Выступления и публикации

Участие председателя Комитета Совета Федерации М.П. Щетинина в программе «Сенат» на тему «Экологическое просвещение – чистая страна»

1. Невский международный экологический конгресс проводится в Санкт-Петербурге с 2008 года и является уникальной площадкой для укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере экологии. Как вы оцениваете эффективность работы конгресса? И что нового было в повестке нынешнего форума?

Да действительно, Невский международный экологический конгресс, который проводится в Санкт-Петербурге с 2008 года, по праву стал площадкой для укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности и гармонизации экологического законодательства, в первую очередь государств — участников СНГ, а также для формирования международной повестки дня, связанной с политикой в сфере экологической безопасности.
Основными критериями эффективности проводимых мероприятий могут служить: большой круг участников, который собрал Невский конгресс, необходимый для дальнейшего развития диалога и обмена опытом между представителями государственной власти, деловых кругов, научных и общественных организаций по вопросам совершенствования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды; а также качество итоговых документов состоявшихся обсуждений, подготовленных в форме рекомендаций «круглых столов», которые служат нам, законодателям и Правительству РФ основой и подспорьем в законотворческой работе.
Хочу подчеркнуть, что 8-ой Невский международный экологический конгресс традиционно состоялся под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. Большинство мероприятий, в том числе пленарное, как всегда прошло в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, который является штаб-квартирой МПА СНГ. И в этом смысле сохраняется традиция и преемственность в части основных целей, задач и формата мероприятий Конгресса.
Вместе с тем, каждый новый Конгресс имеет свой девиз и новую, раскрывающую его тематику «круглых столов». 8-ой Невский Конгресс прошел под девизом «Экологическое просвещение – чистая страна».

2. Почему темой выбрано «экологическое просвещение»? Нет более острых экологических проблем?

Символично, что одно из первых поручений Президента России В.В. Путина в преддверии Года экологии касалось экологического образования и просвещения – необходимости освоения учащимися базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
(В перечень поручений Президента России Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, вошел пункт «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития».)
Очевидно, что именно в детстве закладываются основы бережного отношения к окружающей среде и формируется культура природолюбия. Пришло осознание необходимости акцентировать внимание общества на этой важной составляющей в решении экологических проблем будущего.
Следует прививать нашим маленьким гражданам, начиная с дошкольного возраста, потребность любви к природе родного края, ее животному и растительному миру.
Важным шагом в направлении создания общероссийской системы начального экологического воспитания и просвещения является реализация социально-образовательных проектов «Эколята-Молодые защитники природы», которые получили поддержку комитетов Совета Федерации и Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко. На сегодняшний день уже порядка 60 регионов нашей страны участвуют в их реализации.
Уверен, что результаты этой просветительской деятельности дадут о себе знать, когда сегодняшние дети и молодое поколение вступят во взрослую жизнь, требующую от них принятия решений, с полученными знаниями в области экологии, с чувством ответственности и с привитым им на подсознательном уровне бережным отношением к окружающей природной среде.

3. Эксперты говорят о «низкой степени экологической ответственности» в России. Причем это касается и бизнесменов, и чиновников, и простых граждан. Как вы думаете, с чем она связана? Как повысить эту «экологическую ответственность»? Только просвещением или пора вводить жесткие карающие меры, которые есть всех западных странах?

Само по себе увеличение размера штрафных санкций, без сочетания с мерами стимулирования для добросовестных природопользователей и механизмами по повышению финансовой устойчивости предприятий может и не дать желаемого результата.
Необходимы экономические инструменты воздействия на субъекты хозяйственной деятельности, которые не осуществляют мероприятий по защите окружающей среды, я имею в виду экологическую модернизацию производства и строительство очистных сооружений. На это направлен принятый в 2014 году закон № 219, так называемый закон о НДТ — наилучших доступных технологиях. Цель закона — максимально заинтересовать бизнес в работе по модернизации своих производственных фондов. В соответствии с законом соблюдение экологических норм поощряется, оно будет приносить выгоду тем предпринимателям, которые исполняют закон. Предприятия должны увидеть выгоду от перехода на современные технологии, от осуществления программ модернизации производств и осуществления природоохранных мероприятий.
Расширение экономических свобод для участников хозяйственной деятельности предполагает и усиление ответственности за экологические правонарушения. Свою роль в этом должны сыграть и внедрение прозрачных, экономически обоснованных методик определение вреда причиненного окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, а также внедрение методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, в частности экологического страхования, что позволит предприятиям перераспределять риск экологической ответственности со страховыми организациями и тем самым обеспечивать собственную финансовую устойчивость.

4. В рамках конгресса обсуждались вопросы развития «зеленой экономики» и «зеленых технологий». Что уже сделано? Какие проекты в этой сфере будут осуществляться в рамках БРИКС?

Россия ведет плодотворное экологическое сотрудничество со странами БРИКС куда, кроме России, входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.
На 3-м заседании Рабочей группы стран БРИКС по окружающей среде 27 апреля 2017 г. в г. Тяньзин (Китай) Китайская сторона представила участникам встречи инициативу «Партнерство городов БРИКС», которую они предложили рассмотреть в рамках «Платформы зеленых технологий БРИКС». Данная платформа является постоянно действующим механизмом взаимодействия органов госвласти, бизнеса, международных и национальных финансовых структур стран БРИКС и международных организаций. Она способствует обмену природоохранными технологиями. Реализация инициатив по внедрению современных «зелёных технологий» планируется при поддержке Нового банка развития – международной финансовой организации, созданной странами БРИКС в странах объединения. В качестве конкретной российской инициативы на базе Платформы разработана и успешно развивается зонтичная программа «Чистые реки БРИКС», направленная на реабилитацию рек на территории стран организации. Например, в России, в Республике Карелия на р. Кемь к 2020 году будут построены две ГЭС мощностью по 24,9 МВт.

5. Нынешний год объявлен годом экологии, а также годом особо охраняемых природных территорий. Как в этом участвует Совет Федерации? Можно ли ждать новых законов, способных улучшить положение дел в области экологии?

Работа по совершенствованию природоохранного законодательства ведется постоянно.
Например, в настоящий момент в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект, вносящий изменение в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и направленный совершенствование системы государственного управления системой особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Совет Федерации участвует в данной работе – в Комитетах готовятся отзывы на законопроекты, вносятся поправки в законопроекты, на заседаниях рассматриваются федеральные законы, принятые Госдумой.
В Совете Федерации ведется мониторинг правоприменительной практики с целью оперативного внесения изменений в законодательство, если того требует ситуация.
Обращу ваше внимание, что сейчас в нашей стране идет экологическая реформа, заложенная двумя законами — № 219 (так называемый закон о наилучших доступных технологиях) и № 458, направленная на экологизацию хозяйственной деятельности и построение эффективной отходоперерабатывающей отрасли. Правоприменительная практика обновленного Закона об отходах показывает, что уже сейчас срочно нужно вносить изменения в части конкретизации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами и введения обязанности собственников отходов заключать договоры с региональным операторов.

6. В апреле Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Как на законодательном уровне будет реализовываться стратегия?

Стратегия — документ стратегического планирования, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели и задачи реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
На законодательном уровне Стратегия будет реализовываться через совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (включая законы и подзаконные акты), направленное на:

внедрение экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;

развитие системы эффективного обращения с отходами, создание индустрии утилизации;

повышение эффективности контроля в области охраны окружающей среды;

снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

7. Валентина Матвиенко выступает за создание единого экологического рейтинга регионов. Зачем он нужен? Чем реально может помочь?

Разработка единого экологического рейтинга регионов России необходима для обеспечения экологической безопасности страны, для профессиональной экспертной оценки экологической ситуации в регионах.
Ежегодно природоохранные общественные организации публикуют собственные рейтинги экологического состояния регионов России. Однако общего реестра, как и критериев оценки, до сих пор нет. Существующие экологические рейтинги регионов носят необъективный характер, чётких методов оценивания у нас не сформировано. Составители списков должны опираться на конкретные показатели: в том числе на результаты забора проб, анализа атмосферы, информацию о выбросах в атмосферу и концентрации в ней вредных веществ. «Должен остаться один-единственный рейтинг экологического состояния субъектов, — считает глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. — И составителями могли бы выступить Минприроды совместно с научными организациями. В работе должны принимать участие также сами регионы, Правительство РФ и парламентарии. А пока же получается, что сколько у нас общественных организаций, столько и рейтингов». Новый реестр экологического состояния регионов должен носить прикладной характер, чтобы на него могли ориентироваться граждане при выборе места работы, жительства или отдыха.

8. Есть список проблем в области экологии, которые надо было решить уже вчера?

К сожалению, нужно признать, что Россия не является страной, которая следует в авангарде решения экологических проблем и вызовов современности.
Мы существенно отстали от ряда развитых стран в части решения проблемы сбора и утилизации бытовых отходов, или так называемых твердых коммунальных отходов, если использовать термин, принятый в законодательстве.
Раздельный сбор мусора, высокая степень его переработки, вовлечение в оборот вторичных ресурсов, рециклинг, рациональное использование первичных природных ресурсов – это те вопросы, которые успешно решены в развитых странах и которые предстоит, с учетом передового международного опыта, решить нам.
И здесь есть объективные трудности. Россия – это огромная страна с федеративным устройством, включающая разные по уровню социально-экономического развития субъекты Российской Федерации. В том числе в силу этого, можно объяснить тот факт, что темпы работы по внедрению нового законодательства в субъектах РФ не одинаковы. Возникла необходимость в принятии федерального закона, предоставившего регионам дополнительный переходный период для внедрения новой системы обращения с ТКО, который должен завершиться к 1 января 2019 года.

9. Одна из самых острых проблем – утилизация отходов. Комплексная стратегия обращения с ТБО и Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» призваны создать новую систему обращения с отходами. Как вы считаете, насколько она будет эффективна? Россия в обозримом будущем сможет избавиться от миллионов свалок?

Как я уже говори ранее, законодательство в области обращения с отходами значительно обновлено с целью создания эффективной отходоперерабатывающей отрасль.
Чтобы эта система заработала в полную силу нужно время — не год и не два, насколько грандиозная задача поставлена. И сейчас мы понимаем, что необходимо дорабатывать уже принятые законы и подзаконные акты – работа в этом направлении уже ведется.
Однако для того, чтобы в обозримом будущем наша страна справилась со всеми этими свалками, нужно пересмотреть подходы к тому, что мы понимаем под отходами. На данный момент между отходами и вторичными ресурсами поставлен знак равенства. И это создает сложности при вовлечении их в хозяйственный оборот. Вместе с тем многие виды отходов фактически являются вторичными материальными ресурсами и могут легко вовлекаться в производственные отношения.

10. Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы сделать Россию экологически благополучной страной? 

Безусловно, основой экологического благополучия страны является создание и наличие действенного эффективного законодательства, регулирующего сферу охраны окружающей среды.
И важные шаги в этом направлении уже сделаны. Приняты два системных, с точки зрения улучшения экологии, закона. Я их уже упоминал: 219-ФЗ и 458-ФЗ.
Подчеркну еще раз, основной целью 219-ФЗ является экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов к внедрению наилучших доступных технологий, снижающих степень антропогенного воздействия на окружающую среду; основной целью 458-ФЗ является создание эффективной отходоперерабатывающей индустрии, утилизация твердых коммунальных отходов.
Важное значение имеют наличие финансовых ресурсов для создания всей необходимой производственной и транспортной инфраструктуры, которая по понятным причинам в настоящее время отсутствует, поиск и привлечение инвесторов, возможность внедрения передовых технологий, использование экономических механизмов частно-государственного партнерства, помощь и содействие общества, и другие факторы.
Кроме того, остается нерешенной проблема накопленного экологического ущерба, наследия, доставшегося нам с советских времен. Здесь необходимо найти достаточные финансовые источники и желание последовательной и неукоснительной реализации мероприятий, направленных на расчистку и ликвидацию точек экологического неблагополучия.
Сейчас мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде осуществляются в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы»