Другие мероприятия

Совещание на тему «О развитии жилищного строительства на селе, в том числе деревянного домостроения, в рамках реализации федеральной целевой программы „Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года“

Рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ

 Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лесопромышленных предприятий, международных экспертов, представителей научных учреждений и экспертного сообщества вопрос «О развитии жилищного строительства на селе, в том числе деревянного домостроения, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», участники совещания отмечают.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших задач государственной политики. Основным инструментом выполнения этой задачи является федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (далее - Программа), входящая в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
Основными целями Программы являются создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий на селе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Достижение целей Программы осуществляется путем реализации комплекса основных мероприятий, в том числе направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. За период реализации Программы предусматривается ввести 3676, 1 тыс. кв. м. жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 2457,7 тыс. кв. м – для молодых семей и молодых специалистов, а также повысить уровень социально-инженерного обустройства сельских территорий.
Качественные характеристики состояния сельского жилищного фонда довольно низкие. Так, в последние годы удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности составляет 4,3% и в 2 раза превышает городской уровень. Численность сельского населения, проживающего в ветхих и аварийных домах, составляет 2,5 млн. По уровню коммунального благоустройства сельский жилищный фонд  значительно отстает от города. По комплексному набору коммунальных удобств город превосходит село в 3 раза. Так только 52% общей жилой площади сельской местности имело водопровод (в городе - 89,8%), 41,1% - водоотведение (канализацию) (87,6%), 63,6%- центральное отопление (92,1 %), 30,7% - ванну (душ) (81,6%), 27,9% - горячее водоснабжение (80,5%), 73,3% - газ (65,4%). В очереди на улучшение жилищных условий стоит более 490 тысяч сельских семей. Это происходит из-за того, что площадь ветхого и аварийного фонда ежегодно увеличивается и превышает объемы вводимого жилья. Доходы основной части сельских граждан не позволяют им решить жилищную проблему самостоятельно. Оплата труда сельских жителей составляет чуть более 50% от средней заработной платы по отраслям экономики.
В 2014 году введено (приобретено) 889,54 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений (план 856,7 тыс. кв. метров), в том числе 49 процентов (435,53 тыс. кв. метров) площади предназначено для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов (план - 484,2 тыс. кв. метров). За 2014 год выдано 1,3 тыс. жилищных кредитов (займов) гражданам на общую сумму 773,3 млн. рублей, в том числе более 1,2 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 704,7 млн. рублей. Половина всего объема кредитов и займов, выданных молодым семьям и молодым специалистам, использована ими в основном на строительство жилья (78,4%). При этом фактическая средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья в рамках Программы в 2014 году составила 21,85 тыс. рублей. Сравнительно низкая стоимость жилья относительно норматива, утверждаемого Минстроем России,  объясняется тем, что участники Программы осуществляют строительство жилых домов преимущественно собственными силами (76% от общего объема ввода жилья) с использованием местных строительных материалов. Подрядный способ строительства жилья не получил широкого распространения в сельской местности. Участники Программы самостоятельно выбирают вариант и способ строительства жилья, а также используемые строительные материалы. В рамках Программы строятся в основном индивидуальные дома, в строительстве преобладают традиционные материалы - кирпич (39%) и дерево (34%), блочные  жилые дома составляют 13%, прочие- 14%.
В 2015 году предусматривалось построить (приобрести) 549,1 тыс. кв. м жилья для граждан (135,5% к плановому заданию), в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 378 тыс. кв. м (133,3%), обеспечив при этом жильем 7,9 тыс. сельских семей, в том числе 5,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
Достигнутые объемы жилищного строительства в сельской местности являются недостаточными и не позволяют удовлетворить потребность всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой связи необходимо разработать систему  дополнительных мер, направленных на стимулирование жилищного строительства и обеспечение граждан, проживающих в сельской местности, благоустроенным жильем. Одной их таких мер является развитие деревянного домостроения.
В России деревянное домостроительство исторически было весьма развито и заметно преобладало над каменным строительством.
Важнейшее направление развития внутреннего рынка потребления лесобумажной продукции, отечественной стройиндустрии - это увеличение объемов деревянного домостроения и расширение использования в строительстве изделий и конструкций из древесины.
Благодаря высоким тепло- и звукоизолирующим свойствам природной древесины, высокой прочности на растяжение, сжатие и изгиб, малому объемному весу, применению современных химических составов для защиты древесины от гниения, вредителей и горения использование древесных материалов в строительстве практически не имеет ограничений.
Многие страны объявили о национальных программах содействия расширению применения дерева в строительстве и ушли далеко вперед по объёмам потребления древесины для обустройства жилья и быта населения. Европейский союз согласно программе «Деревянная Европа» планирует довести долю деревянного домостроения до 80% во вновь вводимом малоэтажном жилье. Финляндия в соответствии с национальной программой увеличила за последние 10 лет долю строительства деревянных домов с 30% до 70% в общем вводе жилья. США и Канада более 80% индивидуальных домов и таунхаусов строят из дерева. В результате на 1 кв. м жилья в упомянутых странах приходится 0,5 - 0,7 куб. метров материалов из древесины, тогда как в России - только 0,03 куб. метра.
По экспертным оценкам переход на строительство домов из дерева позволяет снизить себестоимость 1 кв. м общей площади дома на 40% и сократить сроки строительства в 1,5 раза. Производство древесных строительных материалов на 15-20% менее энергоемкое, чем производство цемента, бетонных и железобетонных конструкций.
Учитывая мировой опыт и то, что Россия является лесной державой, а сельские территории на 70% состоят из лесопокрытых территорий, строительство доступного и комфортного жилья из древесины для сельского населения – оптимальный путь решения жилищной проблемы на селе, перспективное направление развития сельских территорий России и повышение эффективности работы лесного комплекса.
Эффективность реализации жилищных программ на сельских территориях, предусматривающих малоэтажное деревянное домостроение, позволит обеспечить мультипликативный экономический эффект, который достигается за счет  многократного увеличения объема средств, привлекаемых в сопутствующие деревянному домостроению отрасли экономики: производство строительных материалов, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительские товары.
В свою очередь увеличение производства строительных материалов (пиломатериалов, фанеры, ДСП, МДФ) позволит в значительной степени обеспечить рост лесозаготовительного производства  и прогрессивное развитие лесного хозяйства. Установление тесной экономической связи между деревянным домостроением, лесопромышленным производством, лесозаготовительной отраслью и лесным хозяйством позволит обеспечить комплексное развитие лесной отрасли страны, повысит инвестиционную привлекательность и увеличит долю лесного комплекса в ВВП страны.
По экспертным оценкам, в малоэтажном деревянном домостроении на каждый вложенный рубль привлекается 5-7 рублей сторонних инвестиций. Дополнительный объем налоговых платежей, поступающих в бюджеты всех уровней от строительных организаций, предприятий строительной индустрии и сопутствующих отраслей производства, является весьма существенным.
Основным показателем эффективности малоэтажного деревянного домостроения для сельского жителя является улучшение его жилищных условий, что способствует его нормальной работе и решении других социальных, экономических, демографических проблем.
В настоящее время существует ряд проблем, сдерживающих динамичное использование древесных материалов в строительстве одной из которых является отсутствие специальных стандартов для элементов деревянного домостроения, СНиП для деревянного домостроения и технических условий на производство и строительство деревянных домов, а также использование древесных материалов в строительстве, гармонизированных с аналогичными стандартами ЕС, а также ограничения по пожарной безопасности.
Согласным данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации объем рынка деревянного домостроения в России последние 5 лет рос с ежегодным средним темпом в 6,5 %, и к концу 2014 года составил 8,5 млн. кв. метров жилья. В денежном выражении среднегодовой темп роста объема рынка деревянного домостроения составил около 11,4% и к 2014 году достиг 74 млрд. рублей.
При этом следует отметить существенную невостребованность производственных мощностей деревянного домостроения. В целом по отрасли загрузка производственных мощностей за 2014 год составила чуть более 30%. Вместе с тем, резервные мощности являются теми точками роста, которые позволят быстро нарастить объемы производства в случае существенного увеличения спроса.
В случае же недостатка производственных мощностей их можно будет существенно нарастить за предельно короткий срок, так как организация производства объектов деревянного домостроения относится к наименее капиталоемким. Так, стоимость оборудования для производства домокомплектов из клееного бруса мощностью 20 тыс. кв. метров в год составляет 4 млн. евро, при этом стоимость аналогичного оборудования для производства быстровозводимых деревянных домов (панельно-каркасное домостроение) мощностью до 55 тыс. кв. метров составляет около 2 млн. евро.
В России в структуре малоэтажного домостроения по конструкции стен на дерево приходится около 25% от общего объема жилья в кв. метрах, причем эта цифра примерно одинакова на протяжении последних 5 лет. Если говорить обо всем российском рынке жилищного строительства, то стоит отметить, что доля деревянного домостроения составляет 10,5%.
Участники совещания отмечают, что  заслуживают одобрения и широкого распространения представленные на совещании современные технологии в производстве плит на древесной основе и опыт работы в домостроении администраций и предприятий Костромской, Вологодской, Ростовской и Оренбургской областей, г. Череповца и г. Волгодонска.
Существенное развитие в мировой практике деревянного домостроения получили технологии многоэтажного деревянного домостроения. В ряде стран реализованы проекты по возведению деревянных домов высотностью до 8-9 этажей. В основном их строительство базируется на использовании перекрестно клееных плит (CLT). Система с применения CLT-панелей предполагает использование массивных деревянных панелей в качестве поддержки вертикальных и горизонтальных элементов здания.
Среди преимуществ деревянного домостроения по сравнению с другими технологиями строительства можно выделить следующие факторы – деревянный дом обходится дешевле кирпичного (меньшие затраты на фундамент и отделку), наличие хорошей теплоизоляции и малой теплопроводности, высокую скорость возведения, экологичность жилья.
К основным ограничениям развития деревянного домостроения можно отнести отсутствие стимулов спроса для приобретения деревянного жилья, устаревшую нормативно-техническую базу, высокую стоимость возведения инфраструктуры и инженерного оборудования, проблемы, связанные с кадровым обеспечением отрасли.
В настоящее время существует ряд мер государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса. Большей частью они связаны с повышением доступности кредитования. Предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2012-2015 годах на цели создания новых высокотехнологических производств, субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2011-2015 годах на цели создания сезонных запасов сырья, материалов и топлива; субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2015 годах на цели технического перевооружения,  модернизации   и реконструкции производства.
Вместе с тем, для развития индустриального деревянного домостроения и массового строительства малоэтажного жилья индустриальным способом необходимо разработка комплекса мер государственной поддержки. Это позволит обеспечить снижение цен на такое жилье, повысить уровень его доступности, увеличить объем и сократить сроки строительства.
Исходя  из  вышеизложенного, участники совещания предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о мерах, направленных на развитие сельского строительного комплекса и базы строительной индустрии на основе сельскохозяйственных строительных кооперативов, включая «Россельстрой», и частно-государственного партнерства, а также на развитие массового строительства «под ключ» жилья, детских садов и яслей, фельдшерско-акушерских пунктов, многофункциональных центров и культурно-просветительских центров в сельской местности в деревянном панельно-каркасном исполнении;
продолжить реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Программы, обеспечив необходимое финансирование данных мероприятий;
рассмотреть вопрос о возможности осуществления дополнительных мер поддержки сельского строительства в рамках мероприятий действующих государственных программ Российской Федерации;
разработать меры по удешевлению жилищного строительства в сельской местности, в том числе за счет сокращения стоимости и издержек по оформлению земельных участков под жилищное строительство, использования местных строительных материалов, применения современных энергоэффективных технологий строительства жилья.
разработать меры, направленные на создание условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, объектами инженерной и социальной инфраструктур, на дальнейшую реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, распространив опыт реализации этих проектов во всех субъектах Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о разработке мер, направленных на создание системы сельскохозяйственных  потребительских обсуживающих кооперативов сельскохозяйственного профиля, предложенной в Концепции развития сельского строительства в России;
провести анализ нормативно-технических актов в части, касающейся строительства и внести по его результатам в случае необходимости соответствующие изменения в указанные акты, в том числе в части, обеспечивающей применение несущих строительных элементов и конструкций с использованием древесины, включая материалы из огнебиостойкой модифицированной древесины, с применением стендовых испытаний по классам прочности;
рассмотреть вопрос о возможности формирования государственного заказа на производство комплектов деревянных домов для строительства доступного жилья;
активизировать работу со средствами массовой информации по разъяснению преимуществ использования древесины как строительного материала и комфортности проживания в деревянном доме, а также по подготовке каталогов проектных предложений и новых технологий строительства деревянных жилых домов в сельской местности.
2. Предложить Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:
разработать меры, направленные на повышение доступности кредитов, привлекаемых в российских кредитных организациях, для финансирования строительства жилья в сельской местности, а также ипотечных кредитов для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
рассмотреть вопрос о создании условий, направленных на возможность привлечения в Сбербанке России и Российском сельскохозяйственном банке ипотечных кредитов для приобретения жилья в деревянном панельно-каркасном исполнении на селе, поселках и малых городах по льготной процентной ставке (на уровне 7%);
рассмотреть вопрос о включении в объем ипотечных кредитов для приобретения домов в деревянном панельно-каркасном исполнении расходов на мебель первой необходимости (встроенные шкафы, элементы кухонной мебели, детской мебели) в сумме до 100 тысяч рублей на один объект кредитования.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» следующими мероприятиями:
грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов строительного направления, направленная на компенсацию затрат по выполнению проектно-изыскательских работ и инженерную подготовку территории. Общий объем финансирования на мероприятие в рамках программы – 5% от суммы «объема финансового обеспечения – всего», в том числе за счет средств федерального бюджета;
грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов строительного направления, направленная на компенсацию затрат по выполнению проектно-изыскательских работ и инженерную подготовку площадки под реализацию проектов комплексного обустройства. Общий объем финансирования на мероприятие в рамках программы – 7% от суммы «объема финансового обеспечения – всего», в том числе за счет средств федерального бюджета;
организация и проведение ежегодного всероссийского конкурса сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов по реализации инвестиционно-строительных проектов на сельских территориях, либо организация и проведение всероссийского конкурса среди отечественных архитекторов на создание типовых проектов жилых объектов для сельской местности, отвечающих инновационным требованиям энергоэффективности, экологичности, основанных на использовании местных строительных материалов, а также учитывающих при проектировании нормы предоставления площади жилого фонда и условия финансирования основных программ жилищного строительства. Общий объем финансирования на мероприятие в рамках Программы – 36 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета;
поддержка строительных организаций, создаваемых на кооперативной основе в рамках мероприятия грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в региональные программы по переселению из ветхого жилья, обеспечению молодых семей, переселению из северных районов и другие региональные программы мероприятий по развитию деревянного домостроения, в том числе по строительству жилья и объектов общественного пользования (ФАПов, МФЦ) в деревянном панельно-каркасном исполнении.
5. Предложить предприятиям деревянного домостроения:
осуществлять кооперацию с сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях организации строительства жилья с использованием древесины с последующей реализацией его сельским гражданам по доступной цене;
активизировать работу со средствами массовой информации по разъяснению преимуществ использования древесины как строительного материала и комфортности проживания в деревянном доме, а также по подготовке каталогов проектных предложений и новых технологий строительства деревянных жилых домов в сельской местности.