причиной препятствующей модернизации очистных сооружений в случаях,
когда строительство новых объектов требует сокращение площадей иловых площадок.
Значительные объемы накопленного осадка влекут и инвестиционные
риски проектов частно-государственного партнерства в сфере ВКХ, так как
зачастую квалифицируются Росприроднадзором как отход, с требованием уплаты в бюджет
многомиллионных экологических платежей.
Городские власти, владеющие централизованными
системами водоснабжения и водоотведения, как правило, не принимают по концессионным соглашениям на себя обязательств по утилизации накопленных
объемов осадка до заключения концессионных соглашений.
В 2015 году с объектов по обработке осадков не было
вывезено 10,42 % образованного осадка или 584 242,40 тонны осадка 75 %
влажности. В период 2006 −2015 гг. ежегодно не вывозилось от 7,26 % до 38,10 % образованного осадка. В связи с отсутствием федерального
статистического наблюдения количество не вывезенного образовавшегося
водопроводного осадка и песка из песколовок неизвестно.
Большой проблемой, несмотря на исследования,
подтверждающие эффективность использования обработанного осадка сточных вод, является
его реализация в качестве продукта или сырья. Это ставит вопрос о целесообразности выделения средств на приобретение оборудования и материалов,
необходимых для получения сырья или продукции, разработку и согласование документации,
необходимой для их производства и использования.
В случаях, когда сырьё или продукция из осадка все же востребованы,
их передача потребителям осуществляется организациями
водопроводно-канализационного хозяйства безвозмездно, а зачастую, и с выплатой
денежных средств. Это происходит вынужденно, исходя из понимания, что
альтернативой для организации водопроводно-канализационного хозяйства является
размещение отходов с необходимостью внесения еще большей платы за размещение,
негативное воздействие на окружающую среду и транспортных расходов.
При этом при безвозмездной передаче осадка, готового к повторному использованию в качестве товара, у организаций ВКХ возникают еще и налоговые риски, в том числе по расчёту и уплате НДС в отношении переданного «безвозмездно»
осадка.
Формирование и стимулирование стабильного спроса на сырье и продукцию из осадков сточных вод и водоподготовки, расширение областей
их применения позволит добиться существенного снижения негативного воздействия
на окружающую среду, вовлечь в хозяйственный оборот большой объем ресурсов и избежать неэффективного расходования средств предприятий ВКХ.
Стабильный
спрос на данную продукцию может быть обеспечен за счет включения в законодательство приоритета использования осадка сточных вод в качестве
удобрений, почвогрунтов, материалов для
рекультивации нарушенных земель, изолирующего материала для полигонов твердых
коммунальных и промышленных отходов при осуществлении закупок для
государственных или муниципальных нужд, государственными корпорациями,
государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, хозяйственными
обществами, более 50% акций, долей в уставных капиталах которых принадлежит
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям. При этом стоимость осадка не должна превышать рыночную стоимость
удобрений и материалов с подобными свойствами при использовании.
В Европейском Союзе с 1986 года имеются юридические
документы, определяющие прозрачные требования к обработке и механизмам
утилизации осадка сточных вод очистных сооружений городов, который создали
цивилизованный рынок обращения с осадком сточных вод:
Рамочная Директива от отходах (2008/98/ЕС) —
определяет приоритеты работы с отходами, в т. ч. с осадками, в порядке убывания:
предотвращение образования отходов; снижение производства отходов; повторное
использование, утилизация, рекуперация; Директива об очистке сточных вод
(91/271/ЕС) — обязывает повторно
использовать осадок сточных вод и запрещает сброс осадка в открытые водоемы; Директива
по осадкам сточных вод (86/278/ЕС) — регламентирует
использование осадка в сельском хозяйстве, устанавливает ПДК металлов в почве и осадке. Последняя редакция Директивы (после 2000 года) предусматривает
использование осадка после обязательной стабилизации и обеззараживания на сенокосно-пастбищных угодьях, на пашнях для плодоовощных культур, плодовых
деревьев, плантаций деревьев и лесонасаждений, парков, зеленых зон, городских
садов, любых городских общественных зон и рекультивации земель. Директива о полигонах захоронения отходов (99/31/ЕС) ограничивает
возможность захоронения на полигонах осадков сточных вод, которые должны
подвергаться компостированию, производству биогаза, повторному использованию
веществ/рекуперации энергии.
В странах ЕС приняты национальные документы по обращению
с осадками сточных вод, а также имеется устойчивая тенденция к сокращению
захоронения и сжигания осадка в пользу повторного использования осадка в виде
удобрений, почвогрунтов, компостов.
В целях снижения рисков и стимулирования инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в сфере ВКХ, создания цивилизованного рынка обращения с осадком сточных вод в России необходима реализация комплекса
мер в части совершенствования нормативно-правового регулирования обращения с осадком сточных вод и водоподготовки. Существующая система регулирования
отношений по обращению с осадком не позволяет главного — четко разграничить,
когда заканчивается процесс очистки сточных вод (как составная часть процесса
водоотведения) и производства продукции из него, и когда осадок становится
отходом производства и потребления. Регулирование данного разграничения
разъяснительными письмами Росприроднадзора не всегда является однозначным и может
приводить к возникновению разного правоприменения в различных субъектах
Российской Федерации.
В целях четкого разграничения правового регулирования
обращения с осадком Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с одной стороны, и законодательством Российской
Федерации об обращении с отходами производства и потребления, с другой стороны,
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации при активном участии отраслевого сообщества подготовлен проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении
и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным законопроектом вводятся определения понятий
«осадок сточных вод и водоподготовки», «обращение с осадком», а также устанавливается,
что требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления подлежат применению в отношении осадка по завершении обращения с осадком в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и правилами
эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми
Минстроем России. До указанного времени осадок не является отходом производства
и потребления, а используется организацией водопроводно-канализационного
хозяйства или третьими лицами с целью извлечения его полезных свойств,
производства продукции или осуществляется предварительная обработка осадка с целью дальнейшего обращения с ним как с отходом.
С учетом изложенного, участники совещания предлагают
следующее.
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
1.2. Рассмотреть возможность
- формирования программы научных исследований
осадков сточных вод с государственным финансированием на период 2018 – 2020 годов;
- разработки национального стандарта/технического
регламента в части переработки осадков, в котором обозначить области применения
продукции из осадков с целью продвижения льготного налогообложения или других
механизмов стимулирования для организаций, осуществляющих производство сырья и продукции из осадков, а также определить единые требования к техническим и качественным характеристикам осадка для различных способов применения осадка
(допустимое содержание веществ и показателей, норма и периодичность применения,
периодичность лабораторного контроля, порядок подтверждения соответствия и т. п.));
- разработки механизмов стимулирования спроса на сырье и продукцию из осадков, в том числе, в части установления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
нормативов использования сырья и продукции из осадков в соответствии с областями применения;
- разработки механизма субсидирования процентной
заявки по привлеченному заемному финансированию на строительство и (или)
реконструкцию (модернизацию) объектов централизованных систем водоотведения, на которых осуществляется обращение с осадком сточных вод;
- разработки нормативно-правовых основ
деятельности операторов (региональных операторов) по обращению с осадками –
организаций, осуществляющих деятельность по обработке осадков с целью
производства сырья и продукции для выполнения нормативов использования на основании договоров с организациями водопроводно-канализационного хозяйства;
- внесения изменений в правила технической
эксплуатации сооружений водоснабжения и водоотведения в части регламентации
взаимоотношений между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и операторами (региональными операторами) по обращению с осадками;
- внесения, в рамках создания системы
стандартизации в Российской Федерации, обязательности проектирования стадии
механического обезвоживания осадков в свод правил СП 32.13330.2012
«Канализация. Наружные сети и сооружения» и приведения его в соответствие с ИТС
НДТ 10–2015, а также установления единых требований к обезвоженным осадкам.
2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность:
— включения в «Критерии отнесения отходов к I – V
классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»,
утвержденные приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536,
возможности проведения теста на биоразлагаемость с целью уточнения класса
опасности;
- подготовки предложений по классификации осадков
в зависимости от их происхождения, методов обработки и свойств, для внесения
дополнений и расширения перечня осадков в Федеральном классификационном
каталоге отходов.
1.3. Рекомендовать Федеральному агентству научных организаций совместно с Российской академией наук и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
— продолжить исследования в различных по условиям
регионах Российской Федерации по использованию осадков сточных вод в качестве
органических удобрений и на основании проведенных исследований, при
необходимости, внести предложения по переработке и актуализации
нормативно-технической документации в области их использования в качестве
органических удобрений на сельскохозяйственных угодьях;
- обобщить проведённые научно —
исследовательскими институтами агрономического и санитарно-гигиенического
профилей результаты работ по экологически безопасной утилизации прошедших
обработку осадков сточных вод с подготовкой рекомендаций по совершенствованию
технологий их рационального использования в качестве удобрений.