программа «Парламентское утро» по темам 406-го заседания Совета Федерации
В зоне особого внимания
государства находятся вопросы создания эффективной отходоперерабатывающей
отрасли и экологическая модернизация производства. С недостаточным объемом
переработки отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, наличием
«грязных» производств связаны основные негативные последствия. Без
решения этих вопросов не решить задачу по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Остановлюсь на отходах.
Принятый в декабре 2014 года Федеральный закон № 458 внес коренные изменения в законодательство об отходах производства и потребления, направленные на создание новой, более
эффективной системы обращения с отходами, решающая роль в которой отводится
именно субъектам Российской Федерации. Регионы наделены Законом всеми
необходимыми полномочиями в области обращения с отходами.
Субъекты Российской
Федерации должны до 1 января 2019 года перейти на новую систему обращения с отходами — разработать и утвердить территориальные схемы в области обращения с отходами, выбрать регионального оператора и установить новые тарифы для
населения на услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.
Комитет в рамках
парламентского контроля осуществляет
мониторинг реализации 458-го закона. На основании официальной информации
Минстроя России конкурсные отборы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами прошли в Камчатском крае, Краснодарском крае, Ивановской
области.
Планируется объявить
конкурсные отборы по выбору региональных операторов в течение первого квартала
2017 года в 14 субъектах Российской Федерации.
В апреле на «круглом
столе» мы рассмотрим реализацию субъектами Российской Федерации норм данного
Закона, а также проблемы, с которыми они столкнулись в ходе такой работы.
Остановлюсь на принятом
в июле 2014 годе Федеральном законе № 219, или как его называют Законе о наилучших доступных технологиях.
Основной целью
законопроекта является предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду путем установления нормативов и планов
снижения загрязнений.
Закон № 219
предусматривает разделение предприятий на четыре категории по степени их негативного
воздействия на окружающую среду. Это позволит сосредоточиться на основных
загрязнителях, а по отношению к остальным – сократить избыточное
административное регулирование.
Закон реформирует
систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду и стимулирует
введение экологически безопасных технологий путем перехода на так называемые
принципы НДТ – наилучших доступных технологий.
Экологическая
модернизация предприятий будет проводиться на основе программ повышения
экологической эффективности.
Законом
предусмотрен поэтапный переход на новую систему регулирования (до 2025 года).
Предприятия должны
увидеть материальную выгоду от перехода на современные технологии, перехода на программы модернизации производств, на внедрение современных очистных систем.
Когда этот закон
заработает в полную силу, мы ожидаем получение положительного эффекта,
связанного со снижением негативного воздействия на окружающую среду вследствие
экологической модернизации производств.