Другие мероприятия

«О реализации рекомендаций совещания «О реализации «регуляторной гильотины» в недропользовании и топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ
«О реализации рекомендаций совещания «О реализации «регуляторной гильотины» в недропользовании и топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации»

Рассмотрев материалы и предложения Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представителей нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, науки, отраслевых союзов, экспертов по вопросу «О реализации «регуляторной гильотины» в недропользовании и топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию отмечает следующее.

Целью реализации механизма «регуляторной гильотины» является формирование новой, современной и эффективной системы обязательных требований, направленной на снижение социально значимых рисков, а также нахождения необходимого баланса между интересами государства, населения и хозяйствующих субъектов.

Работа в этом направлении ведется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 года № Пр-294 (далее – поручение № Пр-294), которым устанавливается:

1) необходимость внесения в законодательство изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 года всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора);

2) введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

В реализации «регуляторной гильотины» принимают участие 39 федеральных органов исполнительной власти, механизм распространяется на 190 видов государственного контроля (надзора).

Механизм «регуляторной гильотины» в сферах недропользования и топливно-энергетического комплекса реализуется в таких видах контроля (надзора), как:

федеральный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (Минприроды России, Росприроднадзор);

государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (Ростехнадзор).

В перечень видов контрольно-надзорной деятельности (КНД), в которых реализуется «регуляторная гильотина», не включен федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В рамках указанных видов контроля (надзора) отменены 35 актуальных акта, в том числе 33 акта федеральных органов исполнительной власти.

В частности, Ростехнадзором отменены 29 ведомственных акта, Минприроды России в рамках постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1496 – 2 постановления Правительства РФ и 4 ведомственных акта.

При этом приказом Росприроднадзора от 18 октября 2016 года № 670 «О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)» в рамках федерального надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр проверяются обязательные требования, содержащиеся в 10 постановлениях Правительства РФ и в 8 ведомственных актах.

В настоящее время реализация «регуляторной гильотины» выходит на завершающий этап:

принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ), закрепляющий реализацию «регуляторной гильотины» на уровне федерального законодательства;

отменена большая часть запланированных к отмене правовых актов: по состоянию на 14 октября 2020 года принято 35 постановлений Правительства Российской Федерации и 14 ведомственных приказов, которыми признаны утратившими силу (отмененными) свыше 2,1 тыс. правовых актов и их отдельных положений (500 правовых актов Правительства Российской Федерации, 1 630 ведомственных приказов);

признаны утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации более 6,8 тыс. актов Союза ССР и РСФСР (активную работу ведет Минюст России);

федеральными органами исполнительной власти осуществляется разработка и принятие новых актов, содержащих обязательные требования: на 15 октября 2020 года принято 84 правовых акта (46 постановлений Правительства Российской Федерации, 38 актов федеральных органов исполнительной власти).

На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1. Обеспечить на постоянной основе деятельность Рабочих групп по регуляторной гильотине, созданных при Аналитическом центре Правительства Российской Федерации, учитывая требования статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательных требованиях» от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ, предусматривающей срок действия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, не более 6 лет; включить в состав указанных Рабочих групп представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

1.2. С целью достижения задачи формирования новой модели государственного регулирования, поставленной Президентом Российской Федерации в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», а также для эффективной организации работы по пересмотру раз в шесть лет нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, повторно организовать формирование новых моделей регулирования в федеральных органах исполнительной власти, внесение соответствующих изменений в федеральные законы Российской Федерации исходя из новых моделей регулирования.

1.3. Рассмотреть возможность:

подготовки изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов» (далее – Постановление № 380) и иные нормативные правовые акты, направленных на совершенствование принципов компенсации воздействия на водные биологические ресурсы (далее – ВБР) при строительстве и эксплуатации производственных объектов, в том числе гидроэлектростанций (далее – ГЭС);

пересмотра принципов расчета и компенсации воздействия на ВБР при строительстве и эксплуатации ГЭС, заложенных в Постановлении № 380 в части:

— учета выполненных на этапе проектирования и строительства ГЭС мероприятий по компенсации воздействия на ВБР;

— формирования методологии определения влияния водохранилищ ГЭС на воспроизводство ВБР;

— обеспечения учета сопоставимости требований по выполнению компенсационных мероприятий (объем выпуска рыбы) и размера негативного влияния на фактически осуществляемую рыбохозяйственную деятельность (объем вылова рыбы).

1.4. Проработать вопрос об обеспечении законодательного регулирования в области использования вторичных инертных и техногенных материалов, финансирования работ по созданию производств по утилизации золошлаковых отходов (далее – ЗШО) тепловых электростанций (далее — ТЭС); внедрения результатов научно-исследовательских работ; технической подготовленности ТЭС к первичному разделению и сортировке ЗШО, контролю качества, складированию их и выдаче потребителям.

1.5. Внести изменения в нормативно-правовые акты, в частности в статьи 9 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в пункт 7 Приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», предусматривающие установление четких требований к проведению экспертизы промышленной безопасности нефтяных скважин и газовых месторождений.

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

2.1. Доработать проект приказа «Об утверждении Методики расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов» (далее – Проект), разработанный в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2020 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и, предназначенный для использования организациями, осуществляющими деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, в части систематизации, сокращении количества и актуализации обязательных требований, исключения дублирования правовых требований друг друга и их избыточности, исключения неэффективных обязательных требований, а именно:

— определения способов формирования финансового обеспечения в соответствии с действующим законодательством и возможностью практического использования соответствующего финансового инструмента.

2.2. Проработать вопрос внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих целевой характер экологических платежей (экологического сбора, платы за негативное воздействие на окружающую среду, средств, поступающих в качестве возмещения вреда компонентам окружающей среды) и штрафов, поступающих в бюджет Российской Федерации, с целью их расходования исключительно на цели охраны окружающей среды.

3. Рекомендовать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:

3.1. Ускорить разработку 2 проектов постановлений Правительства Российской Федерации и 48 проектов ведомственных нормативных правовых актов взамен утративших силу нормативно-правовых актов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 года № 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.».

3.2. Разработать и внести в Правительство Российской Федерации нормативно-правовые акты, устанавливающие конкретные требования по проведению экспертизы промышленной безопасности скважин.

4. Направить данное решение в Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Российский союз промышленников и предпринимателей.