Выступления и публикации

Интервью Г.А. Горбунова по итогам 7-го Невского международного экологического конгресса

 Для программы «Сенат» 03.06.2015 года


1. Вопрос: «Каковы основные итоги седьмого Невского международного экологического конгресса?»

Участники седьмого Невского международного экологического конгресса, который проходил под девизом «Стратегия экологической безопасности: механизмы реализации», осознавая сложность и многоплановость проблем экологической безопасности, их трансграничный характер и глобальный масштаб, констатируют необходимость совместных усилий всех государств для снижения антропогенного влияния на климат планеты, противодействия деградации природных систем, снижения риска техногенных катастроф.
В рамках седьмого Невского международного экологического конгресса наш Комитет провел заседание «круглого стола» № 2 «Эколого-ориентированное сельское хозяйство: методы управления почвенными ресурсами». В заседании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители парламентов государств участников СНГ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, местных органов власти, делового сообщества, научных учреждений и экспертного сообщества, а также зарубежные специалисты. Всего более 80 человек.
На Конгрессе также обсуждались и другие актуальные вопросы обеспечения экологической безопасности, связанные с управлением водными ресурсам, рациональным природопользованием и обращением с отходами.
Хочу более подробно остановиться на теме обращения с отходами. Это одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем, к решению которой нам совместными усилиями удалось наконец‑то приступить.
В 2014 году после многолетних усилий на базе законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, при активной поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, был принят Закон, направленный на совершенствование законодательства об отходах производства и потребления и создание системы обращения с отходами.
Благодаря этому Закону появляются средства для финансирования государственных и региональных программ в области обращения с отходами путем введения экологического сбора. Кроме того, субъектам Российской Федерации от органов местного самоуправления передаются основные полномочия в области обращения с отходами.
В конце года Комитет запланировал проведение совещания, на котором будет обсуждаться готовность нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрена Законом. По итогам совещания Комитет проинформирует Совет Федерации о ходе практической реализации указанного Закона.

2. Вопрос: «Какова мировая тенденция развития органического сельского хозяйства?»

Мировое органическое сельское хозяйство развивается стремительными темпами. Производство органических продуктов в мире сосредоточено в 154 странах. Статистические данные, полученные Исследовательским институтом органического сельского хозяйства (FIBL, 2013), свидетельствуют, что в 2013 году сертифицированное органическое сельскохозяйственное производство характеризуются следующими показателями:
– 35 млн. гектар земель, занятых органическим сельским хозяйством, находящихся в пользовании почти 1,4 млн. производителей продукции (лидерами мирового рынка по производству органической пищевой продукции являются страны Европы (8,2 млн. гектар), Латинской Америки (8 млн. га), Северной Америки (2,5 млн. га) и Океании (12,1 млн. га). Странами с максимальным размером площадей, занятых органическим сельским хозяйством, являются Австралия, Аргентина, Бразилия и Китай);
– максимальное количество производителей и переработчиков органических продуктов сосредоточено в Индии (340 000), Уганде (180 000) и Мексике (130 000);
– в мире площади, занятые органическим сельскохозяйственным производством, увеличились с 2010 по 2013 год во всех названных регионах в среднем на 3 млн. гектар (или 9%).
В 2013 году общий объем продаж органической продукции в рамках мировой торговли достиг 50,9 млрд. долларов США. Потребительский спрос на данную продукцию наиболее активен в странах Северной Америки и Европы (97% общемирового оборота). Максимальное количество производителей и импортеров сосредоточено на территории Азии, Латинской Америки и Австралии.

3.Вопрос: «Роль и место России в производстве органической продукции?»

В России, одной из ведущих аграрных стран мира, производство органических продуктов недостаточно развито. Доля России в мировом рынке органической сельскохозяйственной продукции по данным IFOAM составляет всего 1,4% (вместе со странами СНГ). По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства в России с 2005 года площади земель, занятых сельскохозяйственным производством, увеличились с 4 000 гектар до 44 000 гектар в 2013 года, что составляет 0,02% от общего количества земель сельскохозяйственного назначения.

4.Вопрос: «Каковы основные сдерживающие факторы развития органического сельского хозяйства в России?»

Сдерживающим фактором для развития производства органических продуктов в России является отсутствие законодательной базы. В настоящее время рынок органической продукции в России функционирует стихийно без воздействия каких‑либо регуляторов со стороны государства. Медленное развитие рынка органических продуктов в России связано со слабой информированностью потребителя. Специализированной торговой рознице сложно работать потому, что отечественных производителей органических продуктов очень мало. Производителям приходится сложно потому, что нет сертифицирующего органа, которому доверяла бы розница.

5.Вопрос: «Какие меры необходимо предпринять для дальнейшего развития этого важного сегмента в отечественном АПК?»

Необходима разработка комплекса мер, включающих меры государственного регулирования и поддержки, и направленных на создание условий для развития наукоемкого, экологически безопасного сельского хозяйства, на минимизацию рисков и негативных последствий ведения хозяйственной деятельности. Федеральному собранию необходимо ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов  4766–5 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части создания дополнительных гарантий целевого использования земель племенных заводов, племенных репродукторов и генофондных хозяйств),  771372–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель»;
– отложить рассмотрение проекта федерального закона № 465407–6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» до представления Правительством Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, разработка которых предусматривается указанным проектом федерального закона.
Кроме того, Правительству Российской Федерации необходимо разработать и утвердить стратегию развития производства экологической продукции и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве, предусматривая в том числе сохранение ценных сельскохозяйственных земель и уникальных почв, создание благоприятных условий для устойчивого функционирования агроландшафтов, а также обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи хотелось бы напомнить высказывание русского ученого-почвоведа Василия Васильевича Докучаева, который отмечал, что «чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство».

Благодарю за внимание.