Другие мероприятия

Выездное совещание на тему «О перспективах поддержки деревянного домостроения в Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лесопромышленных предприятий, научных учреждений, экспертного сообщества вопрос «О перспективах поддержки деревянного домостроения в Российской Федерации», участники совещания отмечают следующее.
На заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, 17 мая 2016 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на необходимость разработки комплекса мер по развитию деревянного домостроения (Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации № Пр-1138ГС от 17.05.2016 г., пункт 2).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № П9-3732, пункт 14 и по результатам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 25.08.2015 г. № АХ-П9-45пр была создана межведомственная рабочая группа по выработке мер поддержки деревянного домостроения. Результатом работы группы стали предложения по мерам поддержки деревянного домостроения.
На долю России приходится почти четверть мировых лесных запасов, что делает древесину в нашей стране одним из самых доступных и недорогих строительных материалов. Однако, в настоящее время, доля деревянных домов в общем объеме введенного жилья не превышает 15%. Вместе с тем промышленное деревянное домостроение является одним из перспективных направлений развития отечественной стройиндустрии. Деревянные дома пригодны для любых климатических районов, что очень важно для нашей страны. Деревянные строения возводятся в более короткие сроки, чем здания из кирпича или железобетона, при этом по экспертным оценкам долговечность кирпичных и деревянных домов одинаковая. Мировой опыт также показывает, что деревянное строительство считается одной из наиболее оптимальных технологий по соотношению цена/качество.
Во многих регионах создаются предпосылки применения продукции деревянного домостроения при строительстве зданий. Например, в Республике Карелии доля строительства социальных объектов инфраструктуры с использованием деревянных конструкций составляет около 22%, в Архангельской области и Вологодской области — более 30%. Вместе с тем в отдельных регионах Российской Федерации она пока невелика и составляет от 5 % до 10 %.
Успешно реализуется федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 (далее — Программа). В состав Программы входят мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, развитию социальной и инженерной инфраструктуры. Около трети домов, построенных в рамках Программы, являются деревянными. В ряде субъектов Российской Федерации (республики Карелия, Коми, Башкортостан, Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Алтайский, Забайкальский, Хабаровский края, Костромская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Курганская, Иркутская, Амурская области) это соотношение достигает 50–100%.
Заинтересованность в строительстве деревянных домов также выразили некоторые федеральные ведомства.
В целях повышения статуса и уровня жизни работников лесной отрасли Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Ассоциацией деревянного домостроения проведен открытый конкурс на лучший типовой проект дома для проживания и выполнения профессиональных обязанностей работников лесного хозяйства «дом лесника». По итогам конкурса выбран типовой проект дома из дерева, который может быть использован при разработке мероприятий по реконструкции зданий лесничеств.
Вопрос развития деревянного домостроения в увязке с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 г. и на период до 2020 года» дважды обсуждался в Совете Федерации, на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 декабря 2015 года, и Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на совещании «О развитии жилищного строительства на селе, в том числе деревянного домостроения, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» 28 января 2016 года. В ходе состоявшего обсуждения с участием руководителей Минсельхоза России, Минстроя России, Минпромторга, Минкультуры России, Минздрава России, Минобрнауки России, представителей регионов и бизнес-сообщества были подготовлены предложения по всем ключевым вопросам развития сельских территорий и деревянного домостроения, которые были направлены в Правительство Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства, субъекты Российской Федерации.
В части государственного регулирования развития деревянного домостроения необходимо осуществление комплекса мер и мероприятий, предусматривающих:
- нормы и правила проектирования и возведения зданий и сооружений на основе древесины, позволяющие увеличить этажность;
- стандарты на современные конструкционные материалы на основе древесины, широко применяемые в мировом деревянном домостроении;
- повысить потребительский спрос у граждан на продукцию деревянного домостроения путем развития льготного ипотечного и потребительского кредитования;
- обеспечить предоставление обеспеченных коммуникациями земельных участков на льготных условиях под строительство или приобретение домов с использованием деревянных конструкций;
- установить налоговые льготы (на недвижимое имущество, земельный участок и др.) в отношении приобретателя продукции деревянного домостроения;
- разработать комплекс мероприятий по пропаганде деревянного домостроения и использования изделий из древесины в жизненном пространстве.
На современном этапе также необходимо обеспечить развитие лесной промышленности и лесного машиностроения путем реализации мер, направленных на решение общесистемных задач лесного комплекса, включая принятие стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, развитие внутреннего спроса на лесобумажную продукцию, экспортного потенциала отечественной продукции лесной промышленности, технологий (в том числе в части лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования), восстановление отраслевой науки и образования.
Исходя из вышеизложенного, участники совещания рекомендуют:

1. Учитывая особую государственную важность вопроса развития лесопромышленной отрасли, Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотреть доработанный вариант Концепции развития сельского строительного комплекса в России посредством создания системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов «Россельстрой».

2. Правительству Российской Федерации:
- ускорить утверждение Плана мероприятий «дорожная карта» по поддержке и развитию спроса на продукцию деревянного домостроения;
- завершить разработку и ускорить принятие Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года;
- рассмотреть предложение о внесении следующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»: снизить минимальное количество субъектов деятельности, входящих в инфраструктуру кластера лесной промышленности с 10 до пяти; снизить минимальную долю общего объема продукции, произведенной каждым участником кластера и используемой другими его участниками, с 50 до 10 процентов или исключить это требование для лесной отрасли; закрепить требование к специализированной организации промышленного кластера;
- при утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации учесть рекомендации парламентских слушаний «Законодательство и правоприменительная практика в системе распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений», утвержденных решением Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 14 июня 2016 года № 11/28;
- рассмотреть вопрос установления механизма возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях не связанных с ведением лесного хозяйства;
- рассмотреть вопрос создания правового механизма предоставления лесных участков из земель лесного фонда в случае отсутствия или недостаточности средств на выполнение работ по постановке лесных участков на государственный кадастровый учет;
- рассмотреть вопрос о создании механизма финансирования расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать конкретные меры:- по снижению стоимости жилищного строительства в сельской местности за счет использования местных строительных материалов и, в первую очередь, древесины, развития современной местной промышленности по ее переработке, позволяющей сократить транспортные расходы при строительстве; 
— по созданию условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, объектами инженерной и социальной инфраструктур, для комплексного обустройства территорий под компактную застройку и сокращения издержек по их оформлению;
- внести предложения о выделении финансовых средств в северных регионах в рамках государственного заказа в размере не менее 15% от существующих производственных мощностей на строительство зданий образования, культуры, спорта, здравоохранения, быта и жилья для социальных нужд из древесины.

4. Рекомендовать субъектам Российской Федерации при реализации программ развития территорий использовать многолетний успешный опыт строительства жилья в Оренбургской области (кредиты на 10 лет под 2% с участием регионального бюджета на возвратной основе) и Белгородской области (кредиты до 15 лет под 5%, строительно-сберегательные кооперативы, ЖНК). Данная экономическая модель может стать базовой в вопросе развития сельских территорий и служить мотивом резкого повышения спроса на все виды сельского строительства из древесины и древесных материалов.

5. На основании передового опыта обустройства сельских территорий (Оренбургской, Белгородской и ряда других областей), обобщенного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рекомендовать Сбербанку и Россельхозбанку России разработать нормативные документы, позволяющие упростить доступность населения к кредитным средствам для приобретения жилья в деревянном и панельно-каркасном исполнении на селе, поселках и малых городах, установить льготную процентную ставку (на уровне не более 7%) и определить компенсацию расходов на мебель первой необходимости (встроенные шкафы, элементы кухонной мебели, детской мебели) в сумме до 100 тысяч рублей на один объект кредитования.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в проекте «План мероприятий («дорожная карта») по поддержке и развитию спроса на продукцию деревянного домостроения» увеличить процент использования продукции деревянного домостроения в ряде государственных программ и определить в нем следующие мероприятия: 
— разработать и утвердить своды правил и актуализацию раннее утвержденных строительных норм и правил в части пересмотра СП 64.13330.2011 «СНиП II-25–80 Деревянные конструкции», разработку нового свода правил «Конструкции деревянные с узлами на винтах. Правила проектирования», разработку нового свода правил «Здания жилые одноквартирные с деревянным каркасом. Правила проектирования и строительства»;
- внести изменения в противопожарные нормы при строительстве зданий и сооружений с применением новых материалов на основе древесины;
- включить в федеральную адресную инвестиционную программу строительства контор лесничеств и служебного жилья работников лесного хозяйства из древесных материалов начиная с 2017 года;
- внести изменения в Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, в части использования продукции деревянного домостроения не менее 20% от видов объектов в рамках реализации подпрограмм, предусматривающей строительство объектов образовательной инфраструктуры, зданий дошкольных образовательных учреждений;
- внести изменения в Государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, в части использования продукции деревянного домостроения не менее 20% от видов объектов в рамках реализации федеральных целевых программ данной программы, предусматривающих строительство объектов культурно-туристической инфраструктуры;
- внести изменения в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013–2020 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, в части использования продукции деревянного домостроения не менее 20% от видов объектов в рамках строительства индивидуальных жилых домов в сельской местности, а также использования продукции деревянного домостроения при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения;
- внести изменения в Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345, в части использования продукции деревянного домостроения не менее 20% от видов объектов в рамках строительства жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел, уволенных в запас (со службы), а также членов их семей, вольеров для содержания служебных собак, зданий и сооружений для размещения административных и хозяйственных помещений;
- разработать проектную документацию в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (не выше 3-х этажей) с использованием продукции деревянного домостроения (в том числе в рамках программ, указанных в пунктах 5–10 раздела I проекта Плана мероприятий) и представление данной информации в Минстрой России для включения в Реестр экономически эффективной проектной документации повторного применения. Включение информации, представленной федеральными органами исполнительной власти в Реестр типовой проектной документации;
- включить в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства систематизированных сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий;
- разработать и внести изменения в нормы проектирования зданий с применением новых материалов на основе древесины, этажностью более 3 этажей с низким энергопотреблением, эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям «зеленого строительства»;
- утвердить стандарты на новые виды материалов на основе древесины и конструкции из них для зданий и сооружений;
- подготовить предложения по созданию банковских программ, направленных на кредитование застройщиков, использующих продукцию деревянного домостроения, с последующим перекредитованием физических лиц;
- подготовить предложения по установлению налоговых льгот (на недвижимое имущество, земельный участок и др.) в отношении приобретателя продукции деревянного домостроения;
- внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования для строительных специальностей, направленных на подготовку специалистов среднего звена в интересах деревянного домостроения;
- внести изменения в примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Строительство», «Архитектура» в части расширения подготовки в области деревянного домостроения;
- внести дополнения в «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в т. ч. требующих среднего профессионального образования» профессии, направленные на обеспечение деятельности в сфере деревянного домостроения;
- подготовить предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты в целях изменения баланса жилой застройки в сторону малоэтажного строительства.

7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации разработать комплекс мер, обеспечивающих развитие в регионах производства объектов торговли из дерева, и их размещение на льготных условиях.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в региональные программы по переселению из ветхого жилья, обеспечению молодых семей, переселению из северных районов и другие региональные программы мероприятий по развитию деревянного домостроения, в том числе по строительству жилья и объектов общественного пользования в деревянном панельно-каркасном исполнении.