Алтай, 24.04.2015 г.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В своем выступлении я постараюсь рассказать о федеральных законах, имеющих приоритетное значение для обеспечения стабильности в сельском хозяйстве, принятых в последнее время, и наиболее актуальных законопроектах, над которыми мы сейчас работаем, направленных на развитие аграрного сектора, регулирующих земельные и лесные отношения.
Так, в конце 2014 года в аграрной сфере приняты федеральные законы, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
— о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» по вопросам распространения государственной поддержки на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую переработку сельскохозяйственной продукции;
— о внесении изменений в закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в части предоставления права повторного участия в программе финансового оздоровления;
— федеральный закон, уточняющий порядок осуществления сельскохозяйственного страхования.
Из наиболее значимых федеральных законов, принятых в 2015 году, отмечу два закона, вносящие изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Один из них касается правил проведения государственных закупочных и товарных интервенций, включая порядок и условия приобретения сельхозпродукции у сельхозпроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций и ее реализации. Другой Закон вносит изменения, направленные на осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельхозмашиностроения, повышение эффективности оказания государственной поддержки при приобретении сельхозтехники и оборудования.
В части земельных отношений внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации по вопросам предоставления и изъятия земельных участков. Фактически мы сейчас имеем новый Земельный кодекс. Значительные изменения затронули и Федеральный закон «О кадастре недвижимости», направленные на повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и вводящий механизм проведения комплексных кадастровых работ. Отметим, что финансирование выполнения комплексных кадастровых работ будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Принят закон, устанавливающий особенности предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
В сфере лесных отношений можно отметить федеральные законы, регулирующие вопросы осуществления федерального государственного лесного надзора и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов. Например, изменены правила осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов. Теперь результаты работ по воспроизводству лесов будут оцениваться по конечному результату — по количеству площадей, переведенных в лесопокрытую площадь, т. е. тогда, когда лесопосадки достигнут качества сомкнутого леса. Федеральным законом, устанавливающим ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины, предусматривается введение в эксплуатацию с 1 января 2015 года Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней системы, устанавливается единый сопроводительный документ на перевозку древесины, предусматривается конфискация незаконно заготовленной древесины, транспортных средств и орудий незаконной заготовки древесины. Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушения законодательства об учете древесины и сделок с ней и уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины. Очень важным для лесопользователей и органов управления лесами является и Федеральный закон от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», который предусматривает заключение договоров аренды лесных участков по утвержденным Правительством Российской Федерации типовым формам, а также устанавливает возможность изменения условий заключенных договоров в случаях изменения состояния лесов на арендованных участках.
В приоритетном порядке ведется работа над правительственным законопроектом, который регулирует земельные и градостроительные отношения на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, принятому Государственной Думой в первом чтении. Одним из многих его недостатков является уменьшение границ округов санитарной (горно-санитарной), что повлечет за собой застройку территорий, которые обеспечивают охрану природных лечебных ресурсов. Мы подготовили поправки к данному законопроекту, которые исключают нерегулируемое использование данных территорий, направлены на сохранение природной среды от загрязнения, повышение конкурентоспособность российских курортов на российском и международном рынках туристических услуг.
Большая и непрерывная работа ведется над правительственным законопроектом, также принятым в первом чтении, который предусматривает замену категорий земель территориальными зонами. Главным недостатком этого законопроекта является отмена категории «земли сельскохозяйственного назначения» и установление вместо нее зоны сельскохозяйственного назначения. Видимо основной смысл отмены категорий земель состоит в отмене необходимости перевода земельных участков из одной категории в другую при изменении целевого использования земельного участка. Между тем действующая процедура перевода, в целом, обеспечивает охрану земель, имеющих сельскохозяйственное или природоохранное назначение, в том числе и от необоснованного использования для строительства. В случае принятия законопроекта это может вызвать массовое изменение изначально установленного разрешенного использования земельных участков и, как следствие, их сплошную застройку. Мы направили в Государственную Думу поправки, которые предусматривают защиту сельскохозяйственных земель от застройки. Мы также предлагаем не рассматривать данный законопроект до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии сохранения пахотных земель, т. е. до разработки всех необходимых подзаконных актов и решения вопросов финансирования разработки сельскохозяйственных регламентов.
Кроме этого, нами был подготовлен и внесен в Госдуму в порядке законодательной инициативы ряд законопроектов.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания механизма заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов, О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части установления требований по сохранению анадромных видов рыб на путях нерестовых миграций).
Следует также отметить подготовленный с участием сенаторов законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», направленный на создание условий для упрощения доступа отечественной сельхозпродукции на рынок. Законопроект вводит понятие «услуги по продвижению продовольственных товаров», устанавливает запрет на включение в договор поставки таких товаров дополнительных условий, вводит ограничение на суммарный объем всех выплат поставщиком в пользу торговых предприятий.
При этом мы продолжаем сотрудничать с профильными комитетами Госдумы по доработке ранее внесенных законопроектов. Среди них законопроекты, направленные на установление возможности строительства на фермерских земельных участках инфраструктурных объектов для реализации произведенной сельхозпроизводителями продукции и жилых домов для семей фермеров, на совершенствование порядка предоставления и изъятия земельных участков для целей недропользования, а также законопроекты, направленные на ограничение оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы, на развитие аквакультуры и рыболовства.
В настоящее время данные законопроекты находятся на рассмотрении в Госдуме.
Особо следует отметить важность разрабатываемого Правительством законопроекта «О ветеринарии», а также подготовленного депутатами и находящегося на рассмотрении в Госдуме законопроекта «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», который предусматривает введение нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства — обеспечение технической и технологической модернизации, инновационного развития отрасли.
Комитетом совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации велась работа над законопроектом «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Мы считаем это направление перспективным в развитии АПК.
Не могу не сказать о таком важнейшем направлении деятельности Комитета, как взаимодействие с регионами.
Представители регионов постоянно участвуют в мероприятиях, проводимых Комитетом. Принимаемые по итогам этих мероприятий решения и рекомендации готовятся с обязательным учетом их мнений. Правилом стало приглашение на заседания Комитета при рассмотрении законодательных инициатив субъектов Федерации сенаторов, представляющих эти территории.
Отмечу, что расширенные заседания Комитета, проводимые с участием представителей федеральных и региональных органов власти, ученых, практиков – это очень удачная форма работы. По их итогам принимаются решения Комитета, направляемые в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Так, за 2014–2015 годы рамках Дней субъекта Федерации нами проведены расширенные заседания Комитета с участием представителей Тульской области, Камчатского края, Новгородской области, Рязанской области, Республики Крым. Они были посвящены рассмотрению вопросов недропользования, развития рыбохозяйственного комплекса, лесного и сельского хозяйства, импортозамещения.
Большое значение Комитет придавал участию в работе по подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти. Здесь мы активно взаимодействуем с профильными министерствами и ведомствами, регионами, с Комиссией Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.
Так, Комитетом совместно с Комиссией Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии осуществлялось рассмотрение проектов законодательных инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных ими в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Всего в 2014 году было рассмотрено 20 проектов законодательных инициатив, из которых 17 поддержано. Особо значимые из них:
законопроект Самарской области, который разработан на основании обращений граждан и предоставляет им право осуществлять заготовку валежника на основании разрешений на заготовку древесины;
законопроект Республики Башкортостан о предоставлении участков недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Он расширяет полномочия субъектов Российской Федерации в части распоряжения участками недр местного значения;
законопроект Самарской области, который предусматривает возможность применения норм земельного законодательства о внеплановых проверках и при осуществлении муниципального земельного контроля;
законопроект Вологодской области, который наделяет субъекты Российской Федерации полномочием согласовывать местоположение границ лесных участков в составе земель лесного фонда.
Благодарю за внимание!