пресс-центр Информационного агентства «Национальной службы новостей»
1. Какие мероприятия будут проводиться в рамках Года экологии?
В Год экологии Комитет Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при
планировании мероприятий особое внимание уделил экологической проблематике.
При подборе тематики мы
учли акценты, обозначенные Президентом Российской Федерации в своем Послании
Федеральному Собранию и руководствовались необходимостью обратить внимание и организовать диалог органов власти и общественности по назревшим проблемам.
Вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды будут
посвящены «круглые столы» «О реализации Федерального закона
„Об отходах производства и потребления“, „Телецкое озеро —
уникальный природный символ России“, „Законодательное обеспечение
экологической безопасности при геологическом изучении и использовании
недр“ и целый ряд других мероприятий.
Одним из ключевых
событий Года экологии безусловно станет Невский международный экологический
конгресс. Конгресс проводится под эгидой Совета Федерации и МПА СНГ с 2008 года в Санкт-Петербурге и является уникальной площадкой для рассмотрения
наиболее актуальных экологических проблем.
Наш Комитет в рамках
Конгресса отвечает за проведение „круглого стола“ „Развитие
системы особо охраняемых природных территорий как эффективный механизм
сохранения и развития биологического разнообразия“.
Подготовка к Году
экологии была начата в 2016 году. Важно отметить, что в План Правительства
Российской Федерации по проведению Года экологии был включен инициированный
Комитетом и поддержанный руководством Совета Федерации пункт „Реализация
мероприятий в рамках природоохранных проектов под общим названием „Эколята — молодые защитники природы“.
2. Каковы первоочередные экологические проблемы и как планируется их решать?
К сожалению, говорить о коренном улучшении экологической ситуации в стране пока рано. По данным
государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации ежегодно
образуется около 5 млрд. тонн отходов, из них твердых коммунальных отходов – 70
млн. тонн. С недостаточным объемом переработки отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот и наличием «грязных» производств связаны
основные негативные последствия.
В целях выхода из сложившейся ситуации пришло осознание необходимости экологической реформы,
основы которой заложены Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране
окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации“
и Федеральным законом № 458-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации“.
Целью указанной реформы
является экологизация российской экономики на основе отказа от устаревших
технологий, а также построение эффективной системы обращения с отходами.
Принятый в июле 2014 года Федеральный закон № 219 направлен на совершенствование системы
нормирования в области охраны окружающей среды и введение мер экономического
стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных
технологий.
Основной целью
законопроекта является предотвращение и снижение негативного воздействия
хозяйственной деятельности на окружающую среду. Переход к новой системе
нормирования в области охраны окружающей среды будет осуществляться поэтапно, в период до 2020 года.
Для реализации
намеченных целей Федеральным законом № 219-ФЗ предусмотрено:
разделение предприятий
на 4 категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую
среду и применение к каждой категории дифференцированных мер государственного
регулирования;
введение
технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий для
объектов I категории;
замена 3-х действующих
разрешений на выбросы, сбросы, отходы комплексным экологическим разрешением,
декларацией о негативном воздействии на окружающую среду и представлением
отчетности.
Когда этот закон
заработает в полную силу, мы ожидаем получение положительного эффекта,
связанного со снижением негативного воздействия на окружающую среду вследствие
экологической модернизации производств.
Принятый в декабре 2014 года Федеральный закон № 458 заложил основы для создания новой системы
управления отходами. Для этого регионы должны проделать большую работу:
разработать и утвердить территориальные схемы и региональные программы в области обращения с отходами, а также заключить соглашения с региональными
операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Переход на новую
систему регионы должны закончить до 1 января 2019 года.
Наш Комитет отслеживает
ситуацию в этой сфере. По информации, предоставленной нам Минстроем России, конкурсные
отборы региональных операторов прошли в Камчатском крае, Краснодарском крае,
Ивановской области. Планируется объявить конкурсные отборы по выбору
региональных операторов в течение первого квартала 2017 года в 14 регионах,
первого полугодия 2017 года – 13, второго полугодия 2017 года – 28.
Предполагается, что
произойдет снижение образования количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, что позволит значительно
снизить объем отходов, размещаемых на полигонах.
3. Как
будет осуществляться защита растений и животных, обитающих на территории
России?
Российская Федерация,
территория которой занимает 1/6 часть мировой суши, играет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия планеты: на ее территории представлена
значительная часть мирового видового разнообразия. Фауна страны насчитывает около 270 видов млекопитающих (7% от мирового
количества), 732 видов птиц (17%), около 75 видов рептилий (1,2%), 27 видов
амфибий (0,6%), более 500 видов рыб (2,5%), более 20000 видов высших растений
(8%). Охотничьи ресурсы составляют значительную часть природного капитала Российской
Федерации: это более 80 видов млекопитающих и 144 видов птиц.
Основы законодательного
регулирования отношений в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, заложены в Федеральных законах от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», от 17.02.1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»; от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 24.07.2009
№ 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»; от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов».
Приняты различные
программы по сохранению редких видов животных. Например, Стратегия развития охотничьего хозяйства в России до 2030 года, Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой
исчезновения животных, растений и грибов на период до 2030 года. Усилена
ответственность за незаконную добычу и оборот диких животных и водных
биоресурсов, занесенных в Красную книгу.
4. Утилизация промышленных и бытовых отходов – новые технологии и ответственность за нарушение закона?
Что касается
ответственности за нарушение законодательства об отходах, то в Кодексе
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*.
В части новых
технологий по утилизации промышленных и бытовых отходов сообщаю: решением
Правительства Российской Федерации** Минпромторг России наделен полномочиями по осуществлению деятельности по координации и стимулированию технического
перевооружения, модернизации отходоперерабатывающих комплексов, развития
технологий переработки отходов. В настоящее время указанным Министерством
ведется работа по сбору и анализу информации о российских и иностранных
технологиях в области обращения с отходами, возможностях их широкого применения
в российских условиях. Для данной работы привлекаются производители
оборудования, а также эксперты созданного при Минпромторге России
Научно-технического совета по развитию производственно-технических комплексов
по переработке отходов производства и потребления.
5. Несанкционированные свалки: как решить проблему?
Актуальность проблемы
иллюстрируют цифры: на 30 ноября 2016 года Росприроднадзором обнаружено 190
тыс. мест несанкционированного размещения отходов, большая часть которых
располагается на землях населенных пунктов.
Изменения в законодательстве об отходах, о которых я говорил ранее, направлены, в том
числе, и на решение данной проблемы.
Решение проблемы — в создании эффективной системы управления отходами, строительстве и развитие
соответствующей инфраструктуры, вовлечении отходов в хозяйственный оборот,
экологическое просвещение населения и, конечно же, действенный контроль за соблюдением законодательства.