Другие мероприятия

Совещание «О создании комплексной системы геотехнического мониторинга состояния окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ

О реализации рекомендаций совещания «О создании комплексной системы геотехнического мониторинга состояния окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации»

 

 

Рассмотрев протокол совещания на тему «О создании комплексной системы геотехнического мониторинга состояния окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации» от 25 апреля 2024 года, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отмечает следующее.

Многолетняя (вечная) мерзлота является одним из главных природных факторов, с которым сталкиваются при освоении территорий ее распространения, влияющих на создание и безаварийную эксплуатацию хозяйственной инфраструктуры. Основная деградация вечной мерзлоты идет в тех местах, где расположены здания, сооружения, линейные объекты. Обязательно необходимо учитывать состояние вечной мерзлоты при эксплуатации различных объектов.

Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 297-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено создание системы государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты на базе государственной наблюдательной сети Росгидромета. Следует отметить, что такая система не даст полной картины по процессам, которые происходят в вечной мерзлоте, так как будет учитывать только фоновый мониторинг, которого недостаточно для получения полной информации о состоянии вечной мерзлоты.

Система фонового мониторинга может рассматриваться лишь как часть системы мониторинга состояния вечной мерзлоты, предусматривающей расширение сети наблюдений за температурой грунтов на существующих метеорологических станциях, что не даст возможности оценки реакции криолитозоны в различных природных ландшафтах и в зонах техногенного освоения.

Наравне с фоновым мониторингом необходим и геотехнический мониторинг инженерных объектов и застраиваемых территорий для эксплуатационной надежности и промышленной безопасности инженерных объектов, сохранности окружающей среды и минимизации экологического ущерба от осуществления хозяйственной деятельности.

В 2020 году сообществом российских мерзлотоведов при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики был выполнен проект, рассматривающий современное состояние и прогноз криолитозоны на ближайшие 30 лет с оценкой возможного экономического ущерба при деградации мерзлоты, разработкой структуры и методических подходов к созданию такой системы в Российском секторе Арктики. По оценкам, специалистов к 2050 году только прямой ущерб основным фондам составит 5–7 триллионов руб., включая жилые здания.

Первоочередной задачей и одним из путей минимизации ущерба и разработки подходов в выполнении национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации, рациональному освоению и жизнеобеспечению северных регионов является создание комплексной объективной системы контроля за состоянием мерзлых толщ — геотехнический мониторинг, который подразумевает систему наблюдений за динамикой изменения геокриологических условий — температуры горных пород, глубины сезонного протаивания, криогенных процессов, свойств грунтов, подземных вод в естественной природной среде и в зоне её освоения. Составной частью геотехнического мониторинга являются не только наблюдения, но и анализ всех доступных данных и мерзлотный прогноз.

Как вариант решения вопроса возможна разработка Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики нового проекта федерального закона с участием предприятий и субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону.

С целью обеспечения геотехнической безопасности проектирования, строительства и эксплуатации капитальных объектов и искусственных сооружений, находящихся в сложных природно-климатических условиях Арктики, в настоящее время создаются региональные и корпоративные системы мониторинга. Региональные проекты геотехнического мониторинга реализуются Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Республики Саха (Якутия) и крупными компаниями. ПАО ГМК «Норильский никель» реализует проект постоянного автоматизированного наблюдения за температурой многолетних грунтов, оснований и деформационным поведением строительных конструкций фундаментов. Компания ПАО «Транснефть» реализует проект сбора данных пространственной и временной вариативности параметров, влияющий на тепловой режим грунтов, а также оценки влияния климата на температуру грунтов.

Для эффективного использования данных, полученных при реализации пилотных проектов, необходимо разработать отраслевые и федеральные нормы мониторинга и прогноза изменения вечной мерзлоты.

11 марта 2023 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 559-р, которым утвержден национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (далее – Национальный план).

В соответствии с п. 17 Плана мероприятий по организационному, нормативно-правовому, научно-методическому и информационному обеспечению реализации Национального плана предусмотрена подготовка Минстроем России, Минпромторгом России, Минвостокразвития России предложений по мониторингу состояния и устойчивости грунтов в пределах населенных пунктов и производственных объектов в Арктической зоне Российской Федерации. Указанные предложения должны содержать информацию по регламентации геотехнического мониторинга в процессе эксплуатации инженерных сооружений, находящихся в зоне многолетней (вечной) мерзлоты; по разработке документов в области технического регулирования (своды правил, национальные стандарты), содержащие требования по осуществлению геотехнического мониторинга в целях предупреждения или контроля развития деформаций инженерных сооружений; предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

В настоящее время назрела необходимость разработки дорожной карты по созданию объективной комплексной системы мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты, учитывая государственные стратегические планы и задачи Российской Федерации по освоению Арктической зоны Российской Федерации.

Деятельность по осуществлению геотехнического мониторинга потребует дополнительных бюджетных расходов, межведомственной координации, создания правил сбора, хранения и передачи данных, в том числе коммерческими организациями.

 

На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

 

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность:

разработки проекта федерального закона «О многолетней (вечной) мерзлоте», в котором определить ответственный федеральный орган исполнительной власти в области геотехнического мониторинга и охраны многолетней (вечной) мерзлоты, а также формы лицензирования мониторинговой деятельности и взаимодействия с организациями, выполняющими задачи мониторинга;

разработки документов в области технического регулирования (правила, национальные стандарты), содержащих требования по осуществлению геотехнического мониторинга;

организации единого информационного центра по сбору, обработке, анализу и обмену данными между предприятиями и ведомствами, создавшими региональные и корпоративные системы мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты, с передачей мониторинговой и прогнозной информации потребителям.

1.2. Рассмотреть и проанализировать опыт работы системы автоматизированного геокриологического мониторинга в Ямало-Ненецком автономном округе с последующей реализацией пилотного проекта по созданию системы автоматизированного геокриологического мониторинга государственного уровня.

1.3. Поручить Российской академии наук совместно с Минобрнауки России разработать концепцию и проект создания системы комплексного межведомственного мониторинга вечной мерзлоты.

2. Рекомендовать Минстрою России создать межотраслевую рабочую группу с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей субъектов Российской Федерации и организаций для разработки единого нормативного документа, регламентирующего проведение фонового и геотехнического мониторинга и порядка использования получаемых данных.

3. Рекомендовать Минстрою России, Минпромторгу России, Минвостокразвития России подготовить и представить предложения по геотехническому мониторингу состояния и устойчивости грунтов многолетней (вечной) мерзлоты в процессе эксплуатации инженерных сооружений в пределах населенных пунктов и производственных объектов Арктической зоны Российской Федерации.

4. Направить данное решение в Правительство Российской Федерации, Минстрой России, Минпромторг России, Минвостокразвития России, Минприроды России, Росгидромет.

 

 

 

Председатель Комитета А.В. Двойных