Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинина на парламентских слушаниях «О ходе реализации Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы рады приветствовать всех, кто принял наше приглашение для участия в обсуждении крайне актуального вопроса вынесенного в название парламентских слушаний «О ходе реализации Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“.

Как вы знаете, летом прошлого года мы приняли Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который устанавливает новые взаимоотношения в цепочке производитель – торговые сети. Особое внимание уделяется реализации этих последних поправок, призванных защитить права отечественного производителя на продовольственном рынке, восстановить справедливые отношения между торговыми сетями и производителями, обеспечить протекционистские меры отечественному производителю, что, в свою очередь, предполагает контроль и мониторинг их исполнения. В этой связи, в том числе по инициативе Совета Федерации, был проведен комплекс различных мероприятий по мониторингу исполнения закона с участием ФАС России, Минпромторга и Минэкономразвития, Роспотребнадзора, региональных Департаментов торговли и услуг, торгово-промышленной палаты, отделений ООО «ОПОРА РОССИИ», Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ, Объединения потребителей России, представителей торговых сетей и товаропроизводителей, профильных отраслевых Союзов и Ассоциаций, подготовлены рекомендации региональными Законодательными собраниями, проведены рейды по выявлению наценки со стороны контролирующих и общественных организаций и т. д.

Полученные данные об эффективности правоприменения Закона в целом зафиксировали положительный результат. Реализованные изменения в законодательство позволили установить превентивные меры защиты прав потребителей и производителей продукции.

• Принятие данного закона позволило сдержать рост цен, а также внесло существенный вклад в снижение общего уровня инфляции в стране.

• Сокращение сроков оплаты. Если раньше сроки оплаты варьировались от 12–45 дней, то теперь поставщики отмечают, что оплата товара проводится за 8–40 дней. Кроме этого, более чётким стало определение пакета документов, подтверждающих начало отсчёта срока оплаты.

• Имея однозначный тренд на понижение цен, сети, как минимум, не повышали цены на полке, а в некоторых случаях — понижали, что привело в итоге к процессу дефляции в августе-сентябре этого года, а также повлияло на понижение продовольственной инфляции и снижение общей годовой инфляции.

Тем не менее, мониторинг показывает, что торговые сети ищут возможности обойти введённые меры защиты отечественных производителей продуктов питания.
Закон вступил в силу 15.07.16, а договоры позволили приводить в соответствие до 1.01.2017 — целые полгода после вступления нового закона ритейлеры сохраняли старые практики, а непосредственно перед 1.01.2017 стали изменять и не успели — и начали предлагать поставщикам снизить цены на 10% (X5 Retail Group попросила поставщиков снизить закупочные цены на 10% на фоне укрепления рубля). То есть отечественных производителей, которые не имеют отношения к курсу доллара, продолжают путать с зарубежными.
Поставщики подают сигналы о том, что сети продолжают искать пути обхода 5% ретробонуса, с целью увеличения своей маржи. Это принуждение производителей к предоставлению существенных скидок от заявленной цены поставки продуктов питания; немотивированный рост штрафных санкций, появление новых видов штрафов; принуждение к поставке продуктов по цене ниже цены поставки, указанной в договоре, в целях проведения рекламных акций за счет производителя.
Торговые сети, в свою очередь, увеличили валовую выручку за счёт резкого увеличения торговой наценки, которая в ряде случаев доходит до 300%. В результате без особых ценовых колебаний для потребителя, происходит одномоментное и повсеместное увеличение торговой наценки, что может свидетельствовать о признаках нарушения торговыми сетями антимонопольного законодательства.
Участники мониторинга в подавляющем большинстве выражают мнение, что нужно защитить отечественного производителя от кабальных условий договоров и даже, в ряде случаев, их подмены в интересах торговых сетей, ограничить штрафы и ввести симметричную ответственность торговых сетей, запретить скидки и требования скидок, а также пресечь другие виды недобросовестных практик торговых сетей-монополистов, доля которых превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, городского округа.

Продолжится ли рост цен и что выиграл конечный потребитель от правоприменения Закона? Получил ли реальные преференции отечественный производитель? Оправдана ли и необходима радикальная мера регулирования рынка – ограничение торговой наценки? Эти и другие вопросы предлагаю обсудить в ходе слушаний.
Уверен, что профессиональный диалог участников парламентских слушаний поможет выработать конструктивные предложения, которые будут учитываться при формировании государственной политики в области торговли.