Другие мероприятия

Совещание «О ходе подготовки изменений и дополнений в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»

Протокол

совещание «О ходе подготовки изменений и дополнений в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»

г. Москва

ул. Б. Дмитровка д. 24, стр. 2 зал 318

17 апреля 2024 года

14.00

 

Председательствующий:

 

КУВШИННИКОВ Олег Александрович, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

1.

ГИГЕЛЬ

Татьяна Анатольевна

 

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

2.

РАФАИЛОВ

Михаил Константинович

заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России

3.

ХМЫРОВА

Вера Геннадьевна

директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России

4.

ГУСЕВ

Григорий Геннадьевич

заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России

5.

КУЛАГИН

Алексей Владимирович

заместитель директора Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России

6.

ПАНФИЛОВ

Александр Викторович

заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства

7.

ШУЛЬГИН

Георгий Константинович

заместитель директора Департамента развития искусственного интеллекта и больших данных Минцифры России

8.

МИРЮГИНА

Елена Александровна

врио заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России

9.

ПОДОЛЯН

Сергей Сергеевич

заместитель начальника управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России

10.

ХОЧУЕВ

Азамат Алиевич

заместитель директора Департамента секторов экономики Минэкономразвития России

11.

ЕФАНОВ

Владислав Юрьевич

начальник департамента лесного комплекса Вологодской области

12.

САМОЙЛОВ

Андрей Николаевич

и. о. министра лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края

13.

КУЛИКОВ

Антон Викторович

начальник отдела министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края

14.

КОРОБКИН

Александр Владимирович

заместитель министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

15.

МУРАЕВ

Игорь Геннадиевич

министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области

16.

ЛЕОНТЬЕВ

Эдуард Валериевич

заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.

17.

АЛЕКСЕЕНКО

Александр Юрьевич

директор ДальНИИЛХ

18.

ТАЦЮН

Мирон Васильевич

президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России

19.

ПРИЛИПОВ

Валерий Анатольевич

вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России

20.

ДРАПАЛЮК

Михаил Валентинович

ректор ФГБУ «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова»

21.

ИВАНОВ

Николай Вадимович

 

Вице-президент по работе с государственными органами, лесной политике и устойчивому развитию ПАО «Сегежа Групп»

22.

КЛИНОВ

Михаил Юрьевич

заместитель директора

ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»

23.

КОНЮШЕНКОВ

Михаил

Евгеньевич

заместитель директора ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»

24.

КОРЯКИН

Василий Анатольевич

заведующий отделом экономики лесного хозяйства ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства» (ВНИИЛМ)

25.

КРЖИЖАНОВСКАЯ

Светлана

Геннадьевна

председатель межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК-135 мебель),

член Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете

26.

КУДРЯВЦЕВ

Алексей Владимирович

генеральный директор ООО «Титан»

27.

ЛУКИНА

Наталья Васильевна

директор ФГБУН Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН,

представитель Минобрнауки России

28.

МАКАРОВ

Андрей Георгиевич

Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

29.

МАКАРОВ

Николай Борисович

председатель Комитета по предпринимательству в лесном комплексе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

30.

МАРФИН

Юрий Сергеевич

ректор Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск

31.

МОРКОВИНА

Светлана Сергеевна

Проректор по научной работе

ФГБУ «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова»

32.

СМИРНОВА

Елена Львовна

директор по поддержке экспорта ЛПК АО «Российский экспортный центр»

33.

УШМОДИН

Александр Васильевич

заместитель директора ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»

34.

УШМОДМИН Александр Васильевич

ведущий научный сотрудник отдела экономики лесного хозяйства ВНИИЛМ

35.

ФРЕНКЕЛЬ

Борис Абрамович

Директор по взаимодействию с государственными органами Компании «Свеза»

36.

ШЕВЕЛЕВ

Сергей Витальевич

директор по лесному хозяйству ООО «Титан»

37.

КРОТОВ

Николай Степанович

Советник Генерального директора АО «Архангельский ЦБК»

38.

ШУПЛЕЦОВА

Юлия Игоревна

 

 

руководитель секции «Лесопромышленный комплекс» Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

39.

ГИРЯЕВ

Николай Михайлович

советник заместителя Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьева

40.

МАРЧЕНКО

Елена Ивановна

советник аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Выступили: О.А. Кувшинников, Т.А.Гигель, В.Г. Хмырова, М.К.Рафаилов, А.Н. Самойлов, Н.В. Лукина, М.Ю. Клинов, С.Г. Кржижановская. Рассмотрев вопрос «О ходе подготовки изменений и дополнений в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», участники совещания отмечают следующее. Поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса России, состоявшегося
10 февраля 2023 года (№ Пр-562) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить актуализацию Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия), обратив внимание на необходимость: уточнения целевых показателей, определяющих параметры развития лесной промышленности в долгосрочной перспективе (с учетом увеличения доли данного сектора экономики в валовом внутреннем продукте); повышения уровня обработки и переработки древесины, а также масштабирования технологических цепочек получения продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости; импортозамещения в сфере лесной промышленности с учетом текущих и перспективных потребностей. Решением Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации от 13 декабря 2023 года № 2.3–03/932 Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено с учетом предложений субъектов Российской Федерации продолжить работу по актуализации Стратегии и направить предложения по ее дополнению в Минпромторг России. В новых экономических условиях для достижения поставленных главой государства целей в Стратегии необходимо обозначить ключевые показатели эффективности, обеспечивающие: увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности в реальном выражении не менее чем на 
40 процентов по сравнению с 2022 годом; рост к 2030 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом; продление Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» до 2030 года в части мероприятий по оснащения субъектов лесопожарным снаряжением и инвентарем, автоматическими системами обнаружения лесных пожаров, проведению уходов за лесными культурами, развитию лесного семеноводства и лесных питомников. Корректировки требует раздел «Характеристика и целевое видение социально-экономических тенденций в развитии лесного комплекса в разрезе федеральных округов» в части планируемых к созданию кластеров по глубокой переработке древесины. Необходимо учесть в Стратегии и вопросы развития новых субъектов Российской Федерации. В Стратегию необходимо включить все направления развития, определенные решением Совета по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации: 1. Дополнить ее сценарием развития, при котором значительную часть продукции лесного комплекса, в том числе и с высокой добавленной стоимостью необходимо будет реализовать на внутреннем рынке, предусмотрев следующие мероприятия: комплексное развитие деревянного домостроения; комплексное использование малоценной древесины и отходов производства и лесопиления, в том числе и биотоплива; строительство новых и расширение, и модернизации действующих ЦБК (особенно малотоннажных); обеспечение кадрового и технологического суверенитета отрасли. 2. Увязать положения Стратегии со смежными стратегиями в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, энергетической, транспортной отрасли, в сфере экологической безопасности и др. Экспертным сообществом предлагается дополнить Стратегию рядом положений. В подразделе 2 раздела III «Совершенствование государственной системы управления лесами», «Повышение доходности лесного хозяйства», «Цифровая трансформация лесного хозяйства», в подразделе «Научно-техническая модернизация лесного хозяйства на основе научных достижений и подготовка кадров» раздела VIII предлагается заменить слова «лесами» и «лесного хозяйства» на «лесного комплекса» и внести соответствующие коррективы. Дополнить Подраздел 3 раздела VIII мерами по созданию постоянно действующих центров мониторинга из числа отраслевых вузов для прогнозирования научно-технического развития каждой из отраслей лесопромышленного комплекса (лесное хозяйство, производство пиломатериалов, продукции ЦБП, фанеры, древесных плит, мебели, деревянного домостроения, продукции лесохимии). Это позволит запустить механизм создания отраслевого федерального учебно-методического объединения в системах высшего и среднего профессионального образования по профессиям, специальностям, направленным на подготовку кадров для отраслевого лесного комплекса.

Изменить подходы к проведению работ по лесовосстановлению, обеспечению гарантированного лесовосстановления, лесоразведения до момента отнесения земель к землям, на которых расположены леса (перевода лесного участка в покрытую лесом площадь). Нужно не просто акцентировать внимание на необходимости применения современных технологий лесовосстановления и увеличении доли искусственного лесовосстановления, но и в количественном исчислении предусмотреть увеличение использования семян с улучшенными наследственными свойствами, полученными в том числе с применением генетических технологий.

Предусмотреть возможность допуска к проведению лесоустроительных работ на арендованных лесных участках за счет средств арендатора частных компаний, которые пройдут процедуру аттестации уполномоченным органом, по аналогии с аттестацией специалистов по таксации лесов. При этом для специалистов-лесоустроителей, выполняющих такие работы, должна быть предусмотрена ответственность, равная ответственности государственных учреждений за достоверность данных, чтобы обеспечить равенство условий для всех участников. Такой подход позволит ускорить проведение лесоустройства на арендованных участках, а также позволит снизить нагрузку на Рослесинфорг, позволив ему сосредоточиться на выполнение плана лесоустройства, утвержденного Рослесхозом. Предусмотреть повышение доходности лесного хозяйства за счет повышения ставок арендной платы за лесные участки. Предусмотреть разработку плана мероприятий по реализации Стратегии. Определить целевые ориентиры развития отрасли с учетом гарантированного удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в продукции лесопромышленного комплекса и продвижения продукции ЛПК на международные рынки. Определить приоритетность создания дополнительных мощностей по переработке балансовой древесины, особенно лиственной, технологического сырья. Определить точки для создания недостающих производственных мощностей для переработки данных сортиментов с учетом складывающегося баланса сырья в стране. Проработать меры поддержки и формирования благоприятных условий для создания данных производств в приоритетном порядке. Определить развитие внутреннего спроса на продукцию деревообработки (пиломатериалы, ДСП, ДВП, OSB, фанера, биотопливо и пр.) за счет стимулирования развития смежных отраслей (деревянное домостроение, в том числе многоэтажное, строительная отрасль, мебельное производство, авиа- и судостроение, энергетика и т. д.). Исключить положение, которое позволяет вовлекать в рубку малонарушенные старовозрастные леса. Внести положение, которое определяет формирование порядка проведения оценки поглощения парниковых газов лесами в государственной инвентаризации лесов. Дополнить разделом, содержащим комплекс мер (»дорожную карту») по развитию лесного машиностроения. С учетом состоявшегося обсуждения, участники заседания решили:

 

1. Принять информацию к сведению.

 

2. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию обобщить поступившие предложения о внесении изменений и дополнений в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года и направить в Минпромторг России.

 

 

 

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

 

 

О.А. Кувшинников