Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинина на заседании Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации

Уважаемые коллеги!
 

Вопросы законодательного обеспечения государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности и импортозамещения в части, касающейся продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, являются одними из приоритетных в деятельности Совета Федерации.
Члены Совета Федерации были соавторами Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности …» и Кодекс … об административных правонарушениях», принятого летом прошлого года.
Принятие Закона способствовало созданию условий, обеспечивших сдерживание роста цен, а также внесло определенный вклад в снижение общего уровня инфляции в стране.
Произошло сокращение сроков оплаты поставляемых продовольственных товаров. Более чётким стало определение пакета документов, подтверждающих начало отсчёта срока оплаты.
В рамках осуществления мониторинга правоприменительной практики Закона «О торговле…» были направлены запросы во все субъекты Федерации.
Полученные ответы еще раз подтвердили, что имеют место нарушения исполнения установленных Законом антимонопольных правил и требований.
Имеются случаи понуждения поставщиков к предоставлению существенных скидок от заявленной цены поставки, понуждения поставщиков к снижению цены на размер уменьшившихся бонусов, к поставке товаров по цене ниже заявленной цены поставки, к оплате различных дополнительных услуг и т. д.
Кроме того, наблюдаются немотивированный рост штрафных санкций, накладываемых торговыми сетями, появление новых видов штрафов, проблема возврата поставщиками нереализованной скоропортящейся продукции. Торговые сети оставляют за собой право не выкладывать на прилавок свежую продукцию до реализации предыдущей партии товара.
Иногда создаются искусственные преграды для местного производителя, которые мотивируются решениями центральных офисов, не несоответствием местной продукции ассортиментной политике торговой сети, на особенности организации логистической деятельности и т. д.
Особо подчеркну, что по имеющейся информации поставщики неохотно обращаются с официальными заявлениями о фактах нарушения их прав торговыми сетями, опасаясь последствий с их стороны.
Все эти вопросы были обсуждены на проведенных в марте текущего года парламентских слушаниях «О ходе реализации Закона о торговле…».
По итогам мероприятия подготовлены рекомендации, содержащие конкретные предложения, направленные на совершенствование правового регулирования в данной сфере.
Мы будем продолжать мониторинг правоприменительной практики Закона «О торговле …» и готовим предложения по внесению изменений в него, в том числе в части регулирования многоформатной и ярмарочной торговли.

Уважаемые участники заседания!
Несколько слов об импортозамещении. Оно, наряду с очень существенными объемами господдержки в последние годы, явилось важнейшим фактором, обеспечивающим стабильный рост производства продукции агропромышленного комплекса. Только две цифры. За прошлый год рост производства сельхозпродукции превысил 4 процента, получен рекордный урожай зерна – более 119 млн. тонн.
В настоящее время превышен или практически достигнут уровень большинства показателей Доктрины продовольственной безопасности.Растет экспорт сельскохозяйственной продукции и не только зерна. За прошлый год он составил порядка 17 млрд. долларов.
По имеющимся экспертным оценкам объём импортных продовольственных товаров в общей массе внутреннего рынка составляет около 10–15%. При этом в 2016 году доля импортных продовольственных товаров в России упала до рекордного минимума.
Не могу не подчеркнуть, что, по данным Росстата, доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России составила за 2016 год 23 процента. А ведь было время, когда этот показатель по отдельным регионам превышал 50 процентов.
Для закрепления полученных результатов необходим комплекс мер, включающий, в том числе государственную поддержку и совершенствование ее механизмов, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. При этом следует учитывать ограниченные в современных условиях возможности федерального бюджета.
В части, совершенствования нормативной правовой базы важное значение имеет скорейшее внесение Правительством в Госдуму законопроекта «О производстве и обороте органической продукции». Что, в свою очередь будет способствовать улучшению качества и росту экспорта отечественного продовольствия.
Кроме того, необходимо скорейшее завершение работ над законопроектами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты … по вопросам виноградарства и виноделия …», «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс … об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции».
Не менее важным является обеспечение доступа сельхозпроизводителей на рынок и особенно малых форм хозяйствования, фермеров. Нельзя обойтись без участия регионов в развитии многоформатной торговли сельхозпродукцией и прежде всего ярмарочной торговли. Необходимо учитывать, что Закон «О розничных рынках…» предусматривает, что на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предоставлять торговые места для сельхозпроизводителей в количестве, установленном субъектом Федерации или органом местного самоуправления, но это должно быть не менее чем 50 процентов торговых мест.
Хочу воспользоваться данной трибуной и обратиться к Министерству промышленности и торговли с просьбой ускорить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «О торговле …» в части совершенствования правового регулирования организации ярмарок. Законопроектом вводится новый понятийный аппарат, уточняются полномочия органов госвласти регионов и органов местного самоуправления в части организации ярмарок, определяется правовой статус их организации и всех участников процесса. Таким образом, предлагается законодательно установить четкие и понятные правила организации ярмарочной торговли для всех ее участников ярмарочных отношений.

Коллеги!
Решение имеющихся проблем может быть наиболее эффективно осуществлено совместными скоординированными действиями федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, научного и экспертного сообщества, практиков.

Спасибо за внимание.