Рекомендации
Рассмотрев протокол совещания «О разработке мер по реализации в Российской Федерации «зеленых» проектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду» от 25 февраля 2021 года, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
в целях повышения привлекательности инструментов «зеленого финансирования» и расширения их использования для решения задач по обеспечению экологической безопасности разработать комплексный подход к нормативному правовому регулированию «зеленых проектов»; определить единую систему и принципы «зеленого финансирования»; конкретизировать меры государственной поддержки для инициаторов «зеленых проектов»; разработать и закрепить терминологию «зеленого финансирования», включая понятие «зеленая облигация»; определить перечень критериев отнесения облигаций к категории «зеленая»; предусмотреть механизм контроля за целевым использованием денежных средств, полученных от их размещения;
рассмотреть на очередном
заседании Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны
окружающей среды конкретные механизмы стимулирования инвестиций в экологические
и климатические проекты, разработанные Минэкономразвития России, Минприроды
России, Минфином России и иными заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, с участием кредитных организаций, профессиональных и экспертных организаций.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Банком России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями рассмотреть возможность:
предоставления бюджетных субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат эмитентов на верификацию проектов в сфере устойчивого (зеленого) развития;
предоставления бюджетных субсидий эмитентам зеленых облигаций на возмещение части затрат по купонным выплатам;
применения налоговой ставки 0% в отношении купонного дохода по зеленым облигациям (облигациям устойчивого развития);
расширения области применения статьи 284.2.1 Налогового Кодекса Российской Федерации на зеленые облигации, т. е. возможности применения налоговой ставки 0% к доходу от реализации ценных бумаг по аналогии с ценными бумагами высокотехнологичного сектора;
предоставления налогового кредита инвесторам (снижение суммы подлежащих уплате налогов) зеленых облигаций в зависимости от суммы приобретаемых облигаций;
сокращения срока владения для безналоговой продажи «зеленых» облигаций с пяти лет до одного года;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 № 541
«Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета
российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода
по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных
технологий» в части расширения перечня объектов не только для поддержки
действующих проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, но и новых экологических проектов.
3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации в рамках осуществления координирующей роли по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации:
провести дополнительное ранжирование направлений инвестиций путем предоставления мер государственной поддержки, обеспечив приоритет направлениям, реализуемым в рамках национального проекта «Экология» (прежде всего в части повышения качества атмосферного воздуха, создания инфраструктуры обращения с отходами, предоставления мер поддержки конкретным предприятиям, на которые возложены обязанности в рамках указанного национального проекта), а также в части внедрения наилучших доступных технологий;
уточнить системы верификации, а также порядок наделения организаций статусом верификаторов, их полномочий, порядка определения стоимости услуг, исключения излишних полномочий по проверке верификаторами обязательных требований, проверяемых в рамках, в частности, государственного экологического надзора;
рассмотреть возможность
разработки в оперативном порядке финансового инструментария и методологического
обеспечения для новых финансовых переходных инструментов, в том числе
привязанных к конкретному достижению.
4. Рекомендовать
Минэкономразвития России и ВЭБ.РФ совместно с экспертным сообществом продолжить
работу по формированию условий для развития новых инструментов и механизмов
«зеленого» финансирования, в том числе для целей экологической
модернизации экономики, с учетом национальных целей и принятых Российской
Федерацией международных обязательств.
5. Рекомендовать Банку России рассмотреть возможность:
приравнивания зеленых облигаций, сертифицированных уполномоченными верификаторами, к субфедеральным и муниципальным облигациям для целей расчета обязательных нормативов банков;
для целей расчета банками величины рыночного риска — при расчете специального процентного риска отнесения к ценным бумагам с низким процентным риском зеленых облигаций, имеющих кредитный рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в национальной валюте, присвоенный российским рейтинговым агентством;
включения зеленых облигаций, размещенных банками, в Ломбардный список ЦБ РФ с пониженным дисконтом;
продолжить работу по формированию необходимой методологической поддержки для компаний, в том числе в части предоставления информации для оценки рисков, которые может нести финансовая система в связи с экологическими рисками;
разработать рекомендации для публичных
акционерных обществ, для членов советов директоров о необходимости учета
рисков, связанных с экологией, социальной сферой и переходом к низкоуглеродной
экономике, а также рекомендации по раскрытию информации, связанной с экологическими и социальными факторами, а также факторами корпоративного
управления.
6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях эффективной реализации национального проекта «Экология»:
6.1 Разработать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации:
по финансовой ответственности собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда;
«окрашивания» экологических платежей, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации для их последующего направления на ликвидацию накопленного вреда и оздоровления окружающей среды;
запуска механизма расширенной ответственности производителей и импортеров за утилизацию товаров и упаковки.
6.2. Разработать критерии и показатели по отнесению проектов к «зеленым» проектам.
6.3 Подготовить предложения по включению в проект «Таксономии зеленых проектов» следующих проектов:
ликвидации опасных объектов накопленного вреда и экологического оздоровления водных объектов;
снижения выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферу;
обеспечения сортировки отходов и снижения объема их захоронения;
сохранения биоразнообразия.
6.4. Рассмотреть возможность
внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части участия
компаний и организаций топливно-энергетического комплекса в реализации проектов
лесоразведения и лесовосстановления, обеспечивающих сокращение выбросов
парниковых газов.
7. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации проработать и закрепить в качестве приоритетных направлений «зеленого» финансирования:
перевод на более экологичные источники энергии систем энерго- и теплоснабжения в населенных пунктах, создание низкоуглеродных систем теплоснабжения, внедрение возобновляемых источников энергии;
внедрение наилучших доступных
технологий в рамках национального проекта «Экология» в отраслях
топливно-энергетического комплекса.
8. Рекомендовать
Министерству сельского хозяйства Российской
Федерации подготовить проект федерального закона, предусматривающий разработку
мер государственной поддержки производителей продовольствия с улучшенными
характеристиками.