Резолюция встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с тружениками социальной сферы села
город Москва,
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
20 апреля 2021 года
В пятой
ежегодной встрече приняли участие представители всех субъектов Российской
Федерации. По итогам состоявшегося обсуждения,
с учетом высказанных представителями социальной сферы села предложений
участники встречи отмечают следующее.
За последние
годы предприятия агропромышленного комплекса страны добились впечатляющих
результатов. Сельскохозяйственная отрасль наращивает эффективность, объемы
производства. Сегодня Россия не только практически полностью обеспечивает себя
по всем основным видам продовольственных товаров, но и ежегодно увеличивает
поставки продукции
за рубеж, осваивает глобальные рынки. Даже в сложных условиях, связанных
с распространением новой коронавирусной инфекции, отечественный агропромышленный
комплекс продолжал стабильно работать, оставаясь
не только гарантом продовольственной безопасности страны, но и важным
стабилизатором экономической ситуации в целом. Вместе с этим участники встречи
отмечают, что успешное развитие, осваивание передовых технологий и новых
подходов в сельском хозяйстве невозможно без привлечения молодых и квалифицированных кадров.
Сельские
территории занимают около 90 процентов территории Российской Федерации,
связывают ее воедино – экономические центры
с периферией, научно-производственные центры с ресурсной базой, а главное –
являются средой жизнедеятельности четвертой части населения страны. Именно
российское село является «каркасом» государства и поддерживает,
благодаря своей приверженности традициям и здоровому консерватизму, стабильное
пространственное развитие страны.
Отставание сельских территорий от города по социальной обустроенности, развитости транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры по‑прежнему актуально. Участники встречи выражают озабоченность устойчивым сокращением доли сельского населения в общей численности населения страны и достаточно низким уровнем социально-экономического развития сельских территорий.
В период
распространения новой коронавирусной инфекции именно жители сельских территорий
столкнулись с наибольшими трудностями
в получении образовательных, медицинских, социальных и других услуг.
В городах многие вопросы были решены с помощью цифровых технологий и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сельских
территориях доступность интернет-ресурсов и сотовой связи пока намного ниже,
чем в городах, особенно в отдаленных труднодоступных местностях.
Качество
медицинской помощи на уровне первичного звена здравоохранения на сельских
территориях по‑прежнему является одной
из самых острых проблем и в части технического состояния и оснащению
фельдшерско-акушерских пунктов, и в части кадрового обеспечения. Средняя
заработная плата в сельском хозяйстве не достигает уровня средней заработной
платы в экономике.
Президентом Российской Федерации определены национальные цели развития страны. Ключевая цель всех преобразований – повышение уровня жизни людей. Главным механизмом ее достижения, в том числе и на селе, стали национальные проекты в социальной сфере. Расширяется практика оказания социальной помощи гражданам в рамках социального контракта. Как показал опыт субъектов Российской Федерации, особенно востребованными в селах стали выплаты на развитие личного подсобного хозяйства. Важным направлением борьбы с сельской бедностью может стать активизация несельскохозяйственных отраслей экономики, туризма.
Президентом
страны поставлена задача обеспечить всех младших школьников горячим
качественным питанием, что напрямую связано
со здоровьем детей. Вместе с тем именно сельские малокомплектные школы зачастую
не оборудованы пищеблоками. Участники встречи отметили необходимость обобщения
опыта разных субъектов Российской Федерации, внедрения практик, показавших
наилучшие результаты.
Отмечается актуальность комплексного подхода к проблеме кадрового обеспечения села. В настоящее время положительно зарекомендовали себя программы «Земский доктор», «Земский фельдшер» и «Земский учитель». Участники встречи считают необходимым распространить такой опыт на все направления социальной сферы, в том числе в области культуры и спорта.
С 1 января 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации
«Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696
(далее – госпрограмма), нацеленной на поддержку инициатив, важных и актуальных
для конкретных сельских населенных пунктов и местного бизнеса проектов. Итоги
первого года реализации госпрограммы, несмотря
на все трудности и вызовы, связанные с санитарно-эпидемиологической ситуацией,
показали возможность создания таких проектов в социальной сфере, реализация
которых на селе ранее не представлялась возможной, и это в том числе создает
условия для привлечения молодых специалистов в сельскую местность.
Важным
направлением госпрограммы стала ведомственная целевая программа
«Современный облик сельских территорий». В 2020 году
в 47 субъектах Российской Федерации осуществлялось финансирование более
140 проектов по строительству, ремонту и оснащению оборудованием школ, детских
садов, организаций здравоохранения, культуры и спорта, объектов инфраструктуры.
Наиболее востребованным механизмом, направленным на улучшение жилищных условий на селе, стала льготная ипотека. По итогам 2020 года этим инструментом воспользовались более 45 тысяч семей по всей стране.
Благоустройство сельских территорий также стало одним из популярных направлений госпрограммы. За счет средств федерального бюджета удалось выполнить почти 6 тысяч проектов в 70 субъектах Российской Федерации. Здесь велика заслуга граждан, принимавших активное участие в реализации общественно значимых инициатив.
Участники встречи единодушно отмечают необходимость обеспечения финансирования госпрограммы в соответствии с ее паспортом и недопущение сокращения объемов финансирования в течение всего периода реализации.
Новые вызовы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ставят перед всеми
работниками социальной сферы села, прежде всего перед сельскими медицинскими
работниками, серьезные задачи
по снижению угрозы здоровью граждан. Важно создать условия
для предоставления необходимых медицинских услуг, бесперебойного лекарственного
обеспечения и проведения вакцинации жителей села, в том числе против новой коронавирусной
инфекции. Примером эффективности внедрения научно-практических разработок стала
демонстрация телемедицинского решения «Обслуживание пациентов в сельской
местности», представленная в рамках встречи Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации с тружениками села, состоявшейся в 2020 году, Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Первый Московский государственный
медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России.
Ставшие
традиционными ежегодные встречи Председателя Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации с тружениками социальной сферы села дают
возможность увидеть в полной мере ситуацию
на местах, понять существующие проблемы в создании необходимых условий для
социально-экономического развития сельских территорий, обеспечения достойного
уровня жизни на селе.
Учитывая изложенное, участники встречи рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) осуществлять парламентский контроль за исполнением настоящей Резолюции;
2) продолжить
практику проведения ежегодных встреч Председателя Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
с тружениками социальной сферы села.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 690944–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)».
3. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность включения в проект Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года положений о важнейшем значении сельских территорий и малых городов для поддержания устойчивости системы территориального расселения и социально-экономического развития Российской Федерации;
2) ускорить
внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О народных художественных промыслах“;
3) обеспечить
устойчивой сотовой связью и широкополосным доступом
к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием
оптоволоконных и проводных линий связи малонаселенных сельских пунктов,
находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, в том числе
с численностью до 100 человек, в первоочередном порядке;
4) при
формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов:
рассмотреть
возможность увеличения бюджетных ассигнований
на реализацию мероприятий госпрограммы, в том числе ведомственного проекта
«Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение
уровня благоустройства домовладений» и ведомственной целевой программы
«Современный облик сельских территорий»;
предусмотреть
финансовое обеспечение реализации мероприятий подпрограммы «Спорт на селе», разрабатываемой в рамках государственной программы Российской
Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года № 302;
предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на осуществление единовременной компенсационной выплаты работникам отрасли культуры в рамках программы «Земский работник культуры»;
5) разработать
и внедрить стимулирующие механизмы для увеличения доли деревянного домостроения
в субъектах Российской Федерации, в том числе предусмотреть комплекс мер по развитию деревянного домостроения в Национальной программе
социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р, и государственной
программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 30 марта 2021 года № 484.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность внесения изменений в госпрограмму в части:
включения в ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских
территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» мероприятия,
направленного на строительство жилья, предоставляемого
по договору найма жилого помещения молодым специалистам агропромышленного
комплекса и отраслей социальной сферы, выпускникам образовательных организаций
высшего образования, которые проживают и осуществляют трудовую деятельность в сельской местности;
усовершенствования методики отбора проектов комплексного развития сельских территорий в рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий» с учетом особенностей развития сельских территорий субъектов Российской Федерации в части установления повышающего коэффициента для реализации проектов в малых селах;
2) рассмотреть
следующие предложения участников встречи
по реализации мероприятий в рамках госпрограммы:
о продлении срока достижения результата использования субсидии (срока реализации проекта) до 31 декабря 2022 года при заключении соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении в 2021 году субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на реализацию проекта комплексного развития Первомайского района Томской области в связи с планируемым заключением указанного соглашения и предоставлением субсидии в третьем квартале текущего финансового года;
о поддержке
заявки на 2022 год, представленной Правительством Республики Тыва, по следующим
мероприятиям: «Строительство школы-интерната на 176 мест со спортзалом и пришкольным интернатом на 50 мест
в селе Чодураа Улуг-Хемского района», «Строительство сельского клуба
в селе Торгалыг Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва»,
«Строительство общеобразовательной школы на 616 мест в селе Балгазын
Тандинского района», «Строительство универсального спортивного зала
по улице Олимпийская, д. 2 город Шагонар Республики Тыва»,
«Строительство детского сада на 280 мест
в поселке городского типа Каа-Хем Кызылского района (привязка проекта
повторного применения)», «Строительство ясельного корпуса на 30 мест
для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения „Детский
сад „Хуннээрек“ село Нарын Эрзинского района“;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 в части включения в нее мероприятий по развитию сельского туризма (агротуризма), а также приобретению агрометеорологического оборудования (метеостанций);
4) завершить разработку сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенного для информирования граждан Российской Федерации о мероприятиях госпрограммы, с возможностью постоянного размещения информации о проектах, реализованных в субъектах Российской Федерации;
5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопросы:
создания многофункциональных объектов (комплексов, зданий), объединяющих учреждения разного функционального назначения;
разработки типовых проектов таких многофункциональных объектов (комплексов, зданий) для различных типов сельских населенных пунктов.
6. Министерству сельского хозяйства Российской
Федерации
совместно с Министерством промышленности
и торговли Российской Федерации проработать возможность увеличения доли
ипотечных кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений (жилых домов)
на сельских территориях (сельских агломерациях) из деревянных материалов
начиная
с 2021 года.
7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации продолжить работу:
по информированию населения, проживающего в сельской местности
в отдаленных и труднодоступных местах, о социальной поддержке различных
категорий граждан;
по развитию стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан в Российской Федерации, в том числе в сельской местности;
по реализации пилотного проекта, включенного в национальный проект «Демография», по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, включая развитие современной инфраструктуры по уходу;
по информированию граждан о возможностях и условиях трудоустройства в сельской местности.
8. Министерству культуры Российской Федерации:
1) продолжить
работу по созданию модельных муниципальных библиотек, комплектованию книжных
фондов муниципальных библиотек,
в том числе расположенных в сельских населенных пунктах, и обеспечению
доступности сельских культурно-досуговых учреждений для инвалидов;
2) расширить
доступ к электронным читальным залам государственной информационной системы
«Национальная электронная библиотека»
для жителей сельской местности.
9. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1) продолжить
работу по созданию комфортной среды в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, обеспечению сельского населения доступной и качественной
медицинской помощью, в том числе
с использованием санитарной авиации, мобильных медицинских комплексов,
телемедицинских технологий;
2) рассмотреть возможность обеспечения служебным транспортом участкового врача-педиатра для посещения детей на дому по месту проживания;
3) продолжить работу по оптимизации трудозатрат в процессе оформления медицинской документации врачом и обеспечению медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, мобильными медицинскими комплексами;
4) обеспечить проведение мониторинга мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности;
5) продолжить работу по привлечению специалистов в медицинские организации, расположенные в сельской местности;
6) проработать вопрос повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам, проживающим на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях для реализации мероприятий по вакцинации, диспансеризации, проведению профилактических медицинских осмотров населения, патронажного наблюдения беременных;
7) рассмотреть возможность использования методики инновационной разработки института Урологии и репродуктивного здоровья человека при Федеральном государственном автономном образовательным учреждении высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России – тулиевого волоконного лазера в урологии в широкой медицинской практике и поддержки серийного производства данной технологии.
10. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, публичным акционерным обществом «Ростелеком»:
1) продолжить работу по внедрению использования цифровых технологий при оказании медицинской помощи, в том числе в части дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов, использования системы искусственного интеллекта;
2) рассмотреть возможность создания информационно-коммуникационной телемедицинской сети организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, особенно в населенных пунктах, находящихся на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях, где не развита инфраструктура и отсутствуют квалифицированные врачебные кадры.
11. Министерству просвещения Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность включения в национальные проекты «Образование» и «Демография» мероприятий, направленных на создание современной и качественной материально-технической и спортивно-оздоровительной инфраструктуры в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации;
2) расширять
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ
по специализированным предметам в малокомплектных школах;
3) проработать вопрос включения в национальный проект «Образование» мероприятия по закупке школьных автобусов в целях обеспечения новых маршрутов автотранспортом для доставки школьников к месту учебы и обратно;
4) продолжить работу по привлечению специалистов в образовательные организации, расположенные в сельской местности;
5) рассмотреть
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
вопрос о разработке типовых проектов образовательных комплексов (школа –
детский сад) разной наполняемости
с учетом региональной специфики, особенно в малонаселенных и труднодоступных
районах и на территориях со сложным рельефом местности, суровыми климатическими
условиями и высокой сейсмической активностью.
12. Министерству науки и высшего образования
Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации
продолжить
работу по формированию дополнительных мер
по стимулированию целевого обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки для дальнейшего трудоустройства специалистов
в сельской местности, а также разработать комплексные планы научных
исследований в сфере развития сельских территорий на междисциплинарной основе.
13. Министерству спорта Российской Федерации:
1) предусмотреть
разработку и реализацию проекта «Сельский тренер»
в целях развития физической культуры и спорта и привлечения квалифицированных
физкультурно-спортивных работников на сельские территории в рамках мероприятий
проекта подпрограммы «Спорт на селе» государственной программы
Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 года № 302;
2) разработать дополнительный комплекс мер по популяризации и развитию спорта на селе;
3) рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета мероприятия по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем физкультурно-спортивных организаций, расположенных на сельских территориях;
4) предусмотреть
реализацию курсов повышения квалификации
для подготовки специалистов по оценке выполнения нормативов (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
5) продолжить работу по распространению практики строительства быстровозводимых и малобюджетных модульных спортивных залов и других спортивных объектов для обеспечения доступности занятий спортом.
14. Федеральному агентству по делам молодежи
совместно
с Общероссийской молодежной общественной организации «Российский Союз
сельской молодежи» рекомендовать ускорить разработку программы
«Кадры для села» с целью трудоустройства на сельских территориях
молодых людей, реализующих социально значимые проекты.
15. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) разработать и внедрить муниципальные программы укрепления здоровья в рамках реализации региональных программ «Укрепление общественного здоровья» с целью осуществления мероприятий, направленных на снижение рисков развития неинфекционных заболеваний и повышение ожидаемой продолжительности жизни на сельских территориях;
2) продолжить
работу по принятию стимулирующих мер, направленных на привлечение для работы на сельских территориях медицинских работников и квалифицированных специалистов в социальной сфере, а также
по использованию дополнительной мотивации для их закрепления;
3) продолжить работу по созданию комфортной среды и внедрению современных организационных технологий в медицинских организациях, расположенных в сельской местности;
4) обеспечить работу передвижных подразделений медицинских организаций, мобильных медицинских и социальных бригад в населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры;
5) продолжить
совместно с органами местного самоуправления работу по внедрению программы
«Здоровый муниципалитет», разработанной Лигой здоровья нации и Общероссийским конгрессом муниципальных образований,
в целях создания условий для формирования здорового образа жизни;
6) продолжить работу по информированию населения о мерах, принимаемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по поддержке различных категорий граждан, проживающих в сельской местности;
7) продолжить работу по заключению социального контракта в первоочередном порядке с многодетными семьями, оказывая им поддержку в развитии личного подсобного хозяйства, трудоустройстве и получении дополнительного профессионального образования;
8) продолжить
работу по оказанию содействия безработным гражданам
в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении
в сельскую местность для трудоустройства по направлению органов службы
занятости, в том числе проработать возможность предоставления дополнительной
финансовой поддержки безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся
для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую
местность;
9) рассмотреть возможность ведения учета сельских жителей, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилых помещений;
10) произвести
инвентаризацию незарегистрированного имущества, брошенных домовладений в сельской местности, подготовить предложения
по совершенствованию законодательства в части урегулирования сроков регистрации
такой недвижимости, возможности передачи такого имущества муниципалитетам в целях передачи его населению;
11) рассмотреть возможность разработки дополнительных мер поддержки для развития народных художественных промыслов и ремесел в сельской местности;
12) рассмотреть возможность поддержки творческих народных коллективов с целью их участия в VII Фестивале православной культуры и традиций малых городов и сел Руси «София»;
13) продолжить работу по развитию технологий комплектования фондов муниципальных библиотек с использованием возможностей цифровой среды;
14) рассмотреть вопрос о создании регионального банка данных лучших проектов муниципальных образований по развитию сельских территорий, осуществленных в рамках госпрограммы, программ субъектов Российской Федерации.