Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинина на российско-французском парламентском семинаре «Роль парламентов и экспертного сообщества в выработке решения по проблеме изменения климата. Актуальные задачи реализации Парижского соглашения»

Уважаемый господин президент ЭПТА (OPECST) Жан-Ив Лё До,
члены французской делегации, коллеги и друзья! 

Позвольте вас поприветствовать в стенах Совета Федерации. Я и мои коллеги по Комитету рады вас видеть в Москве на Российской земле.
В нынешних непростых международных условиях крайне важно сохранить позитивный потенциал российско-французского партнерства, продолжить межпарламентский конструктивный диалог по актуальным вопросам двусторонних отношений и ключевым проблемам мировой политики в интересах народов двух государств и всей Европы.
Для нас, членов Верхней Палаты Российского парламента, значимым является участие в возглавляемой Вами, господин Лё До, организации, поскольку дает доступ к актуальной информации.
Сегодня наш парламентский семинар продолжает свою работу, которую Вы начали с первых дней Вашего визита в Ставрополе с участием депутатского корпуса и студентов Ставропольского края, в ходе вчерашних встреч с учеными института социально-политических исследований РАН.
Экологическое развитие Российской Федерации осуществляется в интересах будущих поколений и в этой связи для нашего Комитета экология является одной из важнейших составляющих нашей работы.
Как известно, в декабре 2015 года на Всемирной конференции ООН в Париже 197 делегаций из различных стран мира пришли к соглашению о том что, для предотвращения необратимых негативных последствий для экологии человечеству необходимо удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5–2оС по отношению к соответствующему показателю доиндустриальной эпохи.

Для достижения данной цели участники соглашения обязались:

— принять национальные планы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу и пересматривать их в сторону усиления каждые пять лет;

— к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на «зеленые» (энергосберегающие) технологии и безуглеродную экономику (использовать альтернативные источники энергии);

— ежегодно выделять в Зеленый климатический фонд $100 млрд. для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам.

В Парижском соглашении не прописаны конкретные количественные обязательства по снижению или ограничению выбросов парниковых газов, предполагается, что каждое государство будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере.
Еще задолго до парижских соглашений в нашей стране в 2004 году был ратифицирован Киотский протокол, а в 2009 году Президентом России была утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации. По сути, она является отправной точкой формирования климатической политики. В 2011 году Правительством был утвержден план реализации Климатической доктрины, который корректируется статьями Парижского соглашения. А в 2013 году Указом Президента Российской Федерации определено, что мы должны достичь сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году на уровне не более 75 процентов от объема этих выбросов в 1990 г. В рамках данного указа Правительство реализует ряд мероприятий. В первую очередь сейчас формируется система государственного учета и отчетности о выбросах парниковых газов. При этом особо подчеркну, что Парижское соглашение готовилось при активном участии Российской Федерации. Парижское соглашение подписано Российской Федерацией, а поэтапный план подготовки к ратификации Соглашения в настоящее время регулируется распоряжением Правительства, принятом в конце 2016 года.
Несмотря на серьезную подготовительную работу в этом направлении, Правительство Российской Федерации в конце 2016 года утвердило план реализации комплекса мер по совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов и подготовке к ратификации Парижского соглашения. План предусматривает, что в 2016–2017 годах (в декабре 2016 года и в декабре 2017 года) Министерство экономического развития оценит потенциальное влияние Парижского соглашения на экономику страны, представит доклады в Правительство. А в первом квартале 2019 года Министерство природных ресурсов подготовит проект доклада Президенту о целесообразности ратификации Парижского соглашения.
В настоящее время ключевой вопрос – достижение кардинального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоемы и в почву, прежде всего за счет технологического перевооружения промышленности, внедрения наилучших доступных технологий, да, это, безусловно, уже сегодня требует серьезных финансовых вложений, но необходимо понимать, что экологически чистые технологии, в конечном итоге, приводят к серьезному экономическому выигрышу.
Процесс ратификации Парижских соглашений – это процесс подготовки к выполнению тех обязательств, которые мы принимаем. Убежден, что к данной проблеме необходимо подходить взвешенно, прежде всего, оценивать все аспекты, обеспечивающие модель экологического устойчивого развития экономики нашей страны. При этом должны быть разработаны соответствующие документы, например, национальная Стратегия низкоуглеродного развития. На ее подготовку требуется время. Но этот документ нужно еще вписать в наше законодательство, потребуется внесение поправок в законы, исключающих возможные противоречия в них.
Совет Федерации – это палата регионов, развитию экономики которых, сенаторы уделяют особое внимание. Реализация экологических задач потребует серьезных структурных изменений в экономиках субъектов Российской Федерации, при этом обращаю внимание участников нашего семинара, что в Российской Федерации находится примерно семь климатических зон, поэтому подготовить единую федеральную стратегию адаптации невозможно без привязки к ее региональным аспектам. Семь климатических зон – это серьезно. Следует понимать, что от зоны к зоне меняется климат. Мы осознаем масштаб нашей страны (общая площадь территорий России составляет 17125191 кв. км, далее Канада – 9,9 млн. кв. км, США – 9,6, Китай – 9,5) и мы понимаем разнообразие и динамику изменения погодно-климатических условий, в различных временных интервалах на ее территории. Поэтому Правительство рекомендовало использовать всем субъектам Российской Федерации в своих региональных программах аспекты изменения климата и учета выбросов парниковых газов.
Нет сомнений, что в ближайшее время и далее, конкурентоспособными могут быть только «зеленые» технологии.
В этой связи необходим комплекс мер по улучшению теплоизоляции зданий и тепловых сетей и ужесточение регламентирующих их строительство норм, внедрение счетчиков тепла и термостатов, модернизация систем отопления, вентиляции и кондиционирования (в том числе развитие методов управления этими системами), развитие лесного хозяйства. Такие мероприятия требуют финансовых вложений, но это чисто коммерческие инвестиции с реальным и коротким сроком окупаемости.
А вот массовое строительство в РФ «безуглеродных» электростанций (СЭС, ВЭС, АЭС и ГЭС), установка оборудования по улавливанию и хранению СО2 и самое главное – введение углеродного сбора, может привести к усилению налогового бремени предприятий, сокращению рабочих мест и, в конечном счете, ухудшению социально-экономического положения населения.
Мы живем в непростых экономических условиях, и любые непродуманные решения могут оказать серьезное влияние на состояние экономики нашей страны.
И в этой связи хотел бы отметить, что европейские страны нас призывают срочно присоединиться к Парижскому соглашению и срочно его выполнять, потому что «так делают все цивилизованные страны», при этом из года в год продлевают антироссийские санкции.
Убежден, что глобальная экологическая роль России недооценена, принимая во внимание российские запасы лесных ресурсов, которые составляют свыше 25% от мировых, в Российской Федерации 13 млн. квадратных километров лесов. Кроме того, в России находится около четвертой части всех мировых запасов пресной воды.
В этой связи должна быть зафиксирована важная роль лесов как основных поглотителей парниковых газов. Для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами и многое делает для сохранения «легких» планеты, это особенно важно.
Очевидно, что Парижское соглашение – хороший стимул и возможность выйти эволюционным путем на траекторию устойчивого в отношении изменения климата низкоуглеродного развития.
Прежде всего, это касается автотранспорта, работающего на бензиновом топливе, при потреблении которого образуется значительный «углеродный след», отражаемый долей выбросов парниковых газов в общем объеме выбросов.
Сокращение этой доли возможно при отказе от бензина и переводе автотранспортных средств на компримированный природный газ (КПГ).
В настоящее время в России расширяется парк автомобилей, работающих на КПГ, который на данный момент оценивается Газпромом примерно в 100 тыс. единиц.
И еще одну тему хочу обозначить – это развитие атомной генерации сегодня становится настоящим мировым трендом.
Ведь не случайно развитие экологически чистых источников энергии, к которым ООН относит как возобновляемые источники энергии, так и атомную энергетику, является ключевым механизмом решения климатических проблем. По мнению большинства международных экспертов, атомная энергетика должна сыграть главную роль в решении задач по противостоянию глобальному потеплению и защите окружающей среды.
Для нас россиян безуглеродный энергобаланс – не мечта, а реальность. Конечно, многие защитники природы пока выступают против ядерной энергетики, но уже есть ряд обоснованных научных причин, говорящих, что именно технологии мирного атома – наш шаг в будущее».
Действительно, исследования показывают, что сегодняшний уровень технологий позволяет создавать ядерные реакторы четвертого поколения, отличающиеся высочайшим уровнем безопасности и чистоты эксплуатации. Атомные электростанции препятствуют выбросам миллионов тонн парниковых газов.
При этом атомная энергетика должна стать локомотивом на пути развития инновационных технологий в сфере энергообеспечения.
Примечательно, что российские ядерные технологии высоко ценятся во всем мире. Сегодня отечественные специалисты принимают участие в проектировании и строительстве атомных электростанций в ряде зарубежных стран – Венгрии, Турции, Иордании и других. По сути, на атомную отрасль сегодня ложится вся базовая нагрузка в обеспечении экономики электроэнергией, поскольку, среди прочих экологических преимуществ, энергия, вырабатываемая на атомных электростанциях, является гарантированной и обеспечивает очень высокий уровень предсказуемости цены: на стоимость ядерного киловатта и ценообразование на энергорынке практически не влияют сырьевые колебания цен.
Российские специалисты в атомной энергетике уже внесли существенный вклад в развитие отрасли. Сегодня наша страна является мировым лидером по количеству строящихся энергоблоков.

Благодарю за внимание.