Уважаемые коллеги!
Ряд
проведённых ранее в Совете Федерации мероприятий заложил основы сегодняшней
встречи, обозначил проблему кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
Практически
во всех решениях и постановлениях Совета Федерации постоянно отмечалась
необходимость обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами, что,
несомненно, является одной из ключевых проблем дальнейшего развития сельского
хозяйства в целом.
Современная
экономика, в том числе аграрная, нуждается в специалистах, чья эффективность и результативность напрямую зависят от их интеллектуального потенциала и способностей применения своих знаний на практике. Достижение весомых
конкурентных преимуществ, выход в благоприятные сегменты аграрного и других
рынков требуют от всех участников данного процесса человеческих ресурсов,
обладающих все более высоким уровнем квалификации и способностей, поэтому
качество подготовки специалистов должно постоянно улучшаться.
Сейчас очень
стабильно развивается аграрный сектор. В 2016 году рост производства
сельхозпродукции составил 4,8% и по основным продуктам питания достигнуты
пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности. Повышение
конкурентоспособности агропромышленного комплекса меняет самое главное, жизнь людей, работающих
на селе.
Благодаря
поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, нам,
совместно с Минсельхозом России, удалось сохранить действие ФЦП
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с которой только в прошлом году было
построено более полумиллиона квадратных метров жилья в сельской местности. И среди тех, кто въехал в новые дома, более двух третей – молодые специалисты. Продолжается газификации
сельских территорий, обновление инженерной и социальной инфраструктуры.
Однако,
по‑прежнему, одной из важнейших проблем в АПК, требующей постоянного
внимания, остается кадровая, ведь без соответствующего
профессионального потенциала решение практических задач развития
сельскохозяйственного производства будет все более затруднительным.
В Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
предусматривается подготовка высококвалифицированных кадров, однако имеющиеся в настоящее время проблемы в обеспечении сельского хозяйства трудовыми ресурсами, связаны с рядом
объективных проблем, требующих скорейшего решения, среди которых — тяжелые
условия труда, низкая заработная плата, составляющая половину средней по национальной экономике, дефицит жилья, школ и в целом инфраструктуры в сельской
местности, несопоставимой по уровню с теми же показателями в городских центрах.
Кроме того,
нынешний кадровый состав отрасли стареет в целом. За последние годы, в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых
сельскохозяйственных профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые
места, по ряду уже озвученных выше причин, непривлекательны для молодежи.
Именно
развитие обеспеченного всеми современными, в том числе цифровыми технологиями
сельскохозяйственного производства, будет способствовать не только повышению
производственных показателей, но и привлечению на село квалифицированных
специалистов-аграриев.
Не вызывает
сомнений, что для достижения такого результата прежде всего необходима основа —
качественное образование, при этом не только соответствующее высочайшим
требованиям к современному производству продукции, но и включающее в себя всю
цепочку образовательной системы: от дошкольных учреждений до переквалификации
взрослого населения, проживающего на сельских территориях.
Выбор
будущей профессии нередко определяет всю траекторию жизни человека. И чем
раньше и успешнее он сделан, тем большего он сможет достичь. Вот почему одним
из приоритетов становится ранняя профориентация.
Убежден, что
образование может и должно стать локомотивом, который способен вытащить
российское село из затяжного кризиса.
В этом зале
присутствуют руководители наших аграрных
вузов, которые более подробно расскажут о системе аграрного образования.
Остановлюсь только на несколько основных
моментах.
Ни для кого
не секрет, что аграрное образование – дорогостоящее. Чтобы выучить ветеринара,
например, требуется, по оценкам зарубежных специалистов, ровно столько, сколько
необходимо на обучение врача, или в четыре раза больше, чем на обучение
педагога или психолога. А нормативы финансирования за счет средств бюджетов
бюджетной системы Российской федерации в расчете на одного обучающегося в образовательных
организациях высшего образования, находящихся в ведении разных федеральных
органов государственной власти, различаются в два и более раза.
Следует
также отметить, что наши аграрные образовательные учреждения обладают рядом
особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Действительно, зачастую
аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их
неэффективностью, а тем, что средний балл ЕГЭ, который имеют абитуриенты при
поступлении на направления подготовки по сельскому, лесному и рыбному
хозяйству, напрямую связан с уровнем и качеством подготовки обучающихся в средней школе. В аграрные вузы поступают в основном выпускники сельских школ –
более 60 процентов, у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у городских школьников.
В настоящее
время особое внимание необходимо уделять подготовке кадров в аграрных вузах по экономике и управлению. В современных условиях особо актуально стоит вопрос о повышении экономической эффективности деятельности предприятий АПК, а квалифицированный специалист в сфере экономики АПК, маркетинга и других
профилей подготовки обязан, прежде всего, знать технологии производства и переработки продукции, особенности развития живых организмов, поскольку эти
факторы оказывают существенное влияние на результативность деятельности
предприятия, тем более, что вряд ли выпускник чисто экономического вуза будет
обладать знанием специфики сельскохозяйственного производства, да и далеко не каждый из них планирует в дальнейшем работать на селе.
Именно
поэтому вопросы обеспечения качества образовательной деятельности аграрных
вузов должны решаться совместными усилиями министерств и ведомств –
Минсельхоза, Минобрнауки, Минфина, Рособрнадзора.
Нельзя
забывать, что образование – это не только высшие учебные заведения. В сельскохозяйственной
сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность, если мы хотим, чтобы
российская деревня не опустела. Ведь не секрет, что институт сельской семьи
рассматривается пока, в основном, как инструмент решения демографических
проблем государства и обеспечения городского населения продовольствием, а не как общественный институт, формирующий сельский уклад жизни, сохраняющий
культуру и язык народов России. Соответственно, необходима координация усилий
всех заинтересованных лиц по формированию положительного образа сельского
уклада жизни и уважительного отношения в обществе к сельскому труду. Сегодня в отрасли отсутствует системная работа по организации непрерывного обучения,
координации повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на приход
инноваций и глобализацию современного общества, на селе по‑прежнему сохраняется
много традиционных технологий, где требуются специалисты на уровне начального
профессионального образования. Необходимо поднять престиж крестьянского труда,
на котором держится аграрная экономика любого государства. И для сохранения
такой преемственности целесообразно обеспечить координацию учебных программ
образовательных заведений всех уровней. В эту структуру должна вписаться и сельская школа. И, конечно, в идеале, ни одно звено этой цепи не должно быть
ущемленным, особенно наши училища, колледжи и техникумы, поскольку практика
показывает, что механическое увеличение объемов подготовки специалистов вузами
страны не решает задачи комплектации предприятий АПК квалифицированными
кадрами. Необходима глубинная модернизация сельскохозяйственного образования,
чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Уважаемые
коллеги, в Ваших раздаточных материалах присутствует подготовленная к нашим
парламентским слушаниям информация от органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, министерств и ведомств России по данному вопросу, а также
проект рекомендаций. Надеюсь, что данный документ, доработанный с Вашей
помощью, послужит хорошей основой для совершенствования законодательной базы
Российской Федерации в области подготовки кадрового обеспечения АПК.
Желаю всем нам успешной и плодотворной работы.