Другие мероприятия

Семинар-совещание «О законодательном регулировании добычи редких металлов и нормативов потерь при первичной переработке твердых полезных ископаемых»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, представителей Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и горнодобывающих компаний, научно-исследовательских и проектных институтов, общественных горно-геологических организаций обсуждение актуальных проблем добычи редких металлов и нормативов потерь при первичной переработке твердых полезных ископаемых, участники «семинара-совещания» отмечают следующее.
Год назад, 23 апреля 2015 года Совет Федерации провел круглый стол «Законодательное обеспечение развития уранодобывающей промышленности», по итогам которого были приняты рекомендации, в том числе по восстановлению добычи и производства редких металлов и редкоземельных элементов. По информации АО «Атомредметзолото» большинство рекомендаций указанного круглого стола по развитию уранодобычи в России уже выполнена или находится в стадии выполнения, но остаются не решёнными вопросы и проблемы по восстановлению добычи и производства редких металлов и редкоземельных элементов.
Процесс извлечения РМ и РЗМ из комплексных месторождений и других источников сырья значительно сложнее по сравнению с другими полезными компонентами, а технологии и удельная себестоимость их выпуска – затратнее.
Вопрос целесообразности организации попутного извлечения тех или иных ценных компонентов решается при формировании и утверждении в Государственной комиссии по запасам Технико-экономического обоснования временных или постоянных разведочных кондиций на основании экспертизы применяемых передовых технологий и экономической эффективности.
Добыча и производство РМ и РЗМ в качестве попутных компонентов при добыче других видов сырья сдерживается некоторыми пробелами российского законодательства о недрах. Например, добыча сопутствующих и попутных компонентов в большинстве лицензий на право разведки и добычи полезных ископаемых отдельно не указана и, не смотря на требования законодательства о рациональном и комплексном использовании недр, ошибочно толкуется контрольными и надзорными органами как запрет на извлечение сопутствующих и попутных компонентов.
В настоящий момент отсутствует механизм расширения целевого назначения лицензии на право пользования недрами и дополнить уже выданные лицензии правом на добычу попутных компонентов невозможно. Кроме того, организация работ по добыче попутных компонентов может привести к классификации руд в качестве комплексных многокомпонентных, несмотря на незначительную долю попутных компонентов в стоимости продукции. Это в свою очередь приведет к повышению ставки налога на добычу полезных ископаемых и сделает извлечение попутных компонентов экономически нецелесообразным.
Очевидно, для обеспечения комплексного использования ресурсов необходимо предусмотреть в действующем законодательстве о недропользовании возможность расширения действия лицензии на право пользования недрами, включив в нее возможность добычи попутных компонентов, а также в случае незначительной доли попутных компонентов в стоимости продукции не применять повышенную ставку налога на добычу полезных ископаемых.
Необходимо также учитывать, что лицензии на право разведки и добычи разных видов полезных ископаемых выдаются разными органами (для общераспространенных полезных ископаемых – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для других полезных ископаемых – Федеральным агентством по недропользованию) и не установлено, например, каким образом в лицензию на добычу песчано-гравийных смесей добавить попутную добычу россыпного золота.
Но одним из главных сдерживающих факторов возрождения добычи РМ и РЗМ является отсутствие спроса на внутреннем рынке, обеспеченного многолетними контрактами с зарубежными производителями, и отсутствие закупок в российский государственный резерв.
При этом в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать «согласованный уровень добычи минерального сырья». Данная норма была введена в 1992 г. для сохранения уровней добычи важнейших видов полезных ископаемых при смене форм собственности на добывающие предприятия. В настоящее время указанная норма уже не актуальна и может использоваться для необоснованных формальных претензий к добывающим компаниям. В настоящее время уровни добычи регулируются текущими условиями рыночной конъюнктуры и их фиксирование в лицензии никак не используется государством в регулирования объемов добычи и потому не имеет практического смысла. Поэтому необходимо либо исключить из лицензии как обязательное условие «согласованный уровень добычи минерального сырья», либо уточнить его понятие с учетом текущего и ожидаемого спроса, требований безопасности и рационального пользования недрами.
В главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» части второй Налогового кодекса Российской Федерации используются неоднозначные термины и определения, не совпадающие с терминологией Закона Российской Федерации «О недрах», а также недостаточно увязанные между собой. Например, в статьях 336 – 342 Налогового кодекса Российской Федерации используются различные классификации видов полезных ископаемых, а в статье 338 приводится три определения налоговой базы, что создает неопределенности начисления и администрирования налогов. Множество перекрестных ссылок между различными пунктами указанных статей дополнительно усложняет понимание установленного порядка налогообложения. Указанные в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации льготы и преференции для отдельных случаев не образуют никакой системы и похожи на «лоскутное одеяло».
Применительно к добыче твердых полезных ископаемых в Налоговом кодексе Российской Федерации сохраняется неопределенность учета потерь полезных ископаемых при первичной переработке, несмотря на изменения, внесенные Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. № 319-ФЗ. Ссылка в новой редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, на порядок утверждения нормативов потерь, определяемый Правительством Российской Федерации, по сути приводит к сохранению правовых неясностей в отношении эксплуатационных (добычных) и технологических потерь (потерь первичной переработки).
Действующие «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 921) по сути касаются порядка нормирования только эксплуатационных потерь, что характерно для большинства полезных ископаемых, за исключением драгоценных металлов.
Вместе с тем, практически всегда и эксплуатационные, и технологические потери утверждаются в соответствующей проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых и (или) первичную переработку минерального сырья, содержащего полезные ископаемые.
При этом в порядке исключения для драгоценных металлов установлен отдельный порядок их учета с окончательной оценкой добытого только после получения химически чистого металла (до 99.99%) после обязательного аффинажа (металлургического передела). При этом нормативы потерь для аффинажа законодательно не установлены, что открывает возможности хищения драгоценных металлов на аффинажных заводах.
В связи с этим целесообразно упразднить отсылочную норму на отдельно определяемый порядок утверждения нормативов потерь, установив, что «нормативы потерь полезных ископаемых утверждаются при согласовании и утверждении проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых и (или) первичную переработку минерального сырья, содержащего полезные ископаемые».Соответственно нормативы потерь изменяются путем внесения соответствующих изменений в проектную документацию.
Такой правовой подход позволит упростить и упорядочить правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
В противном случае необходимо инициировать работу по пересмотру Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №921) для их приведения в соответствие с новой редакцией подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Участники семинара-совещания, подчеркивая исключительную важность добычи и производства редких, в том числе редкоземельных металлов для оборонной и других высокотехнологичных отраслей промышленности и учета нормативов потерь при первичной переработке твердых полезных ископаемых, р е к о м е н д у ю т:

 Аппарату Совета Безопасности Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность корректировки Стратегии восстановления добычи редких металлов и производства соответствующей продукции на территории Российской Федерации, включающей комплекс нормативно-правовых, административных, финансово-экономических, научно-технических и иных необходимых мероприятий для ресурсного обеспечения программ оборонно–технического комплекса, в том числе развития авиации, ракетостроения, судостроения, энергетики и электроники, а также в целях гармонизации действующих законодательных актов и государственных программ.

Правительству Российской Федерации:
2. Продолжить и усилить дальнейшую адресную государственную поддержку уранодобывающей промышленности России на среднесрочную перспективу, в том числе как одного из источников редких металлов и редкоземельных элементов, в рамках общей Программы поддержки критически важных отраслей экономики в целях их устойчивого и сбалансированного развития.
3. Для координации работ различных ведомств и корпораций по восстановлению редкометаллической отрасли в Российской Федерации рассмотреть возможность передачи в структуру Министерства промышленности и торговли Российской Федерации АО «Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности «Гиредмет» с функциями государственного головного научного и проектного центра и полномочиями научно-технологического контроля уровня развития технологий производства редких металлов и их потребления в различных отраслях экономики, проектирования и строительства предприятий.
4. Периодически рассматривать на заседании Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды в 2016 году состояние вопроса об увеличении и восстановлении добычи и производства редких и редкоземельных металлов на территории субъектов Российской Федерации в рамках программ развития региональных промышленных кластеров и на основе приоритетов инновационно-технологического развития экономики.
5.Рассмотреть возможностьстимулирования комплексного освоения месторождений полезных ископаемых путем субсидирования и предоставления налоговых льгот при извлечении попутных ценных компонентов, их учете, складировании и хранении, а также закупок в государственный резерв в случае временного отсутствия спросасо стороны отечественной промышлености.

Министерству экономического развития Российской Федерации:
6. Рассмотреть возможность софинансирования проектов освоения Аргунского и Жерлового месторождений Стрельцовского рудного поля согласно Постановлению Правительства РФ от 16 октября 2014 г. №1055.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
7. При разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», включенного в План законопроектных работ Правительства Российской Федерации на 2016 год (сентябрь), предусмотреть:
а) распространение предоставленного права на разведку и добычу основного вида полезного ископаемого, указанного в лицензии на пользование участком недр, на разведку и добычу попутных компонентов;
 б) упрощенный порядок предоставления права разведки идобычи полезных ископаемых из техногенных образований, в том числе извлечения попутных компонентов;
в) исключение из лицензий на право добычи понятия «согласованного уровня добычи полезных ископаемых» или его уточнение с учетом текущего и ожидаемого спроса, требований безопасности и рационального пользования недрами.
8. Рассмотреть вопрос об учете потерь при первичной переработке добытых полезных ископаемых и их нормировании, прежде всего, для драгоценных металлов, редких металлов и редкоземельных элементов, в том числе при их аффинаже, и подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты.

Федеральному агентству по недропользованию:
9. При определении условий пользования недрами, указываемых в лицензии на право пользования участками недр, в соответствии с требованиями комплексного изучения месторождений полезных ископаемых и наиболее полного извлечения из недр основных и попутных компонентов предусматривать возможность геологического изучения, оценки, разведки и добычи попутных и сопутствующих компонентов.

Субъектам Российской Федерации, на территории которых производится разведка и добыча редкоземельных и других редких металлов:
10. Скорректировать территориальные программы развития горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих предприятий с принятыми федеральными и отраслевыми программами восстановления добычи и производства редких и редкоземельных металлов, а также с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой восстановления промышленности.

Федеральному Собранию Российской Федерации:
11. Государственной Думе и Совету Федерации рассматривать проекты федеральных законов по вопросам расширения геологического изучения и развития промышленности добычи редких и редкоземельных металлов в приоритетном порядке.
12. Совету Федерации организовать и провести в весеннюю сессию 2017 года парламентское мероприятие по вопросу развития геологического изучения, добычи и производства редких и редкоземельных металлов с обсуждением хода исполнения настоящих Рекомендаций.