Выступления и публикации

Пресс-конференция М.П. Щетинина, посвященная Году экологии,»Год экологии: глобальные проблемы и законодательные решения»

пресс-центр Информационного агентства «Национальной службы новостей»


1. Какие мероприятия будут проводиться в рамках Года экологии?

В Год экологии Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при планировании мероприятий особое внимание уделил экологической проблематике.
При подборе тематики мы учли акценты, обозначенные Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию и руководствовались необходимостью обратить внимание и организовать диалог органов власти и общественности по назревшим проблемам. Вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды будут посвящены «круглые столы» «О реализации Федерального закона „Об отходах производства и потребления“, „Телецкое озеро — уникальный природный символ России“, „Законодательное обеспечение экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр“ и целый ряд других мероприятий.
Одним из ключевых событий Года экологии безусловно станет Невский международный экологический конгресс. Конгресс проводится под эгидой Совета Федерации и МПА СНГ с 2008 года в Санкт-Петербурге и является уникальной площадкой для рассмотрения наиболее актуальных экологических проблем.
Наш Комитет в рамках Конгресса отвечает за проведение „круглого стола“ „Развитие системы особо охраняемых природных территорий как эффективный механизм сохранения и развития биологического разнообразия“.
Подготовка к Году экологии была начата в 2016 году. Важно отметить, что в План Правительства Российской Федерации по проведению Года экологии был включен инициированный Комитетом и поддержанный руководством Совета Федерации пункт „Реализация мероприятий в рамках природоохранных проектов под общим названием „Эколята — молодые защитники природы“.

 2. Каковы первоочередные экологические проблемы и как планируется их решать?

К сожалению, говорить о коренном улучшении экологической ситуации в стране пока рано. По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации ежегодно образуется около 5 млрд. тонн отходов, из них твердых коммунальных отходов – 70 млн. тонн. С недостаточным объемом переработки отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот и наличием «грязных» производств связаны основные негативные последствия.
В целях выхода из сложившейся ситуации пришло осознание необходимости экологической реформы, основы которой заложены Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Федеральным законом № 458-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“.
Целью указанной реформы является экологизация российской экономики на основе отказа от устаревших технологий, а также построение эффективной системы обращения с отходами.
Принятый в июле 2014 года Федеральный закон № 219 направлен на совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий.
Основной целью законопроекта является предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Переход к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды будет осуществляться поэтапно, в период до 2020 года.
Для реализации намеченных целей Федеральным законом № 219-ФЗ предусмотрено:
разделение предприятий на 4 категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и применение к каждой категории дифференцированных мер государственного регулирования;
введение технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий для объектов I категории;
замена 3-х действующих разрешений на выбросы, сбросы, отходы комплексным экологическим разрешением, декларацией о негативном воздействии на окружающую среду и представлением отчетности.
Когда этот закон заработает в полную силу, мы ожидаем получение положительного эффекта, связанного со снижением негативного воздействия на окружающую среду вследствие экологической модернизации производств.
Принятый в декабре 2014 года Федеральный закон № 458 заложил основы для создания новой системы управления отходами. Для этого регионы должны проделать большую работу: разработать и утвердить территориальные схемы и региональные программы в области обращения с отходами, а также заключить соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Переход на новую систему регионы должны закончить до 1 января 2019 года.
Наш Комитет отслеживает ситуацию в этой сфере. По информации, предоставленной нам Минстроем России, конкурсные отборы региональных операторов прошли в Камчатском крае, Краснодарском крае, Ивановской области. Планируется объявить конкурсные отборы по выбору региональных операторов в течение первого квартала 2017 года в 14 регионах, первого полугодия 2017 года – 13, второго полугодия 2017 года – 28.
Предполагается, что произойдет снижение образования количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, что позволит значительно снизить объем отходов, размещаемых на полигонах.

3. Как будет осуществляться защита растений и животных, обитающих на территории России?

Российская Федерация, территория которой занимает 1/6 часть мировой суши, играет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия планеты: на ее территории представлена значительная часть мирового видового разнообразия. Фауна страны насчитывает около 270 видов млекопитающих (7% от мирового количества), 732 видов птиц (17%), около 75 видов рептилий (1,2%), 27 видов амфибий (0,6%), более 500 видов рыб (2,5%), более 20000 видов высших растений (8%). Охотничьи ресурсы составляют значительную часть природного капитала Российской Федерации: это более 80 видов млекопитающих и 144 видов птиц.
Основы законодательного регулирования отношений в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, заложены в Федеральных законах от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», от 17.02.1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»; от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Приняты различные программы по сохранению редких видов животных. Например, Стратегия развития охотничьего хозяйства в России до 2030 года, Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов на период до 2030 года. Усилена ответственность за незаконную добычу и оборот диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу.

4. Утилизация промышленных и бытовых отходов – новые технологии и ответственность за нарушение закона?

Что касается ответственности за нарушение законодательства об отходах, то в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*.
В части новых технологий по утилизации промышленных и бытовых отходов сообщаю: решением Правительства Российской Федерации** Минпромторг России наделен полномочиями по осуществлению деятельности по координации и стимулированию технического перевооружения, модернизации отходоперерабатывающих комплексов, развития технологий переработки отходов. В настоящее время указанным Министерством ведется работа по сбору и анализу информации о российских и иностранных технологиях в области обращения с отходами, возможностях их широкого применения в российских условиях. Для данной работы привлекаются производители оборудования, а также эксперты созданного при Минпромторге России Научно-технического совета по развитию производственно-технических комплексов по переработке отходов производства и потребления.

 5. Несанкционированные свалки: как решить проблему?

Актуальность проблемы иллюстрируют цифры: на 30 ноября 2016 года Росприроднадзором обнаружено 190 тыс. мест несанкционированного размещения отходов, большая часть которых располагается на землях населенных пунктов.
Изменения в законодательстве об отходах, о которых я говорил ранее, направлены, в том числе, и на решение данной проблемы.
Решение проблемы — в создании эффективной системы управления отходами, строительстве и развитие соответствующей инфраструктуры, вовлечении отходов в хозяйственный оборот, экологическое просвещение населения и, конечно же, действенный контроль за соблюдением законодательства.