Уважаемый Юрий Яковлевич!
Уважаемые члены коллегии, приглашенные!
Разрешите поприветствовать вас от лица Совета
Федерации, Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации
Владимир Владимирович Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. И весь
2017 год проходит у нас под знаком его выполнения. Поднятые в документе
проблемные вопросы стали для Комитета основой для плотного взаимодействия с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В Совет Федерации, и в наш Комитет поступают
обращения, в которых приводятся факты нарушения природоохранного
законодательства.
Каждое из них своевременно рассматривается с привлечением заинтересованных федеральных министерств и ведомств, региональных
органов власти.
При необходимости такие обращения направляются в органы
прокуратуры, которые оперативно принимают меры для пресечения нарушений закона.
На это неоднократно обращала внимание Председатель
Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, которая высоко оценивает роль
Генеральной прокуратуры в обеспечении контроля за соблюдением действующего
законодательства и его дальнейшего совершенствования.
Приведу только один пример результативного
взаимодействия: по обращению гражданина о загрязнении реки Сим в городе Аша Челябинской
области отходами производства, направленному Комитетом для рассмотрения в прокуратуру Челябинской области, по результатам проверки по факту производства
и использования химических веществ и отходов химического производства с нарушением установленных правил было возбуждено уголовное дело.
Вопросы экологии и охраны окружающей среды с каждым
годом приобретают все большую актуальность и находятся под пристальным
вниманием государства.
Напомню, коллеги, что 2013 год в Российской Федерации
был объявлен Годом охраны окружающей среды, а 2017 – Годом экологии и особо
охраняемых природных территорий.
Решение задачи сохранения природной
среды, включая естественные экологические системы, объекты животного и растительного мира, невозможно без развития системы особо охраняемых природных
территорий, совершенствования правового регулирования данной сферы. Следует
отметить, что за прошедшие годы в России сформировалась сеть таких территорий.
За последние десятилетия в Российской
Федерации создана развитая нормативно-правовая база, которая обеспечивает
стабильное функционирование заповедных территорий и сохранение биоразнообразия.
Вместе с тем правоприменительная практика выявляет «тонкие места», требующие
корректировки.
На мероприятиях Совета Федерации,
проводимых нашим Комитетом с участием членов Совета Федерации, депутатов
Государственной Думы, представителей федеральных и региональных органов
государственной власти, научно-экспертного сообщества, общественности
неоднократно рассматривался вопрос практической реализации законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий.
В 2016–2017 годах проведено 19
мероприятий экологической и природоохранной направленности, в том числе три
напрямую связанны с повесткой сегодняшнего заседания коллегии.
Как отмечают участники данных
мероприятий, совершенствование нормативно-правового регулирования способствует
достижению целей устойчивого развития территорий и сохранению биологического
разнообразия.
В то же время особого внимания
властей требует решение задач совершенствования государственного управления
системой особо охраняемых природных территорий; повышения их финансового
обеспечения и кадрового потенциала.
Обращаю Ваше внимание на следующее.
Каким бы замечательным не было
законодательство, каким бы строгими не были санкции за совершение
правонарушений, без реализации принципа «неотвратимости наказания» добиться
соблюдения законодательных норм невозможно. И здесь основная роль отводится органам прокуратуры Российской
Федерации, призванным осуществлять надзор за соблюдением законодательства. Ими повсеместно
проводятся масштабные проверки, в ходе которых выявляются и пресекаются нарушения
закона.
Однако необходимо устранить саму
«питательную почву» для совершения правонарушений. Например, отсутствие
правоустанавливающих документов, закрепляющих режим использования и охраны
особо охраняемых природных территорий, создает условия для их незаконного отчуждения
и нецелевого использования. Своевременная постановка на государственный
кадастровый учет таких территорий может поставить заслон злоупотреблениям в данной сфере. В этой связи большую активность должны проявлять Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации, исполнительные органы
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Все
случаи незаконного распоряжения землями заповедных территорий органами местного
самоуправления, органами государственной власти должны жестко пресекаться.
Из представленных материалов
сегодняшнего заседания коллегии видно, какая масштабная работа проделана
Прокуратурой в сфере надзора за исполнением законодательства об особо
охраняемых природных территориях, сохранении и использовании объектов животного
мира и среды их обитания. Полагаю, в этой аудитории нет необходимости еще раз
приводить цифры, иллюстрирующие работу органов прокуратуры – вы их хорошо
знаете и они приведены в докладе.
Для Совета Федерации, как Палаты
регионов особое значение имеет то, что в выше названных материалах представлена
региональная составляющая.
В этой связи хочу отметить законопроект,
внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за незаконное предоставление должностным лицом земельного или лесного участка, водного
объекта в границах особо охраняемых природных территорий, а также за выдачу
должностным лицом разрешений на осуществление деятельности, запрещенной на таких
территориях. Комитет на своем заседании рассмотрел
и поддержал законопроект. Оправданным считаем
введение дисквалификации должностного лица, совершившего данное правонарушение,
а также увеличение срока давности привлечения к административной
ответственности за совершение таких правонарушений. Законопроект позволит
повысить эффективность профилактики правонарушений в области управления заповедными
территориями, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению
биологического разнообразия, природных комплексов и объектов.
Целесообразным представляется
введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
статей, предусматривающих санкции за правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования, в том числе приостановление деятельности
юридических лиц. Как показывает практика, размеры штрафов за такие
правонарушения не всегда останавливают нарушителей, а приостановление
деятельности предприятия куда более действенная мера.
Следует отметить, что Вы Юрий
Яковлевич, Ваши заместители регулярно бываете в Совете Федерации, участвуете в его мероприятиях. И, как следствие, взаимодействие Совета Федерации и Генеральной прокуратуры РФ носит системный, неформальный характер.
В рамках подготовки парламентских
мероприятий наш Комитет направляет запросы в Ваше ведомство и оперативно
получает содержательные ответы. Представители Генеральной прокуратуры участвуют
в том числе и в мероприятиях Комитета, дают необходимые разъяснения и рекомендации.
В этой связи хочу отметить такие
мероприятия, как «правительственный час» на тему «О мерах, принимаемых
Правительством Российской Федерации по предотвращению и ликвидации природных
пожаров, сохранению и восстановлению лесов» с участием заместителя председателя
Правительства РФ Александра Геннадьевича Хлопонина, состоявшийся в марте 2017 года, «круглые столы», посвященные охране лесов от пожаров и правовому
регулированию в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов
(дикоросов). Участие в мероприятиях Комитета полномочного представителя
Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Совете Федерации Нехая Эдуарда
Аскеровича, начальника отдела Главного управления по надзору за исполнением
федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Надыршина Евгения Ростямовича существенно повысило эффективность обсуждения. Предложения
Генеральной прокуратуры в итоговые документы мероприятий усилили их значимость.
В постановлении Совета Федерации,
принятом по итогам проведённого в апреле
текущего года правительственного часа на тему «О мерах по реализации Основ
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года», Генеральной прокуратуре было рекомендовано обратить
особое внимание на исполнение законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами производства на объектах размещения отходов. И в Комитет
из Прокуратуры оперативно поступила объемная и содержательная информация. Полученные
данные говорят о масштабности работы, проведенной органами прокуратуры.
Хочу поблагодарить Вас, Юрий
Яковлевич, Ваших заместителей и сотрудников Генеральной прокуратуры Российской
Федерации за плодотворное сотрудничество с Советом Федерации, нашим Комитетом и выразить уверенность, что оно будет не только продолжено, но и значительно
расширено.
Желаю участникам заседания и сотрудникам Генеральной прокуратуры, ее территориальных органов успешной
работы.
Благодарю за внимание.