РЕЗОЛЮЦИЯ
встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации с тружениками социальной сферы села
город Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | 20 мая 2022 года |
Президент Российской Федерации, определяя национальные цели развития страны, обозначил в качестве ключевого направления преобразований – повышение качества жизни людей.
Создание условий для обеспечения стабильного роста уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни является основной целью Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р.
На улучшение и обновление социальной, инженерной, транспортной инфраструктур сельских территорий направлены мероприятия национальных проектов «Здравоохранение», «Демография», «Культура», «Образование», «Цифровая экономика» и ряда других государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее — Госпрограмма), принятая при непосредственном участии Совета Федерации, к приоритетам которой относится устойчивый рост численности сельского населения, создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие кадрового потенциала.
Участники встречи отмечают положительную динамику ее реализации. Так, в 2021 году:
53,6 тыс. семей улучшили свои жилищные условия на сельских территориях (приобретено и построено более 2,9 млн. кв. метров жилья);
привлечено более 5,5 тыс. специалистов для работы у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
реализовано более 3,6 тыс. проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях;
построены или модернизированы 171 объектов в сфере образования, 165 объектов коммунальной инфраструктуры, 152 объекта в сфере культуры, 56 объектов в сфере физической культуры и спорта, 42 объекта в сфере здравоохранения.
Таким образом, за два года реализации Госпрограммы созданы условия для повышения качества и уровня жизни более 8 миллионов граждан, проживающих в шести с половиной тысячах сельских населенных пунктах, что составляется около 22 % сельского населения нашей страны.
Также отмечаются положительные результаты реализации программ «Земский доктор», «Земский фельдшер» и «Земский учитель» — участие в программах приняли 51,7 тыс. медицинских работников, в том числе 45,1 тыс. врачей и 6,6 тыс. средних медицинских работников, для работы в сельские школы переехали 2 967 учителей.
Вместе с тем, участники встречи отмечают сохраняющиеся низкие темпы социально-экономического развития сельских территорий, которые приводят к миграционному оттоку сельского населения в города.
Сдерживающим фактором дальнейшего развития агропромышленного комплекса и социальной сферы села, внедрения передовых технологий является проблема кадрового обеспечения сельских территорий, в том числе привлечения молодых квалифицированных кадров.
Учитывая успешный опыт реализации программ «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель» по привлечению специалистов для работы в сельской местности, необходимо распространить практику социальной поддержки специалистов на все направления социальной сферы села, в том числе в области культуры и спорта, что могло бы стать стимулирующим фактором привлечения молодежи на село. Также регионам необходимо активнее использовать механизм заключения договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по наиболее востребованным специальностям.
Остро стоят вопросы обеспечения граждан качественным жильем, развития инженерной инфраструктуры и сети автомобильных дорог местного значения, по‑прежнему отмечается низкий уровень доступности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подвижной радиотелефонной связи в малонаселенных сельских населенных пунктах, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях.
Не теряет своей актуальности вопрос повышения качества медицинской помощи на сельских территориях. Медицинские организации нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием, продолжает отмечаться нехватка фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий, сохраняется дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Актуальными остаются проблемы обновления парка машин скорой помощи и мобильных медицинских комплексов.
В качестве одной из основных причин недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности является отсутствие координации действий государственных органов исполнительной власти при планировании и реализации федеральных проектов и комплексных процессных мероприятий на сельских территориях, что снижает их эффективность. Кроме того, отсутствует гибкий механизм перераспределения в рамках государственных программ Российской Федерации высвобождающихся бюджетных средств.
Учитывая изложенное, участники встречи рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
продолжить практику проведения ежегодных встреч Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с тружениками социальной сферы села.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение:
проекта федерального закона № 19332–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
проекта федерального закона № 1162929–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий»;
проекта федерального закона № 93426–8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13–2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в части уточнения круга лиц, в общую собственность которых поступает жилое помещение при приобретении в нем долей);
проекта федерального закона № 11010–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части совершенствования пропаганды здорового образа жизни и санитарно-гигиенического просвещения населения);
проекта федерального закона № 798952–7 «О внесении изменений в часть 2 статьи 56 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (в части изготовления лекарственных препаратов);
проекта федерального закона № 69228–8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации (о запрете изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, деятельность которых осуществляется в целях отдыха и оздоровления детей, а также изменения разрешенного использования земель рекреационного назначения, на которых расположены такие объекты);
проекта федерального закона № 812687–7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство).
3. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос об определении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в качестве уполномоченного органа, координирующего реализацию государственными органами исполнительной власти мероприятий на сельских территориях и наделении его полномочиями по выработке единых подходов к планированию, реализации мероприятий, обеспечивающих комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий (в том числе сфер здравоохранения, образования, культуры, спорта, инженерной и транспортной инфраструктур, предпринимательства), а также по контролю за ходом реализации указанных мероприятий и подведению промежуточных и итоговых результатов;
рассмотреть возможность разработки и утверждения новой Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года и Плана мероприятий по ее реализации, предусмотрев синхронизацию мероприятий государственных программ Российской Федерации по развитию сельских территорий;
внести в 2022 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования Госпрограммы до параметров, установленных в ее первоначальной редакции, в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году;
предусмотреть возможность перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, высвобождающихся в результате их экономии и (или) отказа субъектов Российской Федерации от реализации отдельных мероприятий Госпрограммы, между ее мероприятиями и субъектами Российской Федерации, а также на мероприятия по возмещению российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных ими доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях);
ускорить рассмотрение вопроса о принятии Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры» в части дополнения ее программой «Земский работник культуры», предусмотрев необходимое финансирование.
ускорить рассмотрение вопроса о принятии Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» в части дополнения ее федеральным проектом «Спорт на селе», предусмотрев необходимое финансирование;
рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на закупку автомобилей скорой медицинской помощи в 2022–2023 годах;
ускорить подготовку программы «Кадры для села» во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 года № Пр-234ГС;
ускорить решение вопроса о возможности предоставления гражданам Российской Федерации жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях) («сельская ипотека»), предусмотренных в рамках ведомственного проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» Госпрограммы после 31 декабря 2022 года;
рассмотреть вопрос о включении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в состав субъектов предпринимательской деятельности, которые могут получить декларации и сертификат соответствия на производимую сельскохозяйственную и пищевую продукцию;
принять меры по обеспечению устойчивой подвижной радиотелефонной связью и широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием волоконно-оптических и проводных линий связи малонаселенных сельских пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, в том числе с численностью до 100 человек;
рассмотреть возможность разработки механизма софинансирования строительства многофункциональных комплексов, в которых размещаются объекты социальной инфраструктуры на сельских территориях, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры», «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости», «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
проработать вопрос упрощения (ускорения) процедуры получения гражданства Российской Федерации для врачей и членов их семей, прибывающих из бывших союзных республик СССР, а также процедуры взаимного признания дипломов специалистов из дружественных стран;
рассмотреть вопрос о предоставлении права замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу сроком на 3 года гражданину, получившему среднее профессиональное образование (медицинское), в рамках договора о целевом обучении;
рассмотреть возможность ежегодной индексации единовременных компенсационных выплат по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» с учетом уровня инфляции.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопрос о расширении перечня профессий и специальностей, по которым оказывается содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами в рамках Госпрограммы;
совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации продолжить работу по созданию типовых проектов многофункциональных комплексов, объединяющих учреждения разного функционального назначения для различных типов сельских населенных пунктов и их строительству на сельских территориях.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о предоставлении льгот для выпускников сельских школ (малых городов и рабочих поселков), прошедших обучение в системе специализированных агроклассов и (или) имеющих профессиональный стаж (не менее года) по сельским профессиям при поступлении на профильные специальности в средние профессиональные и высшие учебные заведения;
разработать комплекс мер по созданию условий для развития научно-производственных комплексов в составе аграрных образовательных организаций.
6. Министерству просвещения Российской Федерации:
рассмотреть целесообразность дополнения Всероссийского конкурса «Учитель года» новой номинацией «Сельский учитель»;
проработать вопрос распространения положительной практики реализации научно-учебных лабораторий «Агрокуб» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
рассмотреть возможность увеличения размера единовременной выплаты на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.
8. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
провести мониторинг оснащения организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, компьютерной техникой и обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае выявления отсутствия необходимой техники и (или) ее сетевого подключения принять меры техническому оснащению указанных организаций. О результатах мониторинга проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
усилить контроль за качеством и доступностью оказания медицинской помощи, а также лекарственного обеспечения граждан, проживающих на сельских территориях;
принять меры по повышению доступности и качества медицинской помощи для граждан, проживающих в сельской местности, развитию инфраструктуры и оснащению медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами, оборудованными аппаратами маммографии, флюорографии, смотровым кабинетом, УЗИ-аппаратом, обновлению парка машин скорой помощи, развитию санитарной авиации, телемедицинских технологий;
проработать вопрос повышения доступности для граждан, проживающих на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях, мероприятий по вакцинации, диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, патронажного наблюдения беременных и новорожденных;
рассмотреть возможность корректировки системы подготовки в ординатуре с возможным ведением поэтапной ординатуры с проведением процедуры аккредитации после каждого из этапов с учётом положений профессиональных стандартов;
проработать вопрос по оптимизации ведения первичных учетных медицинских документов для сельских поликлиник и поликлиник, расположенных в труднодоступных и отдаленных районах;
совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
— продолжить работу по внедрению использования цифровых технологий при оказании медицинской помощи, в том числе в части дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов, использования системы искусственного интеллекта;
— продолжить работу по использованию телемедицинских технологий в медицинских организациях, расположенных в сельской местности.
9. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность доведения волоконно-оптических сетей до трех труднодоступных сел Республики Тыва с. Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна, с. Кунгуртуг Тере-Хольского кожууна, с. Моген-Бурен Монгун-Тайгинского кожууна.
10. Министерству культуры Российской Федерации:
ускорить комплектование фондов муниципальных библиотек с использованием возможностей цифровой среды в целях повышения уровня культуры и грамотности граждан, проживающих в сельской местности;
разработать систему мер поддержки по развитию индустрии изделий народных художественных промыслов.
11. Министерству спорта Российской Федерации:
в целях обеспечения доступности занятий спортом на сельских территориях осуществлять строительство быстровозводимых и малобюджетных модульных спортивных залов и других спортивных объектов;
совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проработать возможность создания общероссийского сельского физкультурно-спортивного общества.
12. Министерству транспорта Российской
Федерации совместно
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
принять меры по повышению транспортной доступности сельских территорий для обеспечения их социально-экономического развития и удовлетворения потребностей сельского населения в качественных и безопасных транспортных услугах и надежных круглогодичных транспортных связях.
13. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
активизировать работу по реализации мероприятий в сфере внутренней трудовой миграции, включая предоставление безработным гражданам государственной услуги по содействию в переезде и переселении в сельскую местность для их дальнейшего трудоустройства;
рассмотреть возможность закрепления функций технического заказчика в строительстве за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исключив их из обязанностей руководителей организаций социальной сферы;
расширить практику заключения договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в сфере агропромышленного комплекса;
оказывать поддержку творческим народным коллективам и организациям, осуществляющим деятельность в области народных художественных промыслов в целях сохранения многонациональной культуры и традиций малых городов и сельских поселений.
14. Правительству Алтайского края:
рассмотреть вопрос об источниках финансового обеспечения предоставления услуги транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.